Решение от 02.08.2011 о признании действий незаконными



Дело № 2-2502/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск             02 августа 2011 года

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В.,

с участием помощника прокурора Советского административного округа г. Омска Липинской Е.Г.,

при секретаре Тынысовой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского административного округа города Омска к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» о признании действий по эксплуатации здания без ввода в эксплуатацию незаконными, приостановлении эксплуатации, обязании получить разрешение на ввод в эксплуатацию, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор САО города Омска обратился в суд с иском к ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» о признании действий незаконными, приостановлении эксплуатации здания, обязании получить разрешение на ввод здания в эксплуатацию. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Советского административного округа города Омска на
территории Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Сибирская государственная Автомобильно-Дорожная     Академия»,     осуществлена проверка соблюдения последним градостроительного законодательства при эксплуатации учебного корпуса, расположенного по <адрес>

Проверкой установлено, что ООО НПО «...» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ произведены работы по реконструкции учебного корпуса ГОУ «СибАДИ» путем надстройки пятого этажа.

С ... года ГОУ ВПО «СибАДИ» использует помещения учебного корпуса , в том числе 5 этажа, для образовательного процесса, а именно под аудитории, где проходят занятия студентов.

Здание учебного корпуса , расположенное по <адрес>, до настоящего времени в эксплуатацию не введено.

На момент проверки, в наличии у образовательного учреждения имеются следующие документы: заключение органа строительного надзора о соответствии проекторной документации требованиям строительных норм и правил, разрешение на строительство.

По информации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ГОУ «СибАДИ» не выдавалось заключение о соответствии реконструированного объекта капитального строительства - учебный корпус, требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации, поскольку при реконструкции объекта ВУЗом были допущены нарушения.

В реконструированном объекте - учебный корпус, расположенный по <адрес>, отсутствуют предусмотренные проектом строительства лифты.

Согласно записям в общем журнале работ, реконструкция здания - учебного корпуса окончена ДД.ММ.ГГГГ.

           Факт эксплуатации учебного корпуса без разрешения на ввод,
предусмотренного ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждается
актом     проверки Главного     управления     жилищного     контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от ДД.ММ.ГГГГ и фотографиями, сделанными в ходе прокурорской проверки.

На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ, на момент ознакомления с постановлением о возбуждении "производства об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, здание учебного корпуса , расположенное по <адрес> эксплуатировалось.

Решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ГОУ ВПО «СибАДИ» привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ - эксплуатация объекта без соответствующего ввода в эксплуатацию.

Образовательным учреждением каких-либо мер к устранению нарушения градостроительного законодательства не принято.

В соответствии с ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (ст.5 Кодекса).

Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность по вводу объектов строительства в эксплуатацию, а именно получение разрешения на ввод объекта.

Поскольку учебный корпус , является объектом с массовым пребыванием людей, используется в образовательных целях под аудитории и кафедры, ежедневно здание корпуса, расположенного по <адрес>, посещают более 500 человек, часть из которых несовершеннолетние дети, не принятие мер по вводу здания в эксплуатацию может повлечь в будущем причинение вреда гражданам.

Кроме того, объект, не введенный в эксплуатацию, не подлежит проверке контролирующими органами, в том числе в области градостроительного и пожарного надзора.

Также       незаконными      действиями       юридического      лица образовательного учреждения наносится ущерб государству в виде недополученной прибыли от налога на имущество.

В судебном заседании помощник прокурора САО города Омска исковые требования поддержала, по основаниям изложенным с исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчиков исковые требования не признали, суду пояснили, что не оспаривают факт нарушения положений ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в части не введения объекта в эксплуатацию. Предусмотренный ст. 55 Градостроительного кодекса РФ перечень документов, необходимый для ввода в эксплуатацию был представлен. Для полного ввода в эксплуатацию здания необходима форма КС-11. Выполнением данной формы является установление лифтов. В соответствие с проектной документацией и положительным заключением экспертов предусмотрено установление двух грузовых лифтов более 630 кг. До момента введения технических регламентов, процедура прохождения по соответствующим инстанциям, была соблюдена. С учетом введения технических регламентов, пожарная служба выдвинула требование об установление лифта, вместо 630 кг., 1000 кг., что затрудняет обеспечить и финансовыми средствами. С учетом плановой проверки Росфиннадзора, осуществляющего контроль по расходу денежных средств, возникнут проблемы, в части выполнения соответствующего пункта бюджета, так как необходимо будет новая проектно - сметная документация и проведение экспертизы нового проекта. С учетом привлечения всех сторон, ООО «НПО «...», как генподрядчика, заказчика, чтобы не нарушить действующее законодательство и с учетом выполнения ст. 55 Градостроительного кодекса РФ до конца этой недели будет принято решение: будет ли это корректна проектно - сметная документация. Все меры нами предпринимались для того, чтобы здание было введено в эксплуатацию в ближайшее время.

В судебное заседание представитель Гласного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, против чего не возражали участники процесса.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Градостроительного кодекса РФ к принципам градостроительной деятельности относит, в том числе, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

В силу статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Кроме того, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества 30 декабря 2009 года принят Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», статьей 39 которого предусмотрено, что обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется, в том числе, в форме строительного контроля; государственного строительного надзора; заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации; ввода объекта в эксплуатацию.

Пунктом 24 Положения о департаменте строительства Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра г. Омска от 08.08.2005 № 381-п, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Омска, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, относены к компетенции департамента.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статьей 20 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст. 21 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться пли распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что в ходе проверки Прокуратурой Советского АО города Омска выявлены нарушения требований противопожарных норм и правил, градостроительного законодательства ответчиком при эксплуатации здания учебного корпуса, расположенного <адрес>.

Строительство указанного объекта осуществляется на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска сроком до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15).

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Омской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5. КоАП РФ, за эксплуатацию здания без полученного в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешения на ввод в эксплуатацию.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Ответчик доказательств подтверждающих эксплуатацию здания после получения разрешения на ввод в эксплуатацию не представил.

Доводы представителей ответчика о том, что в настоящее время невозможен ввод в эксплуатация здания по причине нарушения финансовых дисциплин суд считает несостоятельными, поскольку эксплуатация здания возможна только после ввода его в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В соответствие со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Учитывая изложенное суд считает, что в результате противоправных действий ответчика в виде эксплуатации здания без разрешения на ввод в эксплуатацию, в случае возникновения пожара, иных аварий техногенного характера возможно причинение вреда как здоровью и жизни людей, так и имуществу неопределенного круга лиц. Более того, здание эксплуатируется в образовательных целях под аудитории и кафедры, которые посещают в том числе несовершеннолетние.

Таким образом, требования прокурора Советского АО г. Омска законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 167 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная Автомобильно-Дорожная Академия» по эксплуатации учебного корпуса, расположенного <адрес> без ввода в эксплуатацию незаконными.

Приостановить эксплуатацию учебного корпуса, расположенного <адрес> до получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Обязать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная Автомобильно-Дорожная Академия» в целях устранения нарушений градостроительного законодательства получить разрешение на ввод в эксплуатацию учебного корпуса, расположенного <адрес>.

Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная Автомобильно-Дорожная Академия» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 28.09.2011

-32300: transport error - HTTP status code was not 200