Решение по делу №2-1684 от 04.05.2011 года по иску Арцимовича М.А. о признании недействительным решения Главного управления по земельным ресурсам Омской области



                                                                                                                        Дело № 2-1684/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Киргинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске        04 мая 2011 года

дело по заявлению Арцимовича М.А. о признании недействительным решения Главного управления по земельным ресурсам Омской области,

У С Т А Н О В И Л:

Арцимович М.А. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что согласно договору аренды земельного участка № Д-Кр-14-6469 от 30 июня 2006 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>.

Земельный участок был предоставлен ему в аренду сроком на 10 лет на основании распоряжения Департамента недвижимости Администрации г. Омска № 1177-р от 24 апреля 2006 года для общественно-деловых целей под строение (лыжная база).

В связи с тем, что данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности, 20 октября 2010 года обратился с заявлением в Главное управление по земельным ресурсам Омской области о предоставлении за плату в собственность земельного участка, расположенного на территории г. Омска, кадастровый номер , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>

13 декабря 2010 года Главным управлением по земельным ресурсам Омской области принято решение об отказе в предоставлении в собственность данного земельного участка на основании того, что он расположен в прибрежной зоне отдыха (Р-4 (рекреационная зона), хотя он считает, что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ как собственник здания, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, предоставленного для общественно-деловых целей.

Таким образом, отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области в передаче за плату в собственность земельного участка (кадастровый номер ) нарушает его права, в связи с чем просит признать незаконным решение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 13 декабря 2010 года об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>

           Арцимович М.А. в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель заявителя Червань Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявление и пояснила, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства в 2005 году.

Распоряжением Департамента недвижимости Администрации города Омска №1847-р от 16 сентября 2005 года утвержден проект территориального землеустройства по упорядочению земельного участка, относящегося к категории земель поселений, с кадастровым номером , площадью 12 465 кв.м. для общественно-деловых целей под строение (лыжная база - незавершенное строительством одноэтажное с надстройками строение с почтовым адресом: <адрес>.

Договор № Д-Кр-14-6469 от 30 июня 2006 года о предоставлении Арцимовичу М.А. в аренду сроком на 10 лет земельного участка заключен на основании распоряжения № 1177-р основании Департамента недвижимости Администрации города Омска.

Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 10 августа 2006 года, данный земельный участок сдан в аренду Арцимовичу М.А. для использования лыжной базы - незавершенного строительством одноэтажного с надстройками строения литера А. Таким образом, указанный земельный участок необходим для использования объекта недвижимого имущества и предоставлен в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ собственнику недвижимого имущества Арцимовичу М.А. На нем не располагается ни один из объектов общего пользования, указанных в ст. 85 Земельного кодекса и ст. 1 Градостроительного кодекса (площади, улицы, проезды, автомобильные дорогам, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и иные объекты, предназначенные для свободного доступа неограниченного круга лиц, на земельном участке отсутствуют), т.е. земельный участок с кадастровым номером не относится к землям общего пользования.

Ответ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24 ноября 2010 года, на который ссылается Главное управление по земельным ресурсам Омской области, содержит только информацию о видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне. Эта информация - прямое извлечение из Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года. Данные правила только закрепляют виды разрешенного использования земельных участков, но не устанавливают ограничения в оборотоспособности земельных участков.

Также необоснованной считает ссылку на Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 г. №22-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» как на документ, являющийся основанием для признания земельного участка землей общего пользования. В соответствии с п. 1.1. настоящие региональные нормативы градостроительного проектирования Омской области распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских округов, городских и сельских поселений Омской области в пределах их границ, в том числе резервных территорий и применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений) с учетом перспективы развития городских округов и поселений Омской области и входящих в их состав населенных пунктов. В соответствии с п. 1.1.2. нормативы градостроительного проектирования Омской области - нормативно-технический документ, который содержит минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая маломобильные группы населения и инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории, т.е. должны использоваться при разработке планировки территорий органами местного самоуправления и устанавливают определенные расчетные показатели. Таким образом, устанавливать категорию земель, виды разрешенного использования земельных участков, тем более относить конкретный земельный участок к землям общего пользования в предмет регулирования данного нормативного акта не входит. Тем более, установление ограничений оборотоспособности земельных участков не относится к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Представитель ГУЗР по Омской области Карпенко О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Арцимовича М.А., поддержав письменные доводы о том, что ранее земельный участок с кадастровым номером имел вид разрешенного использования - общественно-деловые цели. Земельный участок был предоставлен Арцимовичу М.А. в аренду. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка был изменен арендатором самостоятельно в порядке статьи 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером располагается в парке «П», Главным управлением был направлен запрос в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о предоставлении информации, относится ли данный земельный участок к землям лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, общего пользования, о чем заявитель был уведомлен в установленном законом порядке (№ 0401/10234 от 18 ноября 2010 года).

Из ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24 ноября 2010 года № 09/13243 следует, что испрашиваемый Арцимовичем М.А. земельный участок расположен в прибрежной зоне отдыха (Р-4), которая включает участки, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха. К основным видам в данной зоне относятся: скверы, бульвары, набережные, зоны отдыха.

Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года № 22-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» зоны отдыха городских округов и городских поселений формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, рек.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании изложенного было принято решение № 0401/11038 от 13 декабря 2010 года об отказе в предоставлении Арцимовичу М.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером

Кроме того, считает, что действие ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяется на незавершенные строительством объекты, т.к. согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации они представляет собой иной объект прав и не являются зданиями, строениями, сооружениями, которые могут считаться таковыми с момента ввода в эксплуатацию и права на которые возникают с момента государственной регистрации. Поэтому земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:100, на котором расположен незавершенный строительством объект в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Арцимовичу М.А. предоставлен быть не может, что является дополнительным основанием считать действия Главного управления в отношении Арцимовича М.А. законными.

Главное управление считает доводы заявителя, предъявленные в заявлении, необоснованными и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Никитина В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражая против заявления Арцимовича М.А., пояснила, что испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в границах территории рекреационной зоны Р-4 - прибрежной зоне отдыха. Так как рекреационные зоны относятся к землям общего пользования, согласно требований ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером не может быть предоставлен заявителю в собственность.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.ст.28,36 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату либо бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что Арцимович М.А. является собственником незавершенного строительством объекта недвижимости - одноэтажного с надстройками строения, общей площадью 356, 20 кв.м., литера А - лыжной базы по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15).

30 июня 2006 года между Арцимовичем М.А. и Департаментом недвижимости Администрации г. Омска был заключен договор № Д-Кр-14-6469 от 30 июня 2006 года, согласно которому заявителю в аренду сроком на 10 лет был предоставлен земельный участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>. В кадастровом плане от 10 августа 2006 года указан вид разрешенного использования земельного участка: для общественно-деловых целей под строение (лыжная база) (л.д.41-43,46).

На основании заявления Арцимовича М.А. вид разрешенного использования земельного участка был изменен на «Зоны отдыха, лыжные базы», что следует из кадастрового паспорта от 11 февраля 2011 года земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес> (л.д.53-55).

20 октября 2010 года Арцимович М.А. обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении ему за плату в собственность земельного участка, расположенного на территории г. Омска, кадастровый номер , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости - лыжная база- незавершенное строительством одноэтажное с надстройками строение, общей площадью 356, 20 кв.м., литера А.

Согласно письменному ответу Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 13 декабря 2010 года, земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:100, местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201, расположен в прибрежной зоне отдыха (Р-4), включающей участки, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха.

Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года № 22-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области», зоны отдыха городских округов и городских поселений формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, рек.

В связи с тем, что приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон запрещена а, кроме того, земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, находится в непосредственной близости от реки Иртыш, принять решение о предоставлении его в собственность Арцимовичу М.А. не представляется возможным (л.д.49-50).

Ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пункту 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Частью 11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно ст. 47 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета № 201 от 10 декабря 2008 года, для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования выделены рекреационные зоны (Р), в состав которых могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Прибрежная зона отдыха (Р-4) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха.

А в п.2.4.1 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года № 22-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» указано, что предназначенные для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений рекреационные зоны включают в себя парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях, формируются на землях общего пользования.

Земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес> с разрешенным видом использования «Зоны отдыха, лыжные базы», в соответствии с указанными Правилами отнесен к прибрежной зоне отдыха Р-4, что также подтверждается представленным фрагментом карты градостроительного зонирования территории города Омска с границами земельных участков, учтенных в Государственном кадастре недвижимости (л.д.95).

Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы представителя заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:100, не относится к землям общего пользования, являются несостоятельными.

Учитывая запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования суд считает законным решение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 13 декабря 2010 года об отказе в предоставлении в собственность Арцимовичу М.А. земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, поэтому оснований для удовлетворения заявления Арцимовича М.А. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Арцимовича М.А. о признании недействительным решения Главного управления по земельным ресурсам Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

           Решение вступило в законную силу 15.06.2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200