Дело № 2-2850/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Валитовой М.С. при секретаре Киргинцевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 августа 2011 года дело по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ года Ленинским районным судом г. Омска принято решение по делу № 2-212/2011 по заявлению Ш. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об обязании направить в Управление Росреестра по Омской области заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - водопровода, расположенного в подвале дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Л.. возбуждено исполнительное производство на основании выданного судом ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа №. С целью исполнения указанного решения суда в порядке, предусмотренном распоряжением Администрации г. Омска от 17 января 2011 года № 4-р «О взаимодействии структурных подразделений Администрации г. Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей», департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес ОАО «ОмскВодоканал» направлен запрос о предоставлении технических характеристик указанных сетей водопровода, а также исполнительной документации. Только после получения этих документов, необходимых для подачи заявки в ГП ОО «Омский центр ТИЗ» на изготовление технического и кадастрового паспортов и завершения данной работы объект недвижимости будет поставлен на учет в Управлении Росреестра по Омской области как бесхозяйное имущество. Однако до настоящего времени истребуемая информация в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска не поступала. В целях предоставления возможности совершения всех необходимых действий по сбору документов, требующихся для соблюдения законодательно установленной процедуры по принятию недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной, руководствуясь ст. 434, 203 ГПК РФ, ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве», Департамент ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Ленинский районный суд г. Омска об отсрочке исполнения решения суда на 6 месяцев. О принимаемых мерах, а также об обращении в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения судебному приставу-исполнителю Л. было направлено письмо, но ДД.ММ.ГГГГ было получено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных выше заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска № 395-п, утвержденному 10 августа 2005 года постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) г. Омска, органом, осуществляющим постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории г. Омска, мероприятия по признанию права муниципальной собственности г. Омска на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, является департамент (п. 19 пп. 14.1) Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых объектов регулируется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей". Данный порядок предусматривает комплекс мероприятий, направленный на сбор информации и документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Для осуществления указанных действий необходим значительный временной промежуток, ограниченный не временными рамками, а принципами достаточности и достоверности сведений и документации, необходимых для принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых объектов. Данный порядок имеет публичный характер, процедура осуществления соответствующих мероприятий, необходимых для совершения при исполнении судебного решения № 2-212/2010 законодательно установлена, официально опубликована. Добровольно исполнить решение суда, а также соответствующий исполнительный лист было невозможным в силу объективно непредотвратимых обстоятельств. В настоящее время специалистами департамента осуществляется работа по сбору необходимых документов и информации для подачи соответствующего заявления в Управление Росреестра по Омской области о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - водопровода в подвале дома <адрес>, таким образом, департаментом принимаются все меры для надлежащего исполнения обязательства. На основании изложенного просит освободить департамент имущественных отношений Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере ... руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Глазкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявление по изложенным в нем основаниям и пояснила, что исполнить решение суда о направлении в Управление Росреестра по Омской области заявления о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - водопровода в подвале дома <адрес> в пятидневный срок невозможно, поэтому считает незаконным взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в размере ... руб. В настоящее время не представляется возможным исполнить решение в виду отсутствия финансирования для изготовления технического паспорта. Судебный пристав - исполнитель Отдела судебных приставов по Центральному административному округу № 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Березин Ю.М. в судебном заседании возражал против освобождения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере ... руб., взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ года на исполнение к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО №1 г. Омска УФССП по Омской области поступил исполнительный лист по делу № 2-212/2011 серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданный Ленинским районным судом г.Омска об обязании департамента имущественных отношений Администрации г.Омска направить в Управление Росреестра по Омской области заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества -водопровода в подвале дома <адрес> В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 06 мая 2011 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника. В связи с тем, что исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов и не содержал требований немедленного исполнения, судебный пристав-исполнитель, в соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в постановлении о возбуждении исполнительного производства установил пятидневный срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупредил должника о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения решения без уважительных причин, о привлечении к административной и уголовной ответственности в определенных случаях неисполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником, о чем имеется уведомление. Статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Лицом, ответственным за своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов согласно ст. 12 ФЗ «О судебных приставах" является судебный пристав-исполнитель. В соответствии со ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ судебным приставом -исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... руб. Всоответствии с ч.2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного для добровольного исполнения, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должником не предоставлены судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа. Также дополнил, что только ДД.ММ.ГГГГ от должника поступило письмо, в котором сообщалось, что исполнить решение не представляется возможным, т.к. необходимо время для сбора соответствующих документов. Представитель УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Выслушав представителя заявителя и судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему. Реализация задач гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений осуществляется посредством исполнимости судебного постановления. Порядок правильного и своевременного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Омска вынесено решение по иску Ш.. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о возложении обязанности направить в Управление Росреестра по Омской области заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопровода в подвале дома <адрес>. Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов № 1 по Центральному административному округу г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Омска, возбуждено исполнительное производство № в отношении департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (л.д. 19-20,21). ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска направлено требование об исполнении решения Ленинского районного суда г. Омска № 2-212/2011 от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих исполнение решения суда (л.д. 24). ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска судебному приставу - исполнителю направлено сообщение, в котором указано об истребовании с целью исполнения решения суда в порядке, предусмотренном распоряжением Администрации г.Омска от 17 января 2011 года № 4-р «О взаимодействии структурных подразделений Администрации г. Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей» из ОАО «ОмскВодоканал» технических характеристик указанных сетей водопровода, а также предоставлении исполнительной документации и что до настоящего времени указанная информация в департамент не поступала. Также указано, что после предоставления запрашиваемой информации будет подана заявка в ГП ОО «Омский центр ТИЗ» на изготовление технического и кадастрового паспортов, а по завершении данной работы указанный объект недвижимости будет поставлен на учет в Управлении Росреестра по Омской области как бесхозяйное имущество (л.д. 25). Указанные в письме сведения также подтверждаются копией письма на имя генерального директора ОАО «ОмскВодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 по ЦАО г. Омска УФССП по Омской области Л.. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в размере ... руб., в связи с тем, что исполнительный документ должником в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин (л.д. 5, 45). В соответствии с ч. 2, 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. Согласно п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. Как следует из представленных материалов исполнительного производства, департамент жилищной политики Администрации г. Омска обращался в Ленинский районный суд г. Омска с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленного ходатайства департаменту было отказано (л.д. 40-44). Кроме того, в связи с содержащимися в решении суда неясностями, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в суд подавалось заявление. Определением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено постановленное данным судом ДД.ММ.ГГГГ решение, в соответствии с которым должник обязан направить в Управление Росреестра по Омской области заявление о принятии на учет бесхозяйного имущества - водопровода в подвале дома <адрес> с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (л.д. 52-54). Основания ответственности за нарушение обязательств предусмотрены ст. 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла и неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2). Таким образом, в судебном заседании установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предпринимал необходимые меры для исполнения решения суда, но ввиду длительности предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" порядка принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых объектов, сбора необходимой документации, процедуры согласования и выделения денежных средств из бюджета, необходимых для изготовления технической и иной документации на объект, возможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок отсутствовала по объективным причинам, в связи с чем оснований для наложения на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска денежного взыскания за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок не усматривается. Судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о взыскании исполнительного сбора должен был обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока было вызвано объективными обстоятельствами. На основании изложенного суд считает, что требования департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Освободить Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска от исполнительского сбора в размере ... руб.... коп. по исполнительному производству №, взыскателем по которому является Ш., возбужденному на основании исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Омска. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Валитова М.С. Решение вступило в законную силу 30.08.2011 г.