Дело № 2-2554/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Макарочкиной О.Н. при секретаре Благовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 03 августа 2011 года гражданское дело по иску Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» к отделу службы судебных пристава по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области, УФССП по Омской области об освобождении от взимания исполнительского сбора в связи с добровольным исполнением решения суда, УСТАНОВИЛ: Муниципальное предприятие г. Омска «Тепловая компания» (далее по тексту МП г. Омска «Тепловая компания») обратилось в суд с иском к отделу службы судебных приставов по ЦАО №1 г. Омска УФССП по Омской области, УФССП по Омской области об освобождении от взимания исполнительского сбора в связи с добровольным исполнением решения суда, ссылаясь на то, что в производстве ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области находится на исполнении исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное по исполнительному листу ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Первомайским районным судом г. Омска. Сущность взыскания - обязать МП г. Омска «Тепловая компания» исполнить установленную законом квоту для трудоустройства инвалидов в размере ... % среднесписочной численности работников и создать специальные аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено истцом 21.02.2011 года. В указанном постановлении судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по ЦАО г. Омска УФССП по Омской области Е.О.В. предлагалось в срок 5 дней со дня его получения добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. 25.02.2011 года МП г. Омска «Тепловая компания» в адрес заместителя начальника ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области было направлено заявление об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Однако, 31.03.2011 года был получен ответ ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области, в котором разъяснялось, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приёма на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приёма на работу инвалидов и было отказано в окончании исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора ввиду неисполнения истцом требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Истец полагает, что в соответствии с решением суда им исполнена установленная законом квота для трудоустройства инвалидов в размере ... % среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников предприятия составляет ... человек, ... % от среднесписочной численности составляет ... человек, что является 100 % исполнением квоты. Сведения о создании рабочих мест для инвалидов и об имеющихся вакансиях переданы в БУ Омской области «...», объявления об имеющихся вакансиях для инвалидов размещены на сайте МП г. Омска «Тепловая компания». Кроме того, согласно решению суда МП г. Омска «Тепловая компания» обязано создать одно специальное аттестованное рабочее место для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Такое специальное рабочее место было создано, аттестовано, составлен акт соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, который также был направлен ответчику. Таким образом, МП г. Омска «Тепловая компания» фактически исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе. Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и влечёт нарушение прав истца, а именно неблагоприятные финансовые последствия в виде необоснованного изъятия принадлежащих ему денежных средств. Просит освободить МП г. Омска «Тепловая компания» от взимания исполнительского сбора, вынесенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП №1 по ЦАО г. Омска К.О.В. о взыскании исполнительского сбора, в связи с добровольным исполнением судебного решения. Представитель МП г. Омска «Тепловая компания» Хорькова Л.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что предприятием своевременно и незамедлительно предпринимались необходимые меры для исполнения требования ответчика о предоставлении документов, подтверждающих добровольное фактическое исполнение исполнительного документа о выполнении квоты. На момент проверки исполнения решения суда (25.02.2011 года) предприятием были созданы квотируемые рабочие места для инвалидов в размере ... % от среднесписочной численности... мест, однако ... из них были вакантные. Истцом сделано все возможное по исполнению решения суда, отказов на обращение инвалидов о трудоустройстве на эти места не было. Замечаний в адрес истца по исполнению квоты от контролирующего органа БУ Омской области «...» не поступало. Считает, что решение суда исполнено в полном объеме, просит требования удовлетворить, освободить истца от взимания исполнительского сбора в связи с добровольным исполнением судебного решения. Представитель УФССП по Омской области требования МП г. Омска «Тепловая компания» не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление. Представленные судебному приставу-исполнителю документы не доказывают надлежащее исполнение истцом решения суда. Срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа истцом пропущен, а наличие уважительных причин его пропуска не представлено. Оснований для освобождения МП г. Омска «Тепловая компания» от взыскания исполнительского сбора не имеется, просил в иске отказать. Представители прокуратуры ЦАО г. Омска, ОСП по ЦАО №1 г. Омска УФССП по Омской области, БУ Омской области «...» надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Согласно ч.ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело при данной явке. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ). Согласно частям 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Первомайским районным судом г. Омска выдан исполнительный лист ВС № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании МП г. Омска «Тепловая компания» исполнить установленные законом квоту для трудоустройства инвалидов - в размере ... % среднесписочной численности работников и создать специальные аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой (л.д. 6-7). Из исполнительного производства № усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП России по Омской области Е.О.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении МП г. Омска «Тепловая компания» (л.д. 8). 25 февраля 2011 года МП г. Омска «Тепловая компания» вручено требование об исполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ установленную законом квоту для трудоустройства инвалидов в размере ...% среднесписочной численности работников и создать специальные аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой (л.д.10). 28 февраля 2011 года в ОСП по ЦАО № 1 г. Омска УФССП по Омской области поступило заявление МП г. Омска «Тепловая компания», в котором должник указывает, что решение Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ им исполнено, созданы квотируемые рабочие места для инвалидов в размере ... % - ... человек от среднесписочной численности - ... человек, создано специальное аттестованное рабочее место для инвалида в соответствии с установленной квотой, в связи с этим просит окончить исполнительное производство. 24 марта 2011 года старшим судебным приставом ОСП по ЦАО № 1 г. Омска представителю МП г. Омска «Тепловая компания» дан ответ о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствуют основания для окончания исполнительного производства. В связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок для добровольного исполнения предприятием исполнительного документа не исполнена установленная законом квота для трудоустройства инвалидов - в размере ... % среднесписочной численности работников, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей. ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № окончено. В соответствии с частью 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 1и2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В силу ст. 2 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» квотирование рабочих мест - целевое выделение (создание) организацией, в том числе привлекающей иностранную рабочую силу, рабочих мест для трудоустройства инвалидов и прием на них инвалидов; квота - минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников). В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. Из содержания данных норм следует, что квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Согласно информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за январь 2011 года, предоставляемой истцом в ГУ Омской области «... создано (выделено) ... рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из них занятых рабочих мест в счет установленной квоты-.... В феврале 2011 года количество занятых рабочих мест в счет установленной квоты увеличилось до ..., в марте 2011 года до ..., в апреле 2011 года до .... В мае 2011 года количество занятых рабочих мест в счет установленной квоты составило .... Во исполнение решения суда в МП г. Омска «Тепловая компания» создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалида, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-31). Исходя из представленных в материалы дела сведений, свидетельствующих об исполнении решения суда видно, что обязанности МП г. Омска «Тепловая компания» по квотированию рабочих мест выполнены в мае 2011 года. Из изложенного следует, что на дату выставления Отделом судебных приставов по ЦАО №1 г. Омска требования от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по исполнению установленной законом квоты для трудоустройства инвалидов в размере ... % среднесписочной численности работников у предприятия не исполнена. Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Приведенные истцом обстоятельства в качестве оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора (предоставление своевременно документов, подтверждающих исполнение квоты, создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида, размещение объявлений об имеющихся вакансиях для инвалидов в средствах массовой информации, отсутствие отказа со стороны истца в трудоустройстве инвалидов) таковыми не являются, а представленные в их подтверждение доказательства не могут быть расценены как доказательства неисполнения требований исполнительного документа в связи чрезвычайными, объективно непредотвратимыми и другими непредвиденными обстоятельствами, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Позицию представителя истца на то, что ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закон Омской области № 1174-ОЗ от 21.07.2009 года «О квотировании рабочих мест в Омской области», ФЗ «Об исполнительном производстве» и иные законодательные акты не предусматривают конкретных норм, трактующих перечень документов или обстоятельств, являющихся основанием для подтверждения исполнения обязательств по выполнению квоты и создания специального аттестованного рабочего места для инвалида суд считает необоснованной. В пункте 7 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» указано, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. Из содержания данной нормы следует, что квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством РФ. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предъявление требования судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по ЦАО №1 г. Омска о взыскании исполнительского сбора с МП г. Омска «Тепловая компания», ввиду неисполнения последним без уважительных причин в срок установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, обоснованны и основания для удовлетворения требований заявителя не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» к отделу службы судебных пристава по ЦАО № 1 г. Омска УФССП России по Омской области, Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взимания исполнительского сбора в связи с добровольным исполнением решения суда отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г.Омска. Судья Макарочкина О.Н. Решение вступило в законную силу 21.09.2011 года