обжалование действий



Дело № 2-2339/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Бирковой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 07 июля 2010 года

гражданское дело по иску Павловой Е.А. к Министерству труда и социального развития Омской области, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца и взыскании убытков

У С Т А Н О В И Л :

       ДД.ММ.ГГГГ Павлова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с настоящим иском, указав, что с 1994 года она является гражданкой Российской Федерации.

       С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она проживала в <адрес> (бывшая <данные изъяты> ССР).

       С ДД.ММ.ГГГГ и далее на Семипалатинском полигоне неоднократно проводили ядерные испытания (120 воздушных и наземных взрывов и 347 подземных взрывов). Жители указанного населенного получили высокую дозу облучения, поскольку <адрес> относится к зоне максимального радиационного загрязнения с дозой облучения от 35 сЗв (бэр) до 100 сЗв (бэр).

       С <данные изъяты> года она проживала в городе Семипалатинске <адрес>, который относится к зоне повышенного радиационного загрязнения с дозой облучения от 7 сЗв (бэр) до 35 сЗв.

       В <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне».

       По достижению ею возраста в <данные изъяты> лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ, она была признана пострадавшей от радиационного воздействия и подвергшейся радиационному облучению в результате испытания на Семипалатинском ядерном полигоне, ей была назначено пенсия, а в <данные изъяты> года ей выдали удостоверение серии и справку от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую зоны радиационного риска, подвергшиеся радиационному загрязнению, с воздействием на население, за весь период испытаний. Аналогичную справку за ей выдали и в Научно-исследовательском институте радиационной медицины и экологии.

       В <данные изъяты> году по семейным обстоятельствам она переехала в Россию, в город Омск.

       Полагая, что она может воспользоваться льготами, предоставленными Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год она неоднократно обращалась в уполномоченные учреждения для получения соответствующих льгот.

       Однако ей в этом также неоднократно было отказано.

       С такими действиями ответчиков она не согласна, считает их несоответствующими действующему законодательству, разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации и нормам международного права, в том числе Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в соответствии с которой на территории Российской Федерации обязаны принять во внимание выданные ей уполномоченными органами <адрес> документы, подтверждающие факт радиационного воздействия и полученную ей дозу радиационного облучения, независимо от того, включен ли населенный пункт в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень населенных пунктов, население которого подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне.

       Кроме того, в обозначенном Перечне допущена ошибка, поскольку <адрес> имеется только в <адрес>, а не в <адрес>.

       Более того, в <данные изъяты> она прошла цитогенетическое исследование в ФГУП <данные изъяты> хромосомный анализ которого показал расчет эквивалентной дозы радиационного воздействия на нее в <данные изъяты> сЗв, а химического - в <данные изъяты> сЗв, то есть более установленной приведенным Федеральным законом дозы в <данные изъяты> сЗв и <данные изъяты> сЗв.

       Просила признать ее лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением дозы радиационного воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), химического воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), выдать удостоверения единого образца и взыскать убытки в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., связанные с проведением обозначенного цитогенетического исследования (л.д. 2-6).

       В подтверждение своих доводов истица представила следующие документы:

       - удостоверение серии , подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, выданное ДД.ММ.ГГГГ Ленинской администрацией <адрес>, согласно которому, Павлова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года и с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в <адрес>, расположенном в зоне максимальной радиации, а с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в городе <данные изъяты> - зоне повышенного радиационного риска (л.д. 8);

       - справка Комитета по ликвидации последствий ядерных испытаний при <адрес> администрации от ДД.ММ.ГГГГ к обозначенному удостоверению о том, что согласно Закону <адрес> «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» зона максимального радиационного риска - с дозой радиационного воздействия от 35 до 100 бэр; зона повышенного радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35,0 бэр за весь период испытаний (л.д. 9).

       - справка РГКП <данные изъяты> Агентства по делам здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Павлова Е.А., <данные изъяты> г.р., действительно с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. проживала в <адрес> и с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. - <адрес>. Учитывая радиологический маршрут проживания в зонах максимального и повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Павловой Е.А. составляет <данные изъяты> сЗв. Удостоверение пострадавшего . Справка дана по месту требования в Российской Федерации (л.д. 10, 11);

       - справка филиала ДГП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно данных земельных балансов <данные изъяты> г.г. и справочника административно-территориального деления <данные изъяты> <адрес> с/с территориально относилось к <адрес>, в <адрес> нет (л.д. 12);

       - ответ Комитета ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ : <адрес> (географические координаты: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> и <адрес> (географические координаты: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>") - это разные населенные пункты (см. географическую карту <данные изъяты> года издания) (л.д. 22);

       - справка филиала ДГП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к вышеприведенной о том, что данные по <адрес> <адрес> сохранились, начиная с <данные изъяты> года, где уже такого села нет. По указанным истицей широте и долготе находятся пахотные земли бывшего колхоза <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> области (л.д. 12);

       - справки Центра документации новейшей истории Управления архивами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> <адрес> не входил в состав населенных пунктов <адрес> входило в состав <данные изъяты> сельского совета <адрес>.       Указом Президиума Верховного Совета <адрес> со всеми своими сельскими советами (в том числе <данные изъяты> скльский совет) ДД.ММ.ГГГГ был передан из <адрес> в <данные изъяты>л.д. 17, 21);

       - справка Центра документации новейшей истории Управления архивами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> - <адрес> с <данные изъяты> по <данные изъяты> года входило в состав территории <данные изъяты> сельского совета <адрес> с 1944 по <данные изъяты> годы не входило в состав территории <адрес> (л.д. 19);

       - заключение хромосомного анализа, выполненное ФГУП <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по клеткам периферической крови Павловой Е.А., согласно которому расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения соответствует дозе <данные изъяты>-<данные изъяты> сЗв (л.д. 13);

       - справка консула <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в соответствии со статьями 6, 7 Закона <адрес> «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> ядерном полигоне» к зоне максимального радиационного риска, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от <данные изъяты> до <данные изъяты> бэр за весь период испытаний, относятся населенные пункты, в том числе <адрес>, а к зоне повышенного радиационного риска (от <данные изъяты> до <данные изъяты> бэр) - в том числе <адрес> (л.д. 98).

       В течение <данные изъяты> г.г. истица неоднократно обращалась к ответчикам по поводу выдаче удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантия гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на которые получала от последних отказы поскольку <адрес> отсутствует в соответствующем утвержденном Перечне населенных пунктов (л.д. 14-16, 18, 20, 22, 23, 66-73).

      В отзыве на иск представитель МЧС России указал, что представленные истицей документы подтверждают ее проживание на определенной территории и право на получение льгот только в <адрес>.

       Документы, выданные в <адрес>, в отношении реализации национального законодательства по данному вопросу, согласно разъяснениям МИД России и Минюста России, обязательной силы применения на территории Российской Федерации не имеют, то есть то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства.

       Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», установлено, что данный Федеральный закон распространяется на граждан, которые проживали в 1949-1963 года в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и которые получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр) в соответствии с критериями, установленными национальной Научной комиссией по радиационной защите.

       Таким образом, законодательство определены три обязательных условия предоставления гражданам перечисленных мер социальной поддержки: населенный пункт и время проживания в нем, а также получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

       Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), разработан на основе архивных, научных данных и исследований, проведенных во взаимодействии наиболее компетентных в решаемой проблеме и располагающих необходимыми данными профильных научных учреждений Российской Федерации.

       Перечень отражает физические особенности конкретных радиационных следов на территориях, примыкающих к Семипалатинскому полигону и оказавшихся на трассах атмосферного переноса радиоактивных продуктов ядерных взрывов. В нем достаточно точно оценены последствия испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также уровень загрязнения населенных пунктов бывшей Казахской ССР.

       <адрес> бывшей <данные изъяты> и <адрес> в Перечень не включены, поэтому отсутствуют правовые основания для распространения на истицу норм приведенного Федерального закона.

       Утверждения истицы о том, что <адрес> и <адрес>, который включен в Перечень, являются одним и тем же населенным пунктом, безосновательно, так как к исковому заявлению приложено письмо <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором дано исчерпывающее объяснение о том, что это разные населенные пункты, имеющие различные географические координаты.

       Определением Конституционного Суда от 04 декабря 2007 года № 960-О-П установленное Федеральным законом основополагающее условие для предоставления мер социальной поддержки - получение гражданами дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, оставлено в силе.

       Справка, выданная истцу от ДД.ММ.ГГГГ НИИ радиационной медицины и экологии <адрес>, а также справка, выданная комитетом по ликвидации последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ, не являются в Российской Федерации достоверными доказательствами получения дозы свыше <данные изъяты> и от <данные изъяты> до <данные изъяты> сЗв (бэр) соответственно, так как содержащаяся в них информация основана не на специальных исследованиях, а с «учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного радиационного риска», установленных Законом <адрес>, не имеющим юридической силы в Российской Федерации.

       Поскольку международных договоров между Российской Федерации и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении настоящего дела норм права иностранного государства - <адрес> - на территории Российской Федерации.

       Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношения по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истица, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости удостоверения (конльсуская легализация или проставление апостиля).

       Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством <адрес>, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.

       Также, в качестве доказательства получения истицей дозы <данные изъяты> сЗв (бэр), последняя представила медицинские документы о проведении хромосомного анализа в ФМБА <данные изъяты>, свидетельствующего о наличии в организме Павловой Е.А. указанной накопленной дозы облучения.

       Однако согласно ответу Федерального медико-биологического агентства России на запрос МЧС России такие методы оценки полученного облучения, как измерение частоты хромосомных аббераций, не являются универсальными и не обладают достаточными параметрами для достоверной оценки дозы облучения, а использование данного метода в отдаленные сроки после облучения вообще невозможно, так как количество клеток с подобными абберациями после облучения уменьшается со временем; само заключение не содержит подробного описания проведенного исследования.

       Кроме того, в утвержденных главным санитарным врачом Российской Федерации Методических указаниях по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне закреплено, что вынесение официальных заключений данного содержания в другом порядке (не основанном на применении данных методических указаний) не допускается.

       Далее, согласно данным Перечня населенных пунктов <адрес> с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением за период времени с <данные изъяты>. по <данные изъяты> г. в результате деятельности <данные изъяты> ядерного полигона, подписанного главным радиологом Минздрава <адрес>, направленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Комитета по ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на <данные изъяты> полигоне (<адрес>), значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями <адрес> за весь указанный период составило <данные изъяты> сЗв (бэр), а <адрес> за весь этот период - <данные изъяты> сЗв (бэр).

       Учитывая, что период проживания истицы в указанных населенных пунктах значительно меньше, чем это предусмотрено Перечне, факт получения Павловой Е.А. дозы облучения свыше <данные изъяты> сЗв, и тем более, свыше <данные изъяты> сЗв, является недостоверным.

       Также, время проживания истицы в городе <данные изъяты> с <данные изъяты> года не соответствует периоду, утвержденному Федеральному закону (<данные изъяты>-<данные изъяты> г.г.), поэтому, не имеет юридического значения для рассматриваемого спора.

       Просили отказать в удовлетворении иска (л.д. 27-32, 42-62).

       В отзывах на иск представители Министерства труда и социального развития Омской области и Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску привели аналогичные возражения, дополнив, что в обязанности данных учреждений входит прием документов граждан, имеющих право на получение соответствующих льгот, а выдача удостоверений - компетенция МЧС РФ (л.д. 33-37, 77-81).

       В судебном заседании истица Павлова Е.А. поддержала свои доводы и требования. Полагает, что получение ею дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне подтверждены соответствующими удостоверением и справками компетентных органов <адрес>, которые должны безусловно быть приняты во внимание в силу приведенной Конвенции и действующего законодательства Российской Федерации. Также, населенные пункты, в которых она проживала на территории <адрес> (бывшей <данные изъяты>), по своему расположению не могли не быть не подвержены радиационному воздействию при ядерных испытаниях на <данные изъяты> полигоне. Доза полученного ею облучения подтверждена хромосомным анализом. Кроме как на территории <адрес> (<данные изъяты>), более нигде она не могла быть подвержена радиационному облучению. Ядерные испытания на <данные изъяты> полигоне проводили вплоть до <данные изъяты> года, последствия взрывов были явными и ощутимыми населением. Более того, следует учитывать, что испытания проводились в то время, когда существовал СССР, поэтому принятые до прекращения его существования законы <данные изъяты> (<адрес>) о социальных гарантиях для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне, подлежат применению и в Российской Федерации, как правопреемника СССР.

       Представители по доверенностям Министерства труда и социального развития Омской области Глущенко С.Ю. (л.д. 38) и Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску Донова А.А. (л.д. 76) исковые требования не признали по доводам, изложенным в своих отзывах.

       Представители МЧС России в судебное заседание не явились, были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 30, 75).

       Выслушав стороны, свидетелей истицы, подтвердивших факты неоднократные ядерных испытаний, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

       Федеральным законом от 09 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено, что граждане имеют право на радиационную безопасность; в случае нарушения указанного права им гарантируется предоставление мер социальной поддержки (статьи 22, 25-26).

       В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

       Согласно статье 5 данного Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке (пункт 2);       определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (пункт 3);                     для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (пункт 4);             подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5).

        В период возникновения спора до 04 декабря 2009 года действовали Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 849.        

       В соответствии с пунктом 2 данных Правил удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв.

       Согласно пункту 3 Правил для получения удостоверения гражданину необходимо представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства, в том числе, документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

       Пунктом 4 Правил предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

       а) осуществляют прием документов, указанный в пункте 3 Правил выдачи удостоверений;

       б) снимают копии с представленных документов и заверяют их (оригиналы документов возвращаются заявителю);

       в) проводят проверку представленных документов;

       г) вносят сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, форма и правила ведения которого утверждаются МЧС России;

       д) направляют в МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписики из реестра, а также копии представленных документов.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 946 постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», признано утратившим силу.

       Вступившим в силу со дня вступления приведенного постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 946 приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 года № 540 утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, указанным в части первой статьи 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам. Подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»… (пункт 1);

       - удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (пункт 2);

       - для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются, в том числе: документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни)…

       При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке… (пункт 3);

       - уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - реестр), по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовки решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформленных (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям; представление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченные органы оформленных удостоверений копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке (пункт 4);

       - удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов (пункт 5);

       - споры по вопросам оформления и выдачи гражданам удостоверений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 9).

       Таким образом, в силу как действующего, так и действующего законодательства, в том числе Порядка выдачи удостоверений единого образца, для возникновения права у граждан на льготы и гарантии, установленные приведенными Федеральными законами, необходимо наличие одновременно следующих условий: проживание в 1949-1963 года в определенных населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

       Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

       Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

       Согласно обозначенному Постановлению <адрес> <данные изъяты> и <адрес>, в которых истица проживала в заявленные периоды, не входят в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

       Как следует из представленных документов <адрес> и <адрес> однозначно являлись различными населенными пунктами, в противном случае достоверные доказательства обратного не представлены, соответствующие изменения в обозначенный Перечень до настоящего времени не внесены.

       Кроме того, ссылки истицы на проживание ее в перечисленных населенных пунктах до <данные изъяты> года, продолжении ядерных испытаний до <данные изъяты> года, не могут быть приняты во внимание, поскольку обозначенный Федеральный закон право на социальную защиту связывает с ядерными испытаниями, проведенными только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и периодом проживания в определенных населенных пунктах с <данные изъяты> год по <данные изъяты> год.

       В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 04 декабря 2007 года № 960-О-П, предоставление мер социальной поддержки зависит не от включения или не включения населенного пункта в соответствующие перечни населенных пунктов, а от факта и объема причинения вреда ядерными испытаниями, которые должны быть подтверждены документально.

       Подтверждающее право истицы на льготы как пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удостоверение выдано в <адрес> с указанием, что истица проживала в населенных пунктах, расположенных в зоне максимального и повышенного радиационного риска, отнесенных к таковым также Законом <адрес> (л.д. 8).

       Справки о полученной истицей суммарной (накопительной) эффективной дозы облучение в <данные изъяты> сЗв также выданы в <адрес> и, как следует из их содержания, на основании указанного удостоверения (л.д. 10, 11) без каких-либо иных обоснований.

       Данные документы истицы не могут быть приняты во внимание и по смыслу Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным дела, заключенной в Минске 22.01.1993 года, в части признания действительными документов, выданных на территории <адрес>, поскольку по данному положению граждане, проживающие на территории Договаривающейся Стороны, пользуются равной правовой защитой, как и собственные граждане Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Однако условия приобретения соответствующих прав, способы защиты прав, в том числе в сфере социального обеспечения, критерии признания соответствующих прав устанавливаются каждым государством в национальном законодательстве.

       Закрепленное в статье 13 Минской Конвенции правило о признании аутентичности (подлинности) документов, исходящих от специально уполномоченных органов, не свидетельствует о безоговорочном (безусловном) установлении того или иного юридического факта без учета иных особенностей национального законодательства.

       Поэтому, представленные истицей справки и удостоверение, выданные уполномоченными органами <адрес>, подтверждают только факт ее проживания в спорный период в зоне возможного по Закону <адрес> радиационного риска, но не получение ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более <данные изъяты> сЗв (бэр), тем более в дозах, указанных в справках.

       По изложенным причинам не могут быть приняты во внимание и ссылки истицы на законодательство как Казахской ССР, так и <адрес> по рассматриваемому вопросу, при том, что <данные изъяты> ССР, на который ссылается истица (л.д. 82) такие вопросы и не были разрешены.

       Более того, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют иные межгосударственные соглашения, подтверждающие взаимное признание социальных гарантий лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

       Не является подтверждением получения истицей суммарной (накопленной) дозы и заключение хромосомного анализа, поскольку последний не содержит какого-либо обоснования выводов, отсутствует и подтверждение возможного получения истицей дозы облучения именно, как уже было отмечено, в установленный Федеральным законом период - <данные изъяты> г.г.

       От проведения экспертизы в ином возможном экспертном учреждении истица отказалась (л.д. 109).

       Таким образом, обстоятельства, необходимые для признания права истицы на предоставление перечисленных мер социальной поддержки на территории Российской Федерации, не имеют достоверного и безусловного подтверждения.

       Отсюда, в рассматриваемом случае и в настоящее время основания для удовлетворения заявленных исковых требований у суда отсутствуют.

       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении требований Павловой Е.А. к Министерству труда и социального развития Омской области, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением дозы радиационного воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), химического воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), выдаче удостоверения единого образца и взыскании убытков - отказать.

       На решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Первомайский районный суд для рассмотрения Омским областным судом.

       решение вступило в законную силу 18 августа 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200