Дело № 2-124/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего Чеботаревой Е.А. при секретаре Хаджиевой С.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 20 января 2011 года Гражданское дело по иску Чернявского А.Н. к Управлению министерства труда и социального развития по городу Омску, Бюджетному учреждению Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности по установлению размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л: Чернявский А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, просит проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию, выплачиваемую в счет возмещения вреда здоровью и возложить обязанность по установлению размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. В обоснование требований указал, что являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с .... С ... является гражданином РФ. С заявлением о компенсации вреда здоровью обратился .... Выплаты компенсации в возмещение вреда здоровья осуществлялись ежемесячно с ... по ... рублей. С ... выплаты были прекращены. Полагает, что индексация возмещения вреда здоровью ответчиком произведена без учета благоприятной для него индексации. Благоприятной для него индексацией является индексация согласно росту прожиточного минимума в сравнении с совокупным индексом прогнозной инфляции. Полагает, что ответчиком производятся выплаты сумм ВВЗ в заниженном размере в связи с неприменением надлежащего исчисления и индексации. Просит взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с ... по ... в размере ... рублей. Обязать ответчика производить ему выплаты с ... по ... рублей ежемесячно, с последующей индексацией платежей в порядке, установленном законодательством РФ. В судебном заседании Чернявский А.Н. требования и доводы иска поддержал в полном объеме. Пояснил, что ответчик использовал не самую благоприятную для него индексацию, чем нарушил его права. Благоприятной для него является индексация согласно росту прожиточного минимума для пенсионеров с ... по .... Представитель Чернявского А.Н. - Андреев С.М., допущенный к участию в судебном заседании в качестве представителя по ходатайству истца, требования иска поддержал в полном объеме. Представитель Управления министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску в судебное заседание не явился. Ранее в письменном заявлении просили произвести замену ненадлежащего ответчика с Управления министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску на БУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот», в полномочия которого входит назначение и выплата населению Омской области мер социальной поддержки. Представитель ответчика - БУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» Резонтова Т.Ю., действующая на основании доверенности, требования иска не признала. Пояснила, что с ... Чернявскому А.Н. назначена ежемесячная денежная компенсация в размере ... рублей как .... С 29.05.2004 года вступил в силу ФЗ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, по которому размеры выплат гражданам, установленные базовым законом ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. С ... компенсация истца проиндексирована и составила ... рубля, с ... - ... рублей, с ... - ... рублей, с ... - ... рублей, с ... - ... рубля, с ... - ... рублей, с ... - ... рублей, с ... - ... рублей. Полагает, что, так как удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы выдано истцу ..., то индексация возможна только с этого периода. Представитель Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, гражданское дело по иску Чернявского А.Н. просят рассмотреть без участия представителя. В ранее представленном отзыве, требования иска не признали. Указали, что индексация по прожиточному минимуму с 2002 по 2004 года невозможна, так как после принятия Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ размеры выплат индексируются только исходя из уровня инфляции. Выслушав истца, его представителя, представителя БУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правоотношения по возмещению вреда здоровью граждан, причиненного в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС до 15.02.2001 года регулировались п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179 - ФЗ). Данная норма гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Исходя из п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ, начиная с 06 января 2000 года, подлежат применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был причинен до вступления его в силу. Возмещение вреда здоровью данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья. Согласно п.п. 1, 3 ст. 12 указанного Закона РФ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности. Средний месячный заработок исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. Согласно ч. 3 по.25 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 15.05.1991 года № 1244-1 (в редакции ФЗ от 12.02.2001 года № 5 - ФЗ) выплата ежемесячной денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством РФ». Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в том числе и за прошлое время. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» размеры выплат гражданам (в том числе и возмещение вреда здоровью) ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, в порядке, определяемом правительством РФ. Вместе с тем, пунктом 2 того же Постановления Конституционного суда РФ, признаны не соответствующими Конституции РФ, положения ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001 года) в их взаимосвязи, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, который бы обеспечивал ее безусловность и своевременность, поэтому носят неопределенный характер. Одновременно, впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел предоставлено право, принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Далее, статьей 2 Федерального Закона РФ № 31 - ФЗ от 26.04.2004 года «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и статью 2 Федерального Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ. Пленум Верховного суда РФ от 05.04.2005 года № 7 в п. 6 разъяснил, что до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11- П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда здоровью с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан. И первая ежегодная индексация могла быть произведена по истечении года после принятия закона об индексации, то есть с января 2002 года. Конституционный суд РФ неоднократно подтверждал право федерального законодателя осуществлять переход от одного критерия индексации к другому и переход на проведение индексации компенсационных выплат (в том числе возмещения вреда) исходя из уровня инфляции, признал не противоречащим Конституции РФ с 29.05.2004 года (даты вступления в силу ФЗ № 31-ФЗ от 26.04.2004 года). Таким образом, с 29.05.2004 года платежи должны были бы быть проиндексированы в соответствии с порядком, установленным ФЗ РФ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», - в соответствии с уровнем инфляции, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с применением коэффициентов 1,22 и 1,1. Тем не менее, в п. 3.2 Определения Конституционного суда от 04.10.2005 года указывается, что, решая вопрос, о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципов равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Также указанное выше определение Конституционного суда РФ, отмечает, что если при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введённого оспариваемого нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить их необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года более благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации. Судом установлено, что Чернявский А.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ... ГУ социальной защиты населения РФ по Омской области ему выдано удостоверение. Из справки ФГУ «Главное бюро МСЭ по Омской области» следует, что Чернявскому А.Н. установлена ..., в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно предоставленному истцом расчету с ... по ... ему выплачена компенсация в размере ... рублей, тогда как подлежало выплате ... рублей, если применять индексацию согласно росту прожиточного минимума для пенсионера. Согласно расчету предоставленному ответчиком - БУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот»: Год Месяц Индекс Подлежало выплате Фактически выплаченно 2002 Январь 1,26 ... ... 2003 Январь 1,2 ... ... 2003 Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... Декабрь ... ... 2004 Январь 1,22 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... Декабрь ... ... 2005 Январь 1,11 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... Декабрь ... ... 2006 Январь 1,09 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... Декабрь ... ... 2007 Январь 1,08 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... Декабрь ... ... 2008 Январь 1,105 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... Декабрь ... ... 2009 Январь 1,13 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... Ноябрь ... ... декабрь ... ... 2010 Январь 1,1 ... ... Февраль ... ... Март ... ... Апрель ... ... Май ... ... Июнь ... ... Июль ... ... Август ... ... Сентябрь ... ... Октябрь ... ... ... ... Задолженность составляет ... С учетом изложенных обстоятельств и положений постановлений Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу, что требования, предъявленные истцом к Бюджетному учреждению Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» обоснованы и подлежит удовлетворению по расчету, составленному ответчиком при применении индексации, более благоприятной для истца. Суд считает, что в пользу Чернявского А.Н. следует взыскать с БУ Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» за счет средств федерального бюджета ... рублей и установить ежемесячный платеж с ... в размере ... рублей. В дальнейшем индексацию ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью производить в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать в пользу Чернявского А.Н. с Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» за счет средств федерального бюджета Российской Федерации задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ... по ..., в размере ... рублей ... копеек. Обязать Бюджетное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с ... установить Чернявскому А.Н. ежемесячный размер денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере ... рублей ... копеек с последующей индексацией ежемесячных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по возмещению вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 09.03.2011 г.