Решение по делу №2-1785 от 30.05.2011 года по иску прокурора САО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ИП Абдулхалыгову А.Н.оглы об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-1785/2011

            ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

с участием прокурора Липинской Е.Г.,

при секретаре Киргинцевой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске                                                          30 мая 2011 года

дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Абдулхалыгову А.Н.оглы об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ИП Абдулхалыгову А.Н. об устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений требований пожарной безопасности. Свои требования мотивировал тем, что проведенной совместно с ОНД САО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Омской области в рамках систематических проверок исполнения федерального законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, предупреждении чрезвычайных ситуаций и пресечении возможных преступных посягательств на объектах, расположенных вблизи многоэтажных жилых домов установлено, что торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, эксплуатируется индивидуальным предпринимателем Абдулхалыговым А.Н. в условиях нарушений правил и норм пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер предупреждения терроризма.

При этом, выполнение требований пожарной безопасности является одним из важнейших элементов защиты от террористического акта и минимизации его последствий.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 37 указанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно информации, предоставленной органами государственного пожарного надзора по САО г. Омска в павильоне, эксплуатируемым ИП Абдулхалыговым А.Н. оглы, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, имеющей лицензию на проведение данных работ; допускается эксплуатация электропроводки с нарушениями изоляционных свойств; ширина и высота лестницы основного пути эвакуации не соответствует действующим требованиям.

Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку торговый павильон находится в крупном жилом районе по адресу: <адрес> и относится к объектам, имеющим повышенную пожарную опасность.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Использование павильона для осуществления своей деятельности индивидуальным предпринимателем Абдулхалыговым А.Н. оглы в настоящее время создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц - жителей города Омска.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в частности посетителей станции технического обслуживания.

На основании изложенного просил обязать ИП Абдулхалыгова А.Н. оглы устранить нарушения правил пожарной безопасности в принадлежащем ему павильоне, расположенном по адресу: <адрес>.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать ИП Абдулхалыгова
А.Н. оглы устранить нарушения правил пожарной безопасности в принадлежащем ему павильоне, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре, выполнить расстановку киоска с учетом противопожарных разрывов не менее 15 м., выполнить прокладку электропроводов в соответствии с ПЭУ по несгораемому теплонепроводящему основанию, обеспечить защиту электропроводов от механического повреждения, обеспечить помещение огнетушителями согласно требуемых норм.

В судебном заседании представитель истца поддержала уточненные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик ИП Абдулхалыгов А.Н. оглы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд с согласия представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель ОГПН по САО г. Омска Сизикова Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала по аналогичным основаниям и указала, что последняя внеплановая проверка принадлежащего ответчику павильона проводилась в 2008 году, т.к. в ходе проведенной плановой проверки пожарной безопасности в 2007 году были выявлены нарушения, выдано предписание.

Согласно предписанию ответчику было необходимо выполнить монтаж в павильоне автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, также перенести свой павильон на 15 м. от соседнего в целях соблюдения противопожарного разрыва, выполнить прокладку электропроводов в соответствии с ПУЭ по несгораемому теплопроводящему основанию, обеспечить защиту электропроводов от механического повреждения, прекратить эксплуатацию электроплитки с открытой спиралью, установленной на сгораемом основании, обеспечить помещение огнетушителями.

Однако ответчик данное предписание не выполнил, продолжает свою деятельность, в связи с чем при очередной проверке 11 августа 2008 года был составлен акт и в 2010 году направлено в прокуратуру САО г. Омска соответствующее обращение.

Выслушав представителя истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Статьей 20 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 21 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться пли распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности»).

Статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС.

Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной 07 августа 2007 года ОГПН САО г. Омска проверки помещения-киоска, принадлежащего ИП Абулхалыгову А.Н. оглы по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения противопожарных требований норм и правил: п. 3, 60 108 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства по делам ГО ЧС и ЛПСБ № 313 от 18 июня 2003 года, составлен протокол № 0191 о временном запрете деятельности (л.д. 5).

По результатам проверки ОГПН ЦАО г. Омска ИП Абдулхалыгову А.Н. оглы было вынесено предписание № 391 от 07 августа 2007 года, которым ему предлагалось в срок до августа 2008 года в целях устранения выявленных при обследовании (проверке) нарушений требований пожарной безопасности и в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» выполнить следующие мероприятия:

- выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (НПБ 110-03 т.1 НПБ 104-03 т. 1,2);

- выполнить расстановку киоска с учетом противопожарных разрывов (СНиП 2.07.01-89 п. 6.39 пр.1);

- выполнить прокладку электропроводов в соответствии с ПУЭ по несгораемому теплопроводящему основанию, обеспечить защиту электропроводов от механического повреждения (ППБ 01-03 п. 57; п.3; ПУЭ п.2.1.47);

- запретить эксплуатацию электроплитки с открытой спиралью, установленной на сгораемом основании (ППБ 01-03 П.60);

- обеспечить помещение огнетушителями согласно требуемых норм (ППБ 01-03 П. 108 прилож.3) (л.д. 21-22).

При повторном проведении 11 августа 2008 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности с целью надзора за исполнением предписания ГПН № 391 от 07 августа 2007 было установлено, что в киоске, расположенном по <адрес> не выполнены требования указанного предписания: не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (НПБ 110-03 т.1 НПБ 104-03 т. 1,2), не выполнена расстановка киоска с учетом противопожарных разрывов (СНиП 2.07.01-89 п. 6.39 пр.1), эксплуатация электропроводов производится с нарушением требований ПУЭ (ППБ 01-03 п. 57), помещение не обеспечено огнетушителями согласно требованиям норм (ППБ 01-03 П. 108 прилож.3), о чем составлен соответствующий акт № 1093, с которым ответчик был ознакомлен под роспись (л.д. 23-25).

Ответчик в судебное заседание не явился, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств своих возражений не представил.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства и учитывая, что нарушение ИП Абдулхалыговым А.Н. оглы требований противопожарного законодательства в случае возникновения пожара может повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку помещение по адресу: <адрес> используется для обслуживания граждан, в нем расположена обувная мастерская, рядом с ним находятся иные постройки с большим скоплением людей, которые также могут пострадать в случае возникновения пожароопасной ситуации, суд читает исковые требования прокурора САО г. Омска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ИП Абдулхалыгова А.Н. оглы в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского административного округа г. Омска удовлетворить в полном объеме.

Обязать индивидуального предпринимателя Абдулхалыгова А.Н. оглы устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре;

- выполнить расстановку киоска с учетом противопожарных разрывов не менее 15 м.;

- выполнить прокладку электропроводов в соответствии с ПЭУ по несгораемому теплонепроводящему основанию;

- обеспечить защиту электропроводов от механического повреждения;

- обеспечить помещение огнетушителями согласно требуемых противопожарных норм.

Взыскать с Абдулхалыгова А.Н. оглы государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.           

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение вступило в законную силу 28.06.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200