Решение от 08.07.2011 № 2-2380/2011 по иску администрации ЦАО г. Омска к Соколову И.М. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, принудительном выносе гаража



                                                                                             Гражданское дело № 2-2380/2011

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е                                                                    

Именем Российской Федерации

г. Омск                                                                                                             08 июля 2011 года

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сактагановой Г.Н.,

с участием представителя истца администрации Центрального административного округа г. Омска - Бабалова А.В., действующего на основании доверенности от . ,

ответчика Соколова И.М., его представителя Минибаевой Е.А., действующей на основании доверенности от . ,

при секретаре Евтушенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Центрального административного округа г. Омска к Соколову И.М. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, принудительном выносе гаража,

установил:

         Администрация Центрального административного округа г. Омска обратилась в суд с иском к Соколову И.М. об освобождении самовольно занимаемого земельного участка, принудительном выносе гаража.

          В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно положению п. 19 Положения об администрации административного округа г. Омска, утвержденного постановлением Мэра г. Омска от 31.12.2008 № 1198-п, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация осуществляет предоставление в аренду земельных участков для размещения металлических и сборных железобетонных гаражных боксов. Кроме того, в пределах своих полномочий администрация округа осуществляет муниципальный контроль за соблюдением порядка использования земельных участков, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов при размещении на них временных объектов; соблюдением принципа платности использования земельных участков при размещении на них временных объектов. В настоящее время на земельном участке по адресу: <адрес> <адрес> самовольно расположен временный металлический гараж, принадлежащий ответчику. Между ответчиком и администрацией округа договор аренды земельного участка, для размещения временного объекта в виде гаража ранее заключался, арендная плата за пользование земельным участком вносилась. В настоящее время целевое назначение земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, изменилось. На данном земельном участке проводятся работы по его формированию с целью реализации через аукцион для строительства индивидуального жилого дома. . в адрес ответчика направлялось предписание об освобождении самовольно занимаемого земельного участка и выносе гаража. Для переноса гаража была определена площадка по <адрес>, территория гаражного кооператива «"Ц" Ответчик был предупрежден о возможном направлении искового заявления в суд общей юрисдикции об освобождении самовольно занимаемого земельного участка в случае непринятия мер по добровольному выносу гаражей. Предписание было проигнорировано. В соответствии с п.п. 14, 19 Положения об администрации административного округа г. Омска, утвержденного постановлением Мэра г. Омска от 31.12.009 № 1198-п, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация округа вправе обращаться в суд с иском об освобождении земельных участков, самовольно занятых временными объектами. На основании изложенного, просят суд признать самовольным занятие земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, обязать ответчика освободить земельный участок, самовольно занимаемый принадлежащим ему временным гаражом и вынести гараж в двухнедельный срок, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ просили указать, что если ответчик не освободит земельный участок в установленный срок, администрация округа вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

          В судебном заседании представитель Администрации ЦАО г. Омска Бабалов А.В., действующий на основании доверенности от . , исковые требования поддержал полностью, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что Администрация округа - это орган местного самоуправления, ей делегированы ряд полномочий. В ст. 5 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» указана компетенция ГУ по земельным ресурсам, в ст. 6 говорится о полномочиях муниципального органа. Администрация ЦАО г. Омска обладает соответствующими полномочиями в отношении спорного земельного участка. Спорный земельный участок под гаражом не сформирован, его место нахождения документально указано в договоре аренды и в схеме размещения временного гаража. В адрес арендатора истцом было направлено уведомление о прекращении срока действия договора, об освобождении участка. Исковое заявление рассматривается после истечения действия договора. Спорный участок занят гаражом ответчика. В настоящее время спор не разрешен. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Соколов И.М. иск не признал в полном объеме, поддержал доводы своего представителя. При обозрении почтового уведомления о получении . уведомления администрации пояснил, что в нем имеется подпись, похожая на его подпись. Подтвердил, что на схеме размещения гаража его гараж обозначен цифрой «3», находится между гаражами, и что рядом с гаражом проходят <адрес> и <адрес>

В судебном заседании представитель ответчика Минибаева Е.А., действующая на основании доверенности от . , исковые требования не признала, по основаниям указанным в отзыве, из которого следует, что исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса РФ, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.В соответствии с действующим законодательством РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.В соответствии с Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 (в редакции от 25.11.2009) «Об Уставе города Омска» (ст. 20 ч. 1 н. 4) (далее - Решение) Мэр города Омска, осуществляя функции высшего должностного лица города Омска, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Омскаполномочий по решению вопросов местного значения...Согласно статье 9 пункту 3 Решения, к вопросам местного значения муниципального образования город Омск отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска. Пунктом 2 части 2 статьи 20 Решения предусмотрено, что, осуществляя функции руководителя администрации города Омска на принципах единоначалия Мэр города Омска утверждает положения о структурных подразделениях.Согласно Положению об администрации административного округа города Омска, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 № 1198-п (п.1) администрация административного округа города Омска является структурным подразделением администрации города Омска,осуществляющим решение вопросов местного значения на территории административного округа города Омска.Таким образом, муниципальное образование город Омск возложило на структурные подразделения администрации города Омска полномочия в рамках вопросов, относящихся к вопросам местного значения муниципального образования город Омск и в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, только находящимся в муниципальной собственности.Указанным Положением об администрации административного округа города Омска в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды полномочий по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, не являющимися объектами муниципальной собственности, не предусмотрено.Спорный земельный участок муниципальной собственностью не является.Следовательно, администрация Центрального административного округа города Омска не наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, не являющимися собственностью муниципального образования город Омск и подача иска со стороны указанной администрации об освобождении земельного участка и выносе гаража является не правомерным и не основанным на законе.Кроме того, исковое заявление администрации Центрального административного округа города Омска не содержит информации о том, какой же земельный участок необходимо освободить ответчику. Согласно статье 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Спорный земельный участок не может являться в силу статьи 128 ГК РФ объектом гражданских прав в связи с тем, что границы его не установлены, участок под гаражом не сформирован. По факту занятие спорного земельного участка подтверждено письменным документом - договором аренды земельного участка, что исключает факт самовольности занятия его ответчиком. На момент подачи иска администрацией срок договора аренды не истек, правовых оснований к досрочному расторжению указанного договора в иске не указано. На основании изложенного, просит в исковых требованиях администрации ЦАО города Омска отказать в полном объеме.

Также представитель ответчика пояснила, что спорный участок был получен на основании договора аренды, иных оснований для занятия участка под гараж Соколова И.М. не обозначила. Считает, что в соответствии со ст. 128 ГК РФ объекта гражданских прав в виде земельного участка не существует. Спорный участок не является объектом гражданских прав, его границы не установлены. В связи с этим им не понятно какой участок нужно освобождать ответчику. Спорный участок-это не разграниченная собственность. Участки принадлежат ГУ по земельным ресурсам. Мэр не делегировал администрацию ЦАО г. Омска правом распоряжения такими участками. Просит в иске администрации ЦАО г. Омска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.

Согласно п. 19 Положения об администрации административного округа города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 № 1198-п, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация осуществляет предоставление в аренду земельных участков для размещения металлических и сборных железобетонных гаражных боксов. Кроме того, в пределах своих полномочий администрация округа осуществляет муниципальный земельный контроль за: соблюдением порядка использования земельных участков, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов при размещении на них временных объектов; соблюдением принципа платности использования земельных участков при размещении на них временных объектов.

. между Соколовым И.В. (арендатор) и Администрацией ЦАО г. Омска (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок сроком на один год в границах Центрального административного округа, общей площадью 20 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> для размещения металлического гаража (л.д. 7).

Согласно ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии с п. 1.1 стороны заключили договор аренды на срок 1 год. При этом ежегодно срок действия договора продлялся на 1 год, о чем ими делались соответствующие отметки в договоре аренды (л.д. 7).

. срок действия договора продлен до ..

В дальнейшем срок действия договора сторонами продлен не был, истец отказался от дальнейшего продления срока действия договора, о чем уведомил ответчика ., потребовав освободить земельный участок в связи с окончанием срока действия договора аренды, для переноса гаражей была определена площадка по <адрес> на территории гаражного кооператива "Ц" (л.д. 4).

Указанное требование получено ответчиком . (л.д. 5), что подтверждается подписью последнего в почтовом уведомлении.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что договор аренды земельного участка от . прекращен . в связи с истечением срока его действия и отказом одной из сторон от его продления.

В соответствии с п. 3.2.6 заключенного сторонами договора, арендатор обязан по истечении срока действия настоящего договора аренды, в случае его не продления, расторжения собственными силами и средствами освободить участок от сооружений и имущества, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, в противном случае вынос имущества арендатора производится в соответствии с порядком освобождения земельных участков, самовольно занятых временными объектами.

В материалы дела представлен акт обследования земельного участка по адресу: <адрес> от ., из которого усматривается, что комиссия в составе специалистов отдела архитектуры, строительства и землепользования администрации ЦАО города Омска С., К., Ш. обследовала земельный участок по <адрес> - <адрес>, и установила, что на данном земельном участке размещен металлический гараж, владельцем которого является Соколов И.М. проживающий по адресу: <адрес>л.д. 6).

Ответчик Соколов И.М. в судебном заседании подтвердил на схеме размещение принадлежащего ему гаража, при этом пояснил, что рядом проходят <адрес> и <адрес>

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

           В соответствии со ст. 5 Закон Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ
«О регулировании земельных отношений в Омской области» специально уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает реализацию государственной политики Омской области в сфере земельных отношений;

2) участвует в разработке и реализации целевых программ Омской области по рациональному использованию и охране земель на территории Омской области;

          3) участвует в разграничении государственной собственности на землю;

          4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере осуществления государственного земельного контроля в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе в целях проведения проверок целевого использования земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, указанных в пункте 6.1 настоящей статьи;

5) осуществляет управление земельными участками, находящимися в собственности Омской области, в порядке, установленном законодательством;

          6) принимает решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Омской области;

         6.1) принимает решения о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

- расположенными на территории муниципальных районов Омской области, за исключением земельных участков, предоставляемых для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения;

- предоставляемыми для размещения на них временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства на территории города Омска.

Следовательно, в силу вышеуказанных положений законодательства администрация Центрального административного округа г. Омска имеет право на обращение с данным иском.

С учетом изложенного доводы ответчика и его представителя суд считает необоснованными и не доказанными.

             Судом установлено, что в настоящее время Соколов И.М. самовольно, без законных оснований использует спорный земельный участок, в связи с чем, исковые требования администрации ЦАО г. Омска об освобождении Соколовым И.М. самовольно занимаемого земельного участка и выносе временного гаража обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 руб.

По смыслу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения.

При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд может указать в решении, что, если ответчик не исполнит решение в течении установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ст. 206 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования администрации Центрального административного округа г. Омска удовлетворить.

Признать самовольным занятие Соколовым И.М. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>

Обязать Соколова И.М. освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - <адрес>, самовольно занимаемый принадлежащим ему временным гаражом, и вынести гараж до ..

Если ответчик Соколов И.М. не исполнит решение в течение установленного срока, администрация Центрального административного округа г. Омска вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с Соколова И.М. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения судом мотивированного решения через Первомайский районный суд г. Омска.

Решение вступило в законную силу 17.08.2011а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200