Решение по делу №2-1418 от 09.06.2011 года иску ИФНС России по ЛАО города Омска к Олейникову П.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени



Дело № 2-1418/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Халецкой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 09 июня 2011 года

гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу города Омска к Олейникову П.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени

У С Т А Н О В И Л :

       24 марта 2011 года Инспекция ФНС России по ЛАО города Омска обратилась в суд с настоящим иском, указав, что в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации Олейников П.А. является плательщиком транспортного налога.

       Согласно сведениям, полученным из ГИБДД по ЛАО города Омска по транспортным средствам у ответчика в собственности имеется транспортное средства марки <данные изъяты> с двигателем мощностью 600,00 л/с.

       На основании Закона Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге» ответчику был начислен транспортный налог в сумме <данные изъяты> рублей (задолженность за 2009 год).

       Ответчику как налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от 24 июня 2010 года об уплате налога в указанном размере.

       В соответствии со статьей 75 НК РФ за неуплату налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах Омской области, налогоплательщику были начислены пени в размере <данные изъяты>.

       Ответчику было выставлено требование от 15 сентября 2009 года для добровольной уплаты данного налога в сумме <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты>. в срок до 04 октября 2010 года. Однако до настоящего времени ответчик не произвел уплату налога и пению

       Просили взыскать с Олейникова П.А. обозначенную задолженность по транспортному налогу и пени, всего в общей сумме <данные изъяты> (л.д. 2).

       В отзыве на иск заявленные требования ответчик Олейников П.А. не признал, считая иск необоснованным и предъявленным с нарушением законодательства.

       Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

       У налогоплательщиков - физических лиц - обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента получения от налогового органа уведомления на уплату налога.

       Статья 32 НК РФ предусматривает обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

       Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица - уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

       В налоговом уведомлении указывается расчет налоговой базы, размер налога, подлежащего уплате, а также срок уплаты налога. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 НК РФ).

       Срок уплаты транспортного налога, который должен быть указан в налоговом уведомлении, зависит от срока, установленного законом о транспортном налоге субъекта Российской Федерации.

       В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге» уплата налога налогоплательщиками - физическими лицами - производится не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

       Следовательно, в рассматриваемом случае Инспекция обязана была направить Олейникову П.А. налоговое уведомление за уплату транспортного налога в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного обозначенным Законом Омской области, то есть до 01 января 2010 года.

       В данном же случае налоговое уведомление датировано 24 июля 2010 года и вручено налогоплательщику 10 июля 2010 года, что свидетельствует о значительном нарушении налоговым органом срока направления налогоплательщику налогового уведомления.

       Кроме того, налоговое уведомление не соответствует требованиям статьи 52 НК РФ.

       Согласно перерасчету налога за 2007 год сумма налога к уплате составляет <данные изъяты> рублей, за 2008 год - <данные изъяты> рублей, за 2009 год - <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей. В то время как налоговый орган за каждый год указывает по <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей со сроком уплаты 19 августа 2010 года.

       Таким образом, в нарушение требований статьи 52 НК РФ данное уведомление имеет значительное расхождение по суммам, указанным в расчете налоговой базы и размере подлежащего уплате налога, а также содержит недостоверные сведения о сроке уплаты налога.

       В соответствии с частью 3 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

       Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

       В требовании также содержатся недостоверные сведения, понуждающие налогоплательщика уплатить транспортный налог в большей сумме, чем указано в расчете по налоговому уведомлению .

       Кроме того, сроки уплаты налога, указанные налоговым органом, не соответствуют срокам, установленным законодательством о налогах и сборах.

       Также, в нарушение пункта 4 статьи 69 НК РФ отсутствует расчет пени.

       Более того, требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

       Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

       Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает иных правил направления налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу - требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пеней.

       Следовательно, требование в рассматриваемом случае должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законодательством о транспортном налоге срока его уплаты, как указано в статье 70 НК РФ, то есть до 01 мая 2010 года.

       Между тем, требование выставлено налогоплательщику по состоянию на 15 сентября 2010 года, то есть Инспекция нарушила срок направления требования об уплате транспортного налога и пеней, установленного статьей 70 НК РФ.

       Несоблюдение указанного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

       В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога производится из совокупности сроков, установленных в статьях 46, 48, 70 НК РФ. На это же указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года .

       Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

       Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, исчисляется с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.

       В данном случае, с учетом изложенного и принимая во внимание установленный Законом Омской области срок уплаты транспортного налога, налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с иском о взыскании транспортного налога за период 2007, 2008, 2009 годы.

       Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ пени являются лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 РФ устанавливает правило об уплате пеней одновременного с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

       Просил отказать в удовлетворении иска (л.д. 30-32).

       В итоге истец - ИФНС России по ЛАО города Омска - уточнил и дополнил свои доводы и расчеты по исковым требованиям.

       Так, по представленным сведениям, у ответчика с 04 марта 2002 года по настоящее время в собственности имеются следующие транспортные средства:

       - <данные изъяты>, мощность двигателя 604,00 л/с;

       - <данные изъяты>, мощность двигателя 1102,00 л/с;

       - <данные изъяты>, мощность двигателя 600,00 л/с.

       На основании Закона Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге» ответчику был исчислен транспортный налог в сумме <данные изъяты> (задолженность за 2007, 2008, 2009 годы).

       В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

       В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

       20 июня 2010 года было произведено начисление транспортного налога за 2007, 2008, 2009 год по сроку уплаты 19 августа 2010 года.

       Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от 24 июня 2010 года об уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> рублей (задолженность за 2007, 2008, 2009 годы), в котором было указано, что на основании законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан уплатить в 2010 году платежи за текущий - 2009 год в сумме <данные изъяты> и доплатить за прошлые - 2007 и 2008 года <данные изъяты>.

       Расчет налога за 2009 год:

       - <данные изъяты> - 604,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей;

       - <данные изъяты> - 1102,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей;

       - <данные изъяты> - 600,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей.

       Всего <данные изъяты>.

       Расчет налога за 2008 год:

       - <данные изъяты> - 604,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей;

       - <данные изъяты> - 1102,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей;

       - <данные изъяты> - 600,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей.

       Всего <данные изъяты>.

       Расчет налога за 2007 год:

       - <данные изъяты> - 604,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей;

       - <данные изъяты> - 1102,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей;

       - <данные изъяты> - 600,00 л/с (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) = <данные изъяты> рублей.

       Всего <данные изъяты>.

       Общая сумма налога за 2007, 2008, 2009 годы составляет <данные изъяты>.

       В соответствии со статьей 75 НК РФ за неуплату налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах Омской области, налогоплательщику была исчислена пени в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты> рублей (недоимка по налогу) х 0,00025833% - 1/300 ставки действовавшей ставки рефинансирования) х 12 дней просрочки с 20 августа 2010 года по 01 сентября 2010 года).

       Налогоплательщику было выставлено требование от 15 сентября 2009 года для добровольной уплаты данного налога в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> в срок до 04 октября 2010 года. До настоящего времени ответчик задолженность не уплатил.

       Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (статья 70 НК РФ).

       Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

       Исковое заявление в таком случае может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

       Срок исполнения требования от 15 сентября 2010 года - до 04 октября 2010 года.

       Настоящее исковое заявление налоговый орган подал в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования, то есть в срок до 04 апреля 2011 года.

       Просили удовлетворить исковые требования в заявленной сумме (л.д. 37-38, 39-40, 53-55).

       Представитель истца - ИФНС России по ЛАО города Омска - Дунина Е.И., действующая на основании доверенности (л.д. 36) поддержала доводы и требования иска. Дополнила, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за три предыдущих года было направлено ответчику в 2010 году, поскольку только тогда и поступили соответствующие сведения. Требования в силу закона ограничены тремя предыдущими налоговыми периодами. Неполнота налогового уведомления и далее налогового требования вызваны технической неисправностью, ошибок в суммах нет. Срок обращения в суд с настоящим иском налоговый орган не пропустил.

       Представляющий интересы ответчика Олейникова П.А. по доверенности Селиверстов В.П. (л.д. 20) иск не признал по доводам отзыва. Подтвердил и не отрицал наличие у ответчика перечисленных транспортных средств, отсутствие самостоятельного исчисления и уплаты транспортного налога за рассматриваемые периоды, а также получение налогового уведомления об уплате налога. Полагает, что истец должен был направлять требования своевременно и отдельно за каждый налоговый период, доказательства отсутствия у истца необходимых сведений последний не доказал. Кроме того, истец пропустил срок обращения с иском в суд, о восстановлении такого срока не заявляет. Просил отказать в удовлетворении иска.

       В удовлетворении ходатайства ответчика о прекращении производства по настоящему делу (л.д. 21) суд отказал (л.д. 25-26).

       Выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

       Налоговым кодексом Российской Федерации установлено:

       - статья 3 - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (пункт 1);     при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (пункт 6);

       - пункт 2 статья 44 - обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора;

       - статья 48 - в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем…, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган…, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.       Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица… подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом… заявления о взыскании в суд… (пункт 1);     заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом… в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом… Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2);

       - статья 52 - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (пункт 1); в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2);     в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.     В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам… (пункт 3);

       - статья 69 - требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1);     требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2);     требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог…Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4);

       - пункт 1 статьи 70 - требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки…;

       - статья 357 - налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей…;

       - пункт 3 статьи 363 - налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

       Наличие и принадлежность ответчику Олейникову П.А. в спорный период заявленных транспортных средств с соответствующими характеристиками о мощности двигателей для каждого подтверждается сведениями, представленными уполномоченным органом в ИФНС России по ЛАО города Омска на электронных носителях (л.д. 3-4, 11), не отрицается и представителями ответчика (л.д. 22, 58).

       Таким образом, ответчик является плательщиком транспортного налога.

       Не отрицают представители ответчика и тот факт, что самостоятельно ответчик задолженность по налогу в заявленные периоды не оплачивал, ссылаясь на отсутствие у последнего такой обязанности (л.д. 58).

       Налоговое уведомление и далее требование об уплате задолженности по налогу и пени (л.д. 4, 5, 7-8, 9-10, 12-13) налоговый орган направил ответчику не более чем за три предыдущих налоговых периода с момента получения соответствующих сведений и выявления недоимки, установил конкретные сроки по их уплате, что прямо предусмотрено законом; срок обращения с иском в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока для исполнения требования, истец не пропустил. Иное мнение ответчика в данной части не является правильным и обоснованным.

       Налоговая база и налоговая ставка для определения (исчисления) размера налога применены налоговым органом в соответствии с Законом Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции на время возникновения задолженности в 2007-2009 г.г.). Отсюда, общий размер налога в указанные периоды в сумме <данные изъяты> и пени в <данные изъяты>. (статья 75 НК РФ) налоговый орган определил правильно, споры об ином и обратном ответчик не заявлял.

      Возможное несоответствие представленных налогового уведомления и налогового требования положениям законодательства о налогах и сборах при фактическим правильном исчислении подлежащего уплате налога и пени и соблюдении соответствующих сроков не является безусловным основанием для отказа во взыскании недоимки и по налогу и пени.

       Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном размере.

       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       Взыскать с Олейникова П.А.:

       в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу города Омска <данные изъяты> рублей - задолженности по транспортному налогу за 2007 год, 2008 год, 2009 год и <данные изъяты>. пени, всего в общей сумме <данные изъяты>;

       в местный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

       На решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Первомайский районный суд для рассмотрения Омским областным судом.

       Решение вступило в заколнную силу 20.07.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200