Решение от 30.08.2011 по делу № 2-2737/2011 по иску Никитиной Н.С. к ФКУ `ИК-9` УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Омской области о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за ежегодный допотпуск, единовременного пособия и т.д.-



                                                                                                                 Дело № 2-2737/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Киргинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске                                                                                            30 августа 2011 года

дело по иску Никитиной Н.С. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9» УФСИН России по Омской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за ежегодный дополнительный отпуск, единовременного пособия, процентов за просрочку указанных выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВЛЕНО:

Никитина Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области (УФСИН России по Омской области) о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за ежегодный дополнительный отпуск, единовременного пособия, процентов за просрочку указанных выплат, компенсации морального вреда.

Свои требования мотивировала тем, что с ... года по настоящее время работала в УВД Омской области, в связи с переименованием - в УФСИН России по Омской области, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключила контракт сроком на ... лет на прохождение службы в ФГУ ИК № 9 УФСИН по Омской области в должности ... .

ДД.ММ.ГГГГ была уволена с занимаемой должности в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, составившей на дату увольнения ... лет ... месяцев ... дней.

В период службы ее неоднократно привлекали к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (дежурства). Продолжительность рабочей смены составляла ... сутки по следующим календарным дням:

В ... году: ... . Таким за ... год общее количество проработанных сверхурочных дней составляет ... суток.

В ... году: ...

В ... году: ... , всего ... день;

В ... году - ... .

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общее количество дней, отработанных сверхурочно составляет ... день (... ).

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Общая сумма невыплаченной заработной платы за сверхурочную работу за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила ... руб. ... коп. = ... : ... х ... х ... , где размер заработной платы за ... года составляет ... руб. ... коп., количество рабочих дней в месяце - ... дней.

Пунктом 169 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" установлено, что врачам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и домов отдыха предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.

Согласно Приказу Минздрава РФ и Минюста РФ от 09 августа 2001 года № 310/241 «Номенклатура учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» к учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения для осужденных, содержащихся в исправительных колониях УИС (п. 1.2.), в том числе - медицинские части исправительной колонии (п. 1.2.2.), в связи с чем она имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, однако указанный отпуск за весь период работы ей не предоставлялся ни разу.

В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе был подписан ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска у нее возникает: за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по ... рабочих дней дополнительного отпуска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ... рабочих дней.

Согласно п. 50 Приказа Минюста РФ от 20 декабря 2006 года № 376 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы", за все неиспользованные отпуска сотруднику выплачивается денежная компенсация исходя из размера получаемого денежного довольствия по замещаемой штатной должности ко дню увольнения.

Общая сумма задолженности по оплате ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет ... руб. ... коп., из расчета: ... : ... х ... = ... (заработная плата за ... года - ... руб. ... коп., ... рабочих дней в месяце, ... рабочих дней - общее количество дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска).

На день увольнения ей было начислено единовременное пособие в размере ... окладов в сумме ... руб.

Сотрудникам, увольняемым со службы с правом на пенсию, выплачивается единовременное пособие в размерах, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941. Единовременное пособие увольняемым со службы лицам рядового и начальствующего состава выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы: менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания; от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания; от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания; 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.

Общий стаж ее работы в органах уголовно-исполнительной системы составляет ... лет ... месяцев ... дней, соответственно при увольнении ей должны были выплатить единовременное пособие в размере 10 окладов денежного содержания в сумме ... руб., а не в размере 4 окладов. К тому же, указанное единовременное пособие в размере ... окладов ей было начислено, но до настоящего времени не выплачено.

В связи с нарушением ответчиком положений ст. 140, 142 ТК РФ ответчик обязан уплатить ей проценты за несвоевременную выплату указанных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при ставке рефинансирования ... % в размере ... руб. ... коп., подлежащей начислению на общую сумму задолженности (... ) х ... % : ... х ...

Действиями ответчика ей причинен моральный вред, который в соответствии со ст. 237 ТК РФ она оценивает в 10 000 руб.

На основании изложенного просила взыскать с УФСИН России по Омской области сумму невыплаченной заработной платы за сверхурочную работу в размере ... руб. ... коп., задолженность по оплате ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в размере ... руб. ... коп., единовременное пособие в размере ... руб., проценты в размере, исчисленном на дату вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика по делу судом было привлечено Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9» УФСИН России по Омской области (ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области).

В последующем истец неоднократно уточняла исковые требования, в итоге просила взыскать солидарно с ответчиков ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области и УФСИН России по Омской области сумму невыплаченной заработной платы за сверхурочную работу в размере ... руб. ... коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; задолженность по оплате ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в размере ... руб. ... коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ... рабочих дней, эквивалентных ... календарным дням; единовременное пособие в связи с увольнением в размере ... руб. с учетом выплаченной суммы в размере ... окладов; проценты за просрочку указанных выплат в размере ... руб... коп. (... руб. ... коп. - от общей суммы задолженности за сверхурочную работу, задолженности по единовременному пособию в размере ... руб.; ... руб. ... коп. - проценты за просрочку выплаты начисленного, но выплаченного лишь ДД.ММ.ГГГГ единовременного пособия в размере ... руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.

Истец Никитина Н.С. в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Будучи допрошенной ранее в судебном заседании, требования свои поддержала и дополнила, что она обращалась к начальнику медицинской части с рапортами о предоставлении ей отгулов за работу в выходные и праздничные дни, однако ей отгулы не предоставляли.

Знала, что имеет право на предоставление ежегодного дополнительного отпуска, но в период прохождения службы в ИК-9 не посчитала возможным обратиться в суд по этому поводу.

Представитель истца Гриненко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные требования Никитиной Н.С. по изложенным в заявлениях основаниям и пояснила, что истец заключала контракт с УФСИН России по Омской области, а службу проходила в ФКУ ИК № 9, поэтому просила взыскать задолженность с указанных ответчиков солидарно, но в настоящее время оставляет на усмотрение суда вопрос о надлежащем ответчике.

Представитель ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области Солдаткин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Никитиной Н.С. не признал по изложенным в письменных возражениях основаниям, в которых указал, что согласно графикам круглосуточного надзора на месяц истец действительно привлекалась к работе в выходные и праздничные дни, но ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ она не работала. За работу в указанные дни в соответствии с Положением приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» истцу были предоставлены отгулы.

Пунктами 152 - 156 раздела «Лечебно-трудовые профилактории для
принудительного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией,
исправительно-трудовые колонии, специально предназначенные для принудительного
лечения и содержания осужденных алкоголиков и наркоманов» Постановления
Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов и профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» устанавливаются профессии и должности медицинского персонала в исправительной системе государства. В связи с принятием УИК РФ правопреемниками данных учреждений стали лечебно-профилактические учреждения ФСИН России. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области является исправительным учреждением строгого режима.

Пункт 169 раздела «Общие профессии медицинских работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения и просвещения» Постановления Госкомтруда СССР утверждает список врачей учреждений здравоохранения и домов отдыха, которые ни в коей мере не относятся к медицинскому персоналу исправительных учреждений.

Совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства Юстиции от 09 августа 2001 года № 310/241 устанавливает лишь систему учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы, не проводя параллели с учреждениями здравоохранения и домов отдыха для граждан Российской Федерации, не имеющим связи с УИС РФ, на которые ссылается истец. Таким образом, дополнительный отпуск для врачей ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области не предусмотрен. К тому же, истец с рапортом о предоставлении ей дополнительного отпуска не обращалась.

Никитина Н.С. уволена на основании приказа УФСИН России по Омской области по ст. 58 п. «В» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Пункт «А» ст. 17 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 регламентирует 40% -размер единовременного денежного пособия при увольнении со службы с правом на пенсию (без достижения предельного возраста пребывания на службе). Таким образом, размер единовременного пособия истцу выплачен в соответствии с действующим законодательством.

Последним днем работы Никитиной Н.С. является ДД.ММ.ГГГГ, в который она не работала, поэтому с ней в этот день не могли произвести расчет. Выходное пособие при увольнении военнослужащих в размере ... окладов было перечислено истцу ДД.ММ.ГГГГ, а исковое заявление Никитиной Н.С. поступило в учреждение ДД.ММ.ГГГГ, т.е. выплаты произведены ранее предъявления уволенным работником требования о расчете. Единовременное денежное пособие при увольнении выплачено истцу без нарушения установленных сроков - по мере поступления финансирования из федерального бюджета, в связи с чем считает, что оснований для взыскания процентов за просрочку выплат не имеется.

Также поддержал заявленное им ходатайство о применении ко всем требованиям Никитиной Н.С. пропуска срока исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Представитель УФСИН России по Омской области Шульпин С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Никитиной Н.С. не признал и поддержал письменные возражения о том, что УФСИН России по Омской области является ненадлежащим ответчиком, т.к. Никитина Н.С. состояла в штате и проходила службу в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области, являющегося самостоятельным юридическим лицом.

Согласно Положению о службе в органах внутренних дел и приказу Минюста от 06 июня 2005 года № 76, контракты о службе в УИС с офицерским составом заключаются от имени Минюста России (ФСИН России) в лице начальника территориального органа. В контракте указывается конкретное место прохождение службы.

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области является получателем бюджетных ассигнований на выполнение функций учреждения в соответствии со ст. 69/1 БК РФ.

В соответствии со ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает оплату труда работников учреждений. Соответственно, обязанность выплаты денежного довольствия, иных выплат и компенсаций лежит на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области как получателя бюджетных ассигнований на оплату труда персонала в соответствии со штатным расписанием и бюджетной сметой учреждения.

Таким образом, усматривается обязанность учреждения, как получателя бюджетных ассигнований, осуществлять выплату денежного довольствия и иных компенсационных выплат персоналу учреждения, а, следовательно, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании денежных выплат является ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области.

Кроме того, указал, что истцом пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании оплаты за сверхурочную работу, т.к. в соответствии с п. 4 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста РФ от 20 декабря 2006 года № 376, выплата сотрудникам уголовно-исполнительной системы денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число каждого месяца. Соответственно, о предполагаемом нарушении своего права истец узнавала при получении заработной платы не позднее 25-го числа каждого месяца, что подтверждается расчетными листками с указанием размера и состава денежного довольствия, приобщенными истцом к иску.

Требования о взыскании выходного пособия в размере 10 окладов денежного содержания необоснованны, т.к. единовременное пособие увольняемым со службы лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачивается в порядке и размерах, установленных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, - Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 17 указанного постановления предусмотрена выплата - применительно к истцу: лицам, имеющим выслугу лет в календарном исчислении от 10 до 14 полных календарных лет включительно, увольняемым по иным основаниям, в размере 4 окладов денежного содержания.

В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Так как выплата единовременного пособия при увольнении со службы не относится к заработной плате и приравненным к ней платежам, выплачиваемым в качестве средств к существованию, считает требования о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты также необоснованными, соответственно, положения ст.ст. 140, 236 ТК РФ к данной выплате неприменимы. В силу положений ст. 160, 161, 162 БК РФ целевые денежные средства до получателей бюджетных средств доводятся главным распорядителем бюджетных средств. Применительно к уголовно-исполнительной системе главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России. Денежные средства - лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей на основании бюджетной росписи. Получатель бюджетных средств вносит предложения по изменению бюджетной росписи при необходимости дополнительного финансирования.

В силу ст. 38 БК РФ лимиты бюджетных обязательств расходуются только по прямому целевому назначению. Формирование расходов бюджета и доведение до подведомственных получателей бюджетных средств лимитов бюджетного финансирования в силу ст. 34 БК РФ осуществляется строго в пределах потребности по определенным расходам бюджета, в связи с чем выплата единовременного пособия при увольнении со службы осуществляется только за счет средств, выделенных по данной статье. В соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 190н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» выплата единовременного пособия при увольнении со службы осуществляется по целевой статье 2025803 виду расходов 014 КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи». В соответствии с указанием ФСИН России от 17 января 2011 года № 16/1-21 «О порядке доведения бюджетных данных на 2011 год» денежные средства на третий квартал 2011 года по данному виду расходов выделяются на основании обращений, поданных до 20 июня 2011 года. Выплата единовременного пособия при увольнении со службы произведена истцу учреждением при поступлении соответствующих ассигнований на данные нужды, нарушения сроков расчета при увольнении в отношении с Никитиной Н.С. в данном случае не допущено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 ТК РФ основными принципами регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Порядок прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел установлен Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции", а также Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1.

Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации регулируется также и служба в уголовно-исполнительной системе ФСИН.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой исполнения наказания в лице начальника УФСИН России по Омской области с ... Никитиной Н.С. заключен контракт о прохождении службы в ФГУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области в должности врача - ... , сроком на ... лет (т. 1 л.д. 10, 11-15, 231).

Должностной инструкцией ... ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области Никитиной Н.С. предусмотрено, что ... устанавливается рабочий день продолжительностью ... час. ... мин. при ... рабочей неделе согласно приложению к постановлению Госкомитета по вопросам труда и заработной платы № 189 п. 17 от 12 июля 1989 года (т. 1 л.д. 87-89).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Никитина Н.С. уволена из уголовно-исполнительной системы ФСИН по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) ДД.ММ.ГГГГ.

Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении ... лет ... месяц ... дней, для выплаты единовременного пособия - ... лет ... месяцев ... дней в размере ... месячных окладов денежного довольствия в сумме ... руб. (т. 1 л.д. 45).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец просит взыскать солидарно с ответчиков невыплаченную заработную плату за сверхурочную работу в размере ... руб. ... коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании, Никитина Н.С. поступила на службу в ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ. За весь период службы неоднократно привлекалась к сверхурочным работам, что также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Приказами начальника ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области ежемесячно утверждаются графики круглосуточного надзора за осужденными начальствующим составом, из которых также следует, что начальникам отделов и служб надлежит вести учет фактически отработанного времени и своевременно предоставлять работникам отгулы. При отсутствии возможности предоставить отгулы подготовить табели за отработанное сверхурочное время для оплаты (т. 1 л.д. 81-86).     

Представителями ответчиков в судебном заседании заявлено о пропуске Никитиной Н.С. срока для обращения в суд с требованиями о взыскании оплаты за сверхурочную работу.

Пунктом 4 Положения о денежном довольствии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2006 года № 376 предусмотрено, что выплата сотрудникам уголовно-исполнительной системы денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число каждого месяца.

Статьей 392 ТК РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 года № 2 указано, что, признав причины пропуска срока уважительными, суд вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Как следует из обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3-й квартал 2004 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08 декабря 2004 года, юридическим оформлением выбора гражданина является, в частности, заключение контракта о прохождении службы или трудового договора (контракта). Прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего, при рассмотрении дел по искам сотрудников органов внутренних дел, в том случае, если последние обращаются с требованиями материального характера, подлежит применению ст. 392 ТК РФ (трехмесячный срок обращения в суд).

Учитывая, что ответчиком начисление денежного довольствия за работу в выходные и праздничные дни за указанный истцом период - с ДД.ММ.ГГГГ по ... года не начислялось, что не оспаривалось Никитиной Н.С. в судебном заседании, с момента даже последней даты привлечения истца к сверхурочной работе - с ... года до момента обращения с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ прошло более 6 месяцев, уважительные причины, препятствовавшие своевременному обращению в суд отсутствуют, суд считает, что исковые требования Никитиной Н.С. в части взыскания задолженности по заработной плате за работу в выходные и праздничные дни в указанный период не могут быть удовлетворены.

Что касается исковых требований Никитиной Н.С. о взыскании задолженности по оплате дополнительных оплачиваемых отпусков, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется:

после 10 лет службы - продолжительностью 5 календарных дней;

после 15 лет службы - продолжительностью 10 календарных дней;

после 20 лет службы - продолжительностью 15 календарных дней.

Продолжительность дополнительного ежегодного отпуска за службу во вредных условиях определяется в соответствии с действующим законодательством.

Дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с очередным ежегодным отпуском или отдельно по желанию сотрудника органов внутренних дел, при этом общая непрерывная продолжительность дополнительного и очередного отпуска не должна превышать 60 календарных дней, за исключением отпусков сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на дополнительный ежегодный отпуск за исполнение обязанностей во вредных условиях и за особый характер службы, дополнительный отпуск предоставляется по их выбору только по одному из оснований, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 169 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» установлено, что врачам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и домов отдыха предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.

Приказом Минздрава РФ и Минюста РФ от 09 августа 2001 года № 310/241 "Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" установлено, что к учреждениям здравоохранения относятся:

- лечебно-профилактические учреждения для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС (п. 1.2.);

- амбулаторно-поликлинические учреждения - медицинская часть следственного изолятора, исправительной колонии, тюрьмы, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения (п. 1.2.2.).

В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Судом установлено, что за весь период прохождения Никитиной Н.С. службы с ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области по момент увольнения право ежегодного дополнительного отпуска истцу не предоставлялось. Однако, учитывая, что истец проходила службу в учреждении исполнения наказания в должности врача-терапевта, исполняла обязанности, связанные с лечебной работой - являлась ... , дающего право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, суд считает требования истца обоснованными.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Никитиной Н.С. полагается ... рабочих дней дополнительного отпуска, за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из фактически отработанного времени - ... рабочих дня, всего ... дня.

На основании ст. 45 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предоставлении распространения туберкулеза в Российской Федерации» сотрудникам уголовно-исполнительной системы и вольнонаемным работникам предоставляются дополнительные отпуска за вредные условия труда. Медицинским, ветеринарным и иным работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, установлены дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней и 30 часовая рабочая неделя.

Согласно ст. 50 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2006 года № 376, сотрудникам, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За все неиспользованные отпуска сотруднику выплачивается денежная компенсация исходя из размера получаемого денежного довольствия по замещаемой штатной должности ко дню увольнения.

В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке применении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года, если работник проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени. Следовательно, при расчете продолжительности дополнительного отпуска за 2011 год следует учитывать положения п. 10 Инструкции и п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Постановлением НКТ СССР от 30 апреля 1930 года № 169, предусматривающих, что при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

В силу ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск включается время фактической работы.

Таким образом, стаж работы во вредных условиях труда, дающий право на дополнительный отпуск в ... году у Никитиной Н.С. составляет ... месяца, а значит дополнительного отпуска за ... год - ... рабочих дня за минусом очередного ежегодного отпуска за ... год, не подлежащего включению в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск за вредные условия труда.

С учетом вышеуказанного суд считает исковые требования Никитиной Н.С. в данной части подлежащими удовлетворению, но при этом суд не может согласиться с расчетом истца.

На день увольнения денежное довольствие истца составляло ... руб. ... коп., что следует из представленной личной карточки истца (т. 1 л.д. 93).

Размер полагающейся истцу компенсации за ежегодный дополнительный отпуск составляет ... руб. ... коп., исходя из расчета: ... руб. ... коп. х ... рабочих дня. (денежное довольствие в мае ... года ... руб. ... коп. : ... рабочих дня при шестидневной рабочей неделе = среднедневной заработок ... руб. ... коп.).

В связи с тем, что истец была принята в штат сотрудников и фактически проходила службу в ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области, в соответствии со ст. ст. 69.1 и 70 БК РФ, в заявленных к УФСИН России по Омской области исковых требованиях Никитиной Н.С. следует отказать.

По указанным основаниям компенсация за ежегодный дополнительный отпуск в размере ... руб. ... коп. в пользу истца подлежит взысканию именно с ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области.     

Что касается требований Никитиной Н.С. о взыскании единовременного пособия при увольнении, суд приходит к следующему.

Пунктом «б» статьи 17 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено, что при увольнении со службы выплачивается единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах:

- при выслуге менее 10 календарных лет - пяти окладов денежного содержания;

- при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 окладов денежного содержания;

- при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 окладов денежного содержания;

- при выслуге свыше 20 лет - 20 окладов денежного содержания, а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров.

В связи с тем, что приказом УФСИН России по Омской области истец уволена по ст. 58 п. «В» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, т.е. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, а не по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, размер единовременного причитающегося к выплате пособия рассчитывается с учетом ст. 17 вышеуказанного положения: при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 40 процентов от 10 окладов денежного содержания.                                                       

В судебном заседании установлено, что начисленное при увольнении Никитиной Н.С. единовременное пособие в размере ... окладов в сумме ... руб. перечислено ей ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований, что является основанием для отказа Никитиной Н.С. о взыскании с ответчика единовременного пособия в размере ... руб.

В части заявленных истцом требований о взыскании процентов за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Установлено, что ответчиком необоснованно Никитиной Н.С. при увольнении не выплачена компенсация за ежегодный дополнительный отпуск в размере ... руб. ... коп. Размер компенсации за задержку указанной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - за ... дней просрочки года составляет ... руб. ... коп., исходя из расчета ... х 8,25% : 360 х ... = ...

В связи с тем, что истец была уволена ДД.ММ.ГГГГ, а единовременное пособие в размере ... руб. перечислено было лишь ДД.ММ.ГГГГ компенсация за нарушение срока выплаты единовременного пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - за ... дней просрочки составила ... руб. ... коп., исходя из следующего расчета: ... х 8,25% : 360 х ... .

Так как трудовым кодексом на работодателя возложена ответственность за несвоевременную выплату работнику полагающихся при увольнении выплат независимо от отсутствия вины, суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о невозможности своевременного расчета с истцом, поэтому с ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской в пользу Никитиной Н.С. за нарушение ее трудовых прав несвоевременной выплатой денежных средств следует взыскать ... руб. ... коп. (... + ... ).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Исходя из требований разумности и справедливости, учитывая степень и характер страданий истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а также расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Факт и размер понесенных истцом расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб. подтверждается договором возмездного оказания юридических и иных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20 000 руб. (т. 1 л.д. 35, 36-40).

Исходя из сложности дела, количества судебных заседаний с участием представителя истца, суд считает возможным взыскание с ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в размере 9 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Омской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 595 руб. 03 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитиной Н.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» УФСИН России по Омской области в пользу Никитиной Н.С. компенсацию за ежегодный дополнительный отпуск в размере ... руб. ... коп., проценты за несвоевременные выплаты в размере ... руб. ... коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 9 000 (девять тысяч) руб. 00 коп.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» УФСИН России по Омской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 595 (одна тысяча пятьсот девяносто пять) руб. 03 коп.

В иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                     Валитова М.С.

Решение вступило в законную силу 19.10.2011 г.

.

.а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200