Дело № 2-52/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего Солодкевича И.М. при секретаре Халецкой Л.И. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 19 апреля 2011 года гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» к Шмакову С.Л., Кисьянцеву А.В., Полищук Л.Л., Рекут А.С., Субботину О.Ю., Старковой Л.К., Сафарян Л.А., Бесман В.С., Амиргазину К.Ж., Литовкину Н.Н., Павинской И.П. и Фиронову В.В. о сносе заборов и самовольных строений У С Т А Н О В И Л : Прокурор Центрального административного округа города Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Омской области и муниципального образования город Омск с иском к Васильеву Н.Н., Ткаченко А.Н., Тысевич М.В., Шмакову С.Л., Губаревой Л.Д., Ермакову А.В., Кисьянцеву А.В., Матросовой Л.В., Рекут А.С., Субботину О.Ю., Старковой Л.К. и Сафарян Л.А. о сносе заборов и самовольных строений (т. 1 л.д. 3-5). После неоднократного уточнения иска в части ответчиков, оснований и требований (т. 2 л.д. 30-35), прокурор в итоге предъявил данный иск в интересах Муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и ОАО «ОмскВодоканал» к Шмакову С.Л., Кисьянцеву А.В., Матросовой Л.В., Рекут А.С., Субботину О.Ю., Старковой Л.К., Сафарян Л.А., Бесман В.С., Амиргазину К.Ж., Литовкину Н.Н., Павинской И.П. и Фиронову В.В., указав, что прокуратура ЦАО города Омска провела проверку соблюдения на территории округа законодательства, в ходе которой установлено следующее: В соответствии с пунктом 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. 21 марта 2005 года между Департаментом недвижимости Администрации города Омска (в настоящее время - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска) и ОАО «ОмскВодоканал» заключен договор аренды муниципального имущества - водопроводно-канализационного хозяйства города Омска № 29601. Согласно пункту 1.1. указанного договора аренды его целью является действие в интересах потребителей коммунальных услуг водоснабжения и канализации, бесперебойное обеспечение потребителей коммунальными услугами водоснабжения и канализации, создание конкурентной среды, а также достижение максимального экономического и социального эффекта в сфере коммунальных услуг водоснабжения и канализации города Омска. В соответствии с пунктами 2.13. и 2.14 договора аренды арендатор обязан содержать арендуемое имущество в полной исправности и в надлежащем техническом состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества. По акту приема-передачи от 31 мая 2005 года Департамент недвижимости Администрации города Омска передал, а ОАО «ОмскВодоканал» приняло объекты водоснабжения и канализации, в том числе трубопроводы и канализационные коллекторы в границах улиц <адрес> в ЦАО города Омска. Согласно акту обследования от 13 ноября 2010 года, составленному комиссией в составе работников Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и ОАО «ОмскВодоканал», территория коттеджной застройки, расположенная в границах улиц <адрес>, огорожена со стороны <адрес> и <адрес> капитальным кирпичным забором общей длинной 145 м., высотой 2,5 м. (из них вдоль <адрес> забор имеет длину 110 м., вдоль <адрес> от перекрестка до <адрес> - 35 м.). От <адрес> до <адрес> территория огорожена железобетонным забором общей длиной 233 м. Вдоль <адрес> пролегает водопровод диаметром 400 мм. (инв. №). Расстояние от внешней стороны забора до водопровода составляет 2,7 м. Вдоль <адрес> пролегает канализационный коллектор диаметром 2000 мм. (инв. №). Во дворе домов №№ 1, 3, 5 по <адрес> расположена смотровая камера канализационного коллектора. Расстояние от нее до внутренней части кирпичного забора составляет 2,5 м. Начиная с <адрес> и далее по <адрес> до <адрес> железобетонный забор расположен непосредственно на канализационном коллекторе. Напротив дома по <адрес> (часть 1), принадлежащего Кисьянцеву А.В., на расстоянии 13,8 м. от дома расположен кирпичный забор по <адрес> длиной 18,3 м. Напротив дома по <адрес> (часть 2), принадлежащего Старковой Л.К., на расстоянии 13,8 м. от дома расположен кирпичный забор по <адрес> длиной 18,3 м.; непосредственно у забора имеется строение (беседка) размером 3х3 м. (строение № 7 по схеме). Напротив дома по <адрес> (часть 1), принадлежащего Рекут А.С., на расстоянии 13,8 м. от дома расположен кирпичный забор по <адрес> длиной 18,3 м. Напротив дома по <адрес> (часть 2), принадлежащего Субботину О.Ю., на расстоянии 13,8 м. от дома расположен кирпичный забор по <адрес> длиной 18,3 м. Напротив дома по <адрес> (часть 1), принадлежащего Матросовой Л.В., на расстоянии 13,8 м. от дома расположен кирпичный забор по <адрес> длиной 18,3 м. Вдоль <адрес> напротив дома по <адрес> (часть 2), принадлежащего Сафарян Л.А., на расстоянии 13,8 м. от дома расположен кирпичный забор по <адрес> длиной 18,3 м. У забора в охранной зоне водопровода расположено нежилое строение размером 3х3 м. (строение № 1 по схеме). Вдоль <адрес> напротив этого же дома также в охранной зоне водопровода расположен капитальный кирпичный забор протяженностью 35 м. Во дворе домов №№ 1,3, 5 у ворот по <адрес> на канализационном коллекторе расположено кирпичное строение размером 2х2 м. (строение № 2 на схеме). Напротив дома по <адрес> со стороны <адрес> расположена смотровая камера канализационного коллектора, расстояние от которой до внутренней части кирпичного забора составляет 2,5 м. Присутствующий при осмотре территорий и строений Субботин О.Ю. пояснил комиссии, что данный кирпичный забор, расположенный по <адрес> и <адрес>, строили совместно сами собственники жилых домов №№ 1, 3, 5 по <адрес>. Напротив дома по <адрес> (собственник не присутствовал) на расстоянии 16 м. от дома в охранной зоне канализационного коллектора расположен железобетонный забор длиной 20 м. Со стороны <адрес> на расстоянии 4 м. от дома и <адрес> на расстоянии 4 м. от дома имеются кирпичные капитальные заборы, пересекающие канализационный коллектор. Напротив дома по <адрес>, принадлежащего Шмакову С.Л., со стороны <адрес> на расстоянии 9 м. от дома в охранной зоне канализационного коллектора расположен железобетонный забор длиной 33 м. На расстоянии 1 м. от внутренней стороны забора со стороны <адрес> в охранной зоне канализационного коллектора расположен металлический гараж (№ 3 по схеме). По <адрес> на расстоянии 8 м. от дома расположен железобетонный забор, пересекающий канализационный коллектор. По <адрес> на расстоянии 11 м. от дома расположен железобетонный забор, также пересекающий канализационный коллектор. Непосредственно за данным забором расположено недостроенное нежилое строение (№ 4 по схеме), находящееся в охранной зоне канализационного коллектора. Шмаков С.Л. пояснил комиссии, что данные заборы, постройки он установил самостоятельно. Напротив дома по <адрес>, принадлежащего Бесман В.С., на расстоянии 7,5 м. от пристроенного к дому гаража (строение № 5 по схеме) в охранной зоне канализационного коллектора расположен железобетонный забор длиной 35 м. Непосредственно у забора в охранной зоне коллектора расположено нежилое капитальное строение (№ 6 по схеме). Со стороны <адрес> на расстоянии 12 м. от дома имеется дощатый забор на ленточном фундаменте с кирпичными столбами, построенный хозяевами дома и пересекающий канализационный коллектор. Бесман В.С. пояснил комиссии, что самостоятельно установил строение № 6, забор на ленточном фундаменте, и что данные строения находятся за границей отведенного ему земельного участка на расстоянии 7,5 м. от дома. Напротив дома по <адрес>, принадлежащего Амиргазину К.Ж., в охранной зоне канализационного коллектора расположен железобетонный забор длиной 30 м. со стороны <адрес> на расстоянии 5 м. от дома имеется кирпичный забор, построенный хозяином дома и пересекающий канализационный коллектор. Амиргазин К.Ж. пояснил комиссии, что данные заборы находятся за границами отведенного ему земельного участка в сторону <адрес> на 5 метров. Напротив дома, адрес которого не указан, предположительно <адрес> (собственник не присутствовал), вдоль <адрес> расположен железобетонный забор длиной 21 м. По <адрес> также имеется железобетонный забор, пересекающий канализационный коллектор. Напротив дома по <адрес> (собственник не присутствовал), расположен в охранной зоне канализационного коллектора железобетонный забор длиной 24 м. На расстоянии 6 м. от данного забора выложено кирпичное основание для дальнейшего строительства. Напротив дома по <адрес>, принадлежащего Литовкину Н.Н., вдоль <адрес> в охранной зоне канализационного коллектора расположен железобетонный забор длиной 24 м., который продолжается по <адрес> еще на 8 м. Литовкин Н.Н. пояснил комиссии, что железобетонный забор находится за границами отведенного ему земельного участка. Между домами по <адрес> и <адрес> расположен железобетонный забор длиной 6 м. перпендикулярно <адрес>, который также пересекает канализационный коллектор. В соответствии с пунктом 2.4.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных приказом главного санитарного врача РФ от 26.02.2002 года, ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м. при диаметре водоводов до 1000 мм. Согласно пункту 7.23 СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояния по горизонтали от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать: от водопровода и напорной канализации до фундаментов ограждений - 3 м., до фундаментов зданий и сооружений - 5 м. Пунктом 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.02.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся… земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Соответственно, земельный участок полосами по 10 м. в каждую сторону от водовода и под самим водоводом относится к муниципальной собственности. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, в пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройки, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Таким образом, ответчики создали препятствия к выполнению муниципальным образованием своих функций по нормальному обеспечению жителей города Омска питьевой водой. Вопросы водоснабжения и канализования стоков и соответственно проблемы, связанные с этим затрагивают интересы неограниченного круга лиц. В случае возникновения аварийной ситуации проведение аварийных работ в связи с размещением строений и ограждений является невозможным, что также может повлечь неблагоприятные экологические последствия и причинения вреда, связанного с выходом канализационных стоков. При диаметре коллектора 2000 мм. и глубине траншеи 3,8-4,8 м., ширина раскрытия траншеи составляет 12 метров при самых благоприятных условиях. В случае привлечения техники ширина полосы отвода должна составлять около 20 метров или по 10 метров от оси трубы. Городской канализационный коллектор (диаметр 2000 мм.) и водопровод (диаметр 400 мм.) принадлежат на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области и находятся на праве аренды у ОАО «ОмскВодоканал» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Представленные схемы полностью отражают расположение спорных ограждений и самовольных построек относительно инженерных сетей, имеют масштаб и выполнены на исполнительной съемке. Таким образом, подтвержден факт возведения ответчиками строений и забора в охранных зонах инженерных коммуникаций, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. В итоге просил: 1. Обязать Кисьянцева А.В. снести кирпичный забор длиной 18,3 м. напротив дома № по улице <адрес>; 2. Обязать Старкову Л.К. снести кирпичный забор длиной 18,3 м. и строение (беседку) размером 3х3 м. напротив дома № по улице <адрес>; 3. Обязать Рекут А.С. снести кирпичный забор длиной 18,3 м. напротив дома № по улице <адрес>; 4. Обязать Субботина О.Ю. снести кирпичный забор длиной 18,3 м. напротив дома № по улице <адрес>; 5. Обязать Матросову Л.В. снести кирпичный забор длиной 18,3 м. напротив дома № по улице <адрес>; 6. Обязать Сафарян Л.А. снести кирпичный забор длиной 18,3 м. и нежилое строение размером 3х3 м. напротив дома № по улице <адрес>; 7. Обязать Кисьянцева А.В., Старкову Л.К., Рекут А.С., Субботина О.Ю., Матросову Л.В. и Сафарян Л.А. снести кирпичный забор длиной 35 м. у домов № вдоль <адрес>; 8. Обязать Шмакова С.Л. снести железобетонный забор длиной 33 м. и металлический гараж со стороны <адрес> напротив дома № по улице <адрес>; 9. Обязать Бесман В.С. снести железобетонный забор длиной 35 м. и нежилое капитальное строение напротив дома № по улице <адрес>; 10. Обязать Амиргазина К.Ж. снести железобетонный забор длиной 30 м. напротив дома № по улице <адрес>; 11. Обязать Павинскую И.П. снести железобетонный забор длиной 21 м. напротив дома № по улице <адрес>; 12. Обязать Фиронова В.В. снести железобетонный забор длиной 24 м. напротив дома № по улице <адрес>; 13. Обязать Литовкина Н.Н. снести железобетонный забор длиной 24 м. напротив дома № по улице <адрес>; 14. Установить срок сноса перечисленных заборов и нежилых построек в два месяца со дня вступления решения в законную силу (т. 2 л.д. 135-140). В связи с продажей ответчицей Матросовой Л.В. в пользу Полищук Л.Л. жилого дома (1Ч) по адресу: <адрес>, и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок относительно обозначенного жилого дама (т. 2 л.д. 141-142), произведена замена первой ответчицы на ответчицу Полищук Л.Л. (т. 2 л.д. 146). В ходе судебного разбирательства прокурор подал заявление об отказе от исковых требований) (т. 2 л.д. 176, 177), который не был принят судом в связи с наличием возражений со стороны представителей Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и ОАО «ОмскВодоканал», в интересах которых, исходя из содержания заявления, и был предъявлен настоящий иск (т. 2 л.д. 185, 186-199). В итоге в судебное заседание прокурор и представители Департамента имущественных отношений Администрации города Омска не явились, были извещены надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки не сообщили, иные возможные доказательства в обоснование исковых требований не представили (т. 2 л.д. 178, 198, 204, 224). Представляющая интересы ОАО «ОмскВодоканал» по доверенности Лукьянова Н.М. (т. 2 л.д. 97, 179) поддержала доводы и требования иска. Пояснила, что размеры ширины зоны санитарной охраны подлежат определению и установлению в силу закона исходя из диаметра сетей водопровода и канализации. Обозначение подземных коммуникаций на поверхности не требуется. В охранной зоне не могут находиться какие-либо строения и заборы, поскольку данные предметы препятствуют обслуживанию данных инженерных сетей, проведению капитального ремонта и своевременной ликвидации аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в любое время. Ответчики Амиргазин К.Ж., Субботин О.Ю., Бесман З.А., представитель ответчиков Кисьянцева А.В., Сафарян Л.А., Старковой Л.К., Рекута А.С. и Субботина О.Ю. по доверенностям Шильникова Е.М. (т. 1 л.д. 106-109, 129-130), представитель ответчика Фиронова В.В. по доверенности Гаммель А.Ю. (т. 2 л.д. 206) иск не признали. Пояснили, что до настоящего времени принадлежность земельного участка, под поверхностью которого проходят спорные инженерные сети, муниципальному образованию не подтверждена. Согласно землеустроительному делу данная территория находится в государственной собственности без закрепления за конкретным лицом (т. 2 л.д. 39-47). Нет доказательств и точного местоположения спорных инженерных сетей, что следует и из актов обследования. Расположение инженерных коммуникаций на поверхности не обозначено. Проект зоны санитарной охраны, если таковая подлежит определению, не разработан и не утвержден. Железобетонный забор установлен еще с 1985 года, когда территория принадлежала Омской областной больнице. После строительства жилых домов в 2000-2005 годах данный забор частично остался, частично ответчики возвели кирпичный забор, как в пределах отведенных земельных участков, так и с отступлением установленных границ. Остальные сооружения (беседки, теплица, металлический гараж) не являются капитальными. Данные заборы необходимы для охраны территории застройки, участки до заборов ответчики благоустроили, устранили имевшиеся ранее свалки мусора. Более того, в течение длительного времени ответчики никогда не препятствовали обслуживанию спорных инженерных сетей, в том числе через смотровую камеру и с использованием специальной техники. В случае возникновения необходимости в капитальном ремонте данных инженерных ситуаций либо ликвидации возможных аварийных ситуаций заборы демонтируются в течение нескольких минут, и по закону данные расходы не подлежат возмещению. Таким образом, ответчики не нарушают права и интересы иных лиц. Просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Остальные участвующие согласно уточненному иску в деле ответчики в судебное заседание не явились, были извещены (т. 2 л.д. 200-201, 203, 207-223, 225-227). Выслушав перечисленных лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему: Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил (пункт 1); …самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет... (пункт 2); …право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, в пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройки, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3). Опасность причинения вреда в будущем может явиться основание к иску о запрещение деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). По правилам статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе: самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2). Санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными приказом главного санитарного врача РФ от 26.02.2002 года № 10, установлено: 1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. 1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 1.4. ЗCO организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. 1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. 1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения… 1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений… 1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения… Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. 1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. 1.12.1. Текстовая часть должна содержать: а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения; б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами; в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике; г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними; д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов. 1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме: а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000; б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения; в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1: 500 - 1:1000; г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов. 1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. 1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных. 1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. 1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника. 1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом. 2.1. Факторы, определяющие ЗСО 2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от: вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный); характера загрязнения (микробное или химическое); степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника); гидрогеологических или гидрологических условий… 2.4. Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водоводов 2.4.1. Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно-защитной полосой… 2.4.3. Ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов. В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора… III. Основные мероприятия на территории ЗСО: 3.1. Общие требования 3.1.1. Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера. 3.1.2. Объем указанных ниже основных мероприятий на территории ЗСО при наличии соответствующего обоснования должен быть уточнен и дополнен применительно к конкретным природным условиям и санитарной обстановке с учетом современного и перспективного хозяйственного использования территории в районе ЗСО… 3.4. Мероприятия по санитарно-защитной полосе водоводов 3.4.1. В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод. 3.4.2. Не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий… Санитарными нормами и правилами СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденными постановлением Госстроя ССР от 16 мая 1989 года № 78, определено: - настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах. 7.20. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог; под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях; в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию… При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц. 7.21. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании допускаются под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах и тоннелях новых сетей. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в тоннелях или каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями улиц. 7.22. Прокладку подземных инженерных сетей следует, как правило, предусматривать: совмещенную в общих траншеях; в тоннелях - при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром от 500 до 900 мм, водопровода до 500 мм, свыше десяти кабелей связи и десяти силовых кабелей напряжением до 10 кВ, при реконструкции магистральных улиц и районов исторической застройки, при недостатке места в поперечном профиле улиц для размещения сетей в траншеях, на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями. В тоннелях допускается также прокладка воздуховодов, напорной канализации и других инженерных сетей. Совместная прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, с кабельными линиями не допускается. В районах распространения вечномерзлых грунтов при осуществлении строительства инженерных сетей с сохранением грунтов в мерзлом состоянии следует предусматривать размещение теплопроводов в каналах или тоннелях независимо от их диаметра… 7.23. Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по табл.14… Указанные в табл. 14… расстояния допускается уменьшать при выполнении соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих требования безопасности и надежности. При этом (Таблица 14) расстояние по горизонтали (в свету) от подземных инженерных сетей следует принимать: от водопровода и напорной канализации до фундаментов до фундаментов зданий и сооружений - 5 м.; до фундаментов ограждений предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог - 3 м.; до бортового камня улицы, дороги (кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины) - 2 м…. 9.3. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: …в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников… Согласно договору краткосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент недвижимости администрации города Омска (арендодатель) передает, а ОАО «ОмскВодоканал» (арендатор) принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество, относящееся к водопроводно-канализационному хозяйству для использования в соответствии с его целевым назначением и в целях, определенных договором (п. 1.2.); срок действия договора - до 01 марта 2006 года (п. 6.1.) (л.д. 6-14). Как следует из данных ранее объяснений прокурора и представителя ОАО «ОмскВодоканал» договор действует до настоящего времени, поскольку ни одна из сторон не заявила о делании его прекратить. Приложением № 1 к данному договору является перечень, имущества, передаваемого в краткосрочную аренду, в котором, как утверждает представитель ОАО «ОмскВодоканал», указаны и заявленные системы водопровода и канализации, в том числе: - № порядковый <данные изъяты> - инвентарный № объекта учета № - «уч-к откр. проходки по <адрес> от Ш-4.8 до К-30 пр1046»; - № порядковый <данные изъяты> - инвентарный № объекта учета № - «верхняя нитка в-да от центральной насосной <адрес> D400» (т. 1 л.д. 15-18). В ходе судебного разбирательства представлены технические паспорта на сети канализации (коллектор № 13 и коллектор № 14) с общим инвентарным номером <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> - «уч-к откр. проходки по <адрес> от Ш-4.8 до К-30 пр1046» (т. 2 л.д. 98-103), а также на сети водопровода и канализации (наружные сети водопровода) с общим инвентарным номером 60001851, но без 6801055 (т. 2 л.д. 104А-108). Спорные водопровод и канализационный коллектор расположены под землей, на поверхности земли никак не обозначены. Результаты обследования спорной территории оформлены актами от 17 июля 2009 года и дополнительно от 13 ноября 2010 года, содержание которых подробно приведено в исковом заявлении (т. 1 л.д. 19-21, т. 2 л.д. 48-51, 52). По сути аналогичное содержание имеют и акты от 21 и 22 марта 2011 года (т. 2 л.д. 180-184). Расположение домов, строений, заборов, водопровода и канализационного коллектора приведены на различных схемах и фотоснимках (т. 1 л.д. 64, 65, 66, 67-84, т. 2 л.д. 52, 53-78). Принадлежность жилых домов и земельных участков ответчикам подтверждаются правоустанавливающими документами (т. 1 л.д. 22-63, 135-144, 190-208). Таким образом, как следует из приведенных нормативных актов, основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В то же время, зона санитарной охраны для водопроводов не предусмотрена, санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой, ширина которой принимается по обе стороны от крайних линий водопровода и может быть сокращена для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора… В рассматриваемом случае ширина санитарно-защитной полосы для обозначенного водопровода вообще не определена и не установлена. Для системы канализации (коллектора) понятие как таковых ни зоны санитарной охраны, ни санитарно-защитной полосы не определены. Также, по правилам застройки территории расстояние от систем водопровода и канализации до фундамента зданий и сооружений составляет 5 м., до фундамента ограждений предприятий - 3 м., и также может быть сокращено в конкретной ситуации. В данном же случае, до жилых домов расстояние от заявленных инженерных сетей составляет значительно более 5 м., остальные сооружения не являются капитальными; спорные заборы не относятся к ограждениям предприятий. Кроме того, исходя из буквального содержания приведенных Правил, последние не содержат каких-либо безусловных ограничений и запретов именно в отношении санитарно-защитной полосы для подземных водопроводов, а также канализационного коллектора, в том числе, в части вмененных ответчикам действий (возведение заборов, размещение временных сооружений). Установлено только, что «в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод; …не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий…». Доказательства того, что ответчики своими действиями способствуют загрязнению почвы и грунтовых вод в пределах возможной санитарно-защитной полосы, не представлены. Напротив, как следует из объяснений участвующих в деле лиц и представленных фотоснимков, на спорной территории истцы выполнили мероприятия по ее благоустройству, что как раз препятствует загрязнению этих участков и способствует поддержанию территории в надлежащем санитарном состоянии. Отсутствуют доказательства и наличия со стороны ответчиков препятствий в своевременном обслуживании спорных инженерных сетей как ранее и в настоящее время, так и на случай возникновения необходимости капитального ремонта сетей или ликвидации возможных аварийных ситуаций. Наоборот, ответчики не отказываются и в обеспечении необходимого содействия со своей стороны для выполнения перечисленных работ и задач. Отсюда, факты нарушения ответчиками возможного режима использования территории относительно обозначенных инженерных сетей, наличия препятствий в обслуживании спорных коммуникаций или их нормальной деятельности и тому подобного со стороны ответчиков либо угрозы таких препятствий (нарушений) не имеют своего достоверного подтверждения. Исходя из изложенного, заявленный способ защиты каких-либо прав суд не может признать целесообразным и обоснованным, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска в настоящее время суд не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» к Шмакову С.Л., Кисьянцеву А.В., Полищук Л.Л., Рекут А.С., Субботину О.Ю., Старковой Л.К., Сафарян Л.А., Бесман В.С., Амиргазину К.Ж,, Литовкину Н.Н., Павинской И.П. и Фиронову В.В. о сносе заборов и самовольных строений - отказать. На решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Первомайский районный суд для рассмотрения Омским областным судом. Решение вступило в законную силу 22.06.2011г.