Дело № 2 - 2869/2011 Р Е Ш Е Н И Е Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Макарочкиной О.Н. при секретаре Ищенко Е.К. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 августа 2011 года гражданское дело по иску Главное управление государственной службы занятости населения Омской области к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Мостовик» о признании бездействия ответчика в несоблюдении установленной квоты, противоречащим статье 24 Федерального закона « 181-ФЗ, статьям 3,6 Закона о квотировании, постановлению Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-П «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», обязании общества выполнить требования законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее по тексту ГУ ГСЗН Омской области) обратилось в суд с иском о признании бездействия незаконными и обязании ответчика устранить нарушения, ссылаясь на то, что ГУ ГСЗН Омской области проведена плановая документарная проверка соблюдения законодательства о приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты в отношении ООО «НПО «Мостовик», расположенного по <адрес> В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № об установлении нарушений обязательных требований законодательства в части несоблюдения установленной квоты, неисполнения обязанности по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации, представленной ООО НПО «Мостовик» в бюджетное учреждение Омской области «...», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников организации составляет ... человек, размер установленной квоты - ... единица, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - ... единицы, специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов не создано. Бездействием ответчика могут быть нарушены права на социальную защиту от безработицы любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом. На основании изложенного просит признать бездействие ООО «НПО «Мостовик» в несоблюдении установленной квоты противоречащим статье 24 Федерального закона № 181-ФЗ, статьям 3, 6 Закона о квотировании, постановлению Правительства Омской области от 27.01.2010 года № 16-п «О мерах реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», обязать ответчика выполнить требования законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании представитель ГУ ГСЗН Омской области Чередова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме. Пояснила, что в срок предоставленный ответчику для устранения выявленных нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов никаких действий последним предпринято не было, в связи чем были вынуждены обратиться в суд. Указала, что в среднесписочную численность работников при определении квоты не входят рабочие места с вредными условиями труда, однако обязанность предоставления данной информации в службу занятости лежит на ответчике. Просила признать бездействие ООО «НПО «Мостовик» в несоблюдении установленной квоты противоречащим статье 24 Федерального закона № 181-ФЗ, статьям 3, 6 Закона о квотировании, постановлению Правительства Омской области от 27.01.2010 года № 16-п «О мерах реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», обязать ответчика выполнить требования законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Представитель ответчика Богданова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требования о признании бездействия по устранению указанных нарушений незаконным. Пояснила, что расчет квоты был произведен согласно штатному расписанию, в том числе с учетом работающих вахтовым методом, в связи с чем произошло её увеличение. Ни одному инвалиду, обратившемуся к ответчику, не было отказано в трудоустройстве. Указала, что большой процент рабочих мест имеют вредные и опасные условия труда. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме поскольку ГУ ГСЗН Омской области не является надлежащим истцом по настоящему спору. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с частью 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Статья 22 указанного Закона устанавливает, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Закон Омской области от 21.07.2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере квотирования рабочих мест в Омской области (статья 1). Квотирование рабочих мест - это целевое выделение (создание) организацией, в том числе привлекающей иностранную рабочую силу, рабочих мест для трудоустройства инвалидов и прием на них инвалидов; квота - это минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) (статья 2). Согласно статьи 3 названного Закона квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается Правительством Омской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда. Количество рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема на работу инвалидов, организация исчисляет самостоятельно с учетом: работающих в организации инвалидов; среднесписочной численности работников организации, определенной на основании списочной численности работников организации в квартале, предшествующем выделению (созданию) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, по данным, которые организация представляет по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по формированию официальной статистической информации. При расчете количества рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема на работу инвалидов, полученное значение количества рабочих мест округляется до целого значения в сторону уменьшения. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Омской области в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 4 данного закона). В соответствии со статьей 6 названного Закона организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством. Организация обязана ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию: необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе: о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов; о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности); об условиях и режиме труда; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Информация, указанная в названном пункте, представляется организацией по формам, утверждаемым органом службы занятости. Квотирование рабочих мест осуществляется организацией за счет собственных средств. Организация обязана не позднее 14 дней со дня принятия решения об увольнении граждан, принятых в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, заключения, расторжения или изменения условий соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов информировать об этом центр занятости, расположенный по месту нахождения организации. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области вынесено предписание № об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, в ходе которой было выявлено несоблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов, неисполнение обязанности по созданию (выделению) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии с пунктом 1 ст. 25 ФЗ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», статьями 21,22 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», пункта 1 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», пункта 1 статьи 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 года № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» «О квотировании рабочих мест в Омской области». ООО «НПО «Мостовик»» предписано в срок до 22.02.2011 года обеспечить соблюдение установленной квоты и обеспечить создание (выделение) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в соответствии с указанным постановлением. Согласно информации, представленной ООО НПО «Мостовик» в бюджетное учреждение Омской области «...», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников организации составляет ... человек, размер установленной квоты - ... единица, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - ... единицы, специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов не создано. В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставляемой истцом в ГУ Омской области «... создано (выделено) ... рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из них занятых рабочих мест в счет установленной квоты-..., один инвалид принят на работу на специальное рабочее место. Из экспертного заключения ФБУЗ «...» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что рабочее место ... 1 категории соответствует СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В пункте 7 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» указано, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. Из содержания данной нормы следует, что квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством РФ. Исполнение обязанности по квотированию рабочих мест в части создания специального рабочего места для работающего инвалида подтверждено перепиской истца с ответчиком о возможности возмещения затрат связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Однако ответчиком не предоставлено доказательств надлежащего исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в части несоблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Пояснения представителя ответчика по факту неисполнения установленной законом квоты в силу особых условий труда, расчета квоты с учетом большого процента рабочих мест вахтовым методом необоснованны и не могут быть приняты судом. Пункт 3 статьи 3 Закона «О квотировании рабочих мест в Омской области установлено, что не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Согласно п. 5 указанного Закона количество рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема на работу инвалидов, организация исчисляет самостоятельно с учетом: 1) работающих в организации инвалидов; 2) среднесписочной численности работников организации, определенной на основании списочной численности работников организации в квартале, предшествующем выделению (созданию) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, по данным, которые организация представляет по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по формированию официальной статистической информации. Таким образом, расчет количества рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема на работу инвалидов производится ответчиком самостоятельно, при этом законодатель не освободил общества с ограниченной ответственностью (численностью более 100 человек) от квотирования рабочих мест и создания специальных рабочих мест в пределах квоты, регламентируемой названным законом. Таким образом, создание (выделение) рабочих мест в пределах установленной квоты для инвалидов является обязанностью работодателя, поскольку посредством данных мероприятий, законодатель производит реализацию социальной гарантии инвалидов на трудовую деятельность. Установление квот для инвалидов обусловлено сложностью поиска работы мест для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья. При этом исполнение положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» относится ко всем организациям на территории России, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности и наличие вредного производства, не является основанием к отказу в создании специальных рабочих мест для инвалидов. ООО «НПО «Мостовик» не лишено возможности создать рабочие места для инвалидов, в том числе имеющих определенную степень инвалидности, характер функциональных нарушений и ограничение способности к трудовой деятельности, применительно к деятельности, осуществляемой обществом. Доводы представителя ответчика на отсутствие у истца права обращения в суд с заявленными требованиями несостоятельны, ввиду того, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области в соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 года № 177, является органом исполнительной власти, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (подпункт 1), а также проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 6). Распоряжением Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №«О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области» в 2011 году» в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, выделения (создания) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области надлежит обеспечить в том числе направление информации о неисполнении законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов организациями Омской области в органы прокуратуры Омской области, Государственную инспекцию труда в Омской области, иные уполномоченные органы в целях привлечения виновных должностных лиц и организаций Омской области к административной ответственности, а также обращения в суд с исками о признании незаконным бездействия организаций Омской области и обязании выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов и выделения (создания) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Бездействием ответчика нарушаются права на труд любого гражданина РФ, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством РФ, а, следовательно, требования Главного управления государственной службы занятости населения Омской области о признании бездействия ООО «НПО «Мостовик» в несоблюдении установленной квоты, обоснованны. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре. Поскольку ответчик добровольно не устраняет нарушения законодательства о занятости населения, квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, суд считает требования истца об обязании ответчика выполнить требования законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования удовлетворить. Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Мостовик» выразившееся в несоблюдении установленной квоты, противоречащим статье 24 Федерального закона « 181-ФЗ, статьям 3,6 Закона о квотировании, постановлению Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Обязать общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Мостовик» выполнить требования законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 28.09.2011 года
Именем Российской Федерации