Дело № 2-3564/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.П., при секретаре Куренковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 07 ноября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Омской области к Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига» о ликвидации общественного объединения, У С Т А Н О В И Л: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с требованием о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига». Свои требования мотивирует тем, что 09 сентября 2008 года Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области принято решение о государственной регистрации Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига». Запись о создании организации внесена Управлением ФНС по Омской области в ЕГРЮЛ 17.09.2008 года за основным государственным регистрационным номером №. Так же данная организация зарегистрирована в ведомственном реестре некоммерческих организаций за учетным номером № В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, а также ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Также согласно абзацу 8 ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» определено, что общественные объединения предоставляют отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН 0003, указанная форма согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 года «О мерах реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» должна представляться не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение указанных требований ответчик не представил в Управление информацию о продолжении своей деятельности за 2008, 2009, 2010 годы, а также отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, за 2008, 2009, 2010 гг. Таким образом, ответчиком в адрес органа, принявшего решение о государственной регистрации, неоднократно не представлялась информация, предусмотренная действующим законодательством, что в соответствии с п. 4, 5 ст. 29 указанного Федерального закона является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании изложенного просит ликвидировать Омскую областную общественную организацию Общество защиты прав потребителей «Лига» и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Представители истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, ответчика Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига», третьи лица Толстых А.Н. и в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец и Межрайонная инспекция ФНС России №12 по Омской области просили дело рассмотреть в их отсутствие. Ответчик и третье лицо Толстых А.Н. о причинах неявки суду не сообщили. В силу ч. 4 ст. 67 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица УФНС по Омской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 14 августа 2008 года на общем собрании учредителей Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига» принято решение об учреждении организации, утверждении устава избрании правления, утверждении органов управления организации. (л.д. 13). Факт регистрации Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига» подтверждается представленными в материалы дела документами: копией Устава организации (л.д. 5-12) и свидетельством о государственной регистрации, свидетельством о внесении в ЕГРЮЛ (л.д. 16,17). В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством российской Федерации. Информация представляется по форме №ОН0003, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 года «О мерах реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», до 15 апреля года, следующего за отчетным. Истец основывает свои требования на том, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства не представил в Управление информацию о продолжении своей деятельности за 2008, 2009, 2010 годы. Истец направлял 21.05.2010г., 07.07.2010г., 11.11.2010г., 04.08.2011г. в адрес ответчика предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации. (л.д. 20-33) Однако ответчик обязанность по предоставлению в регистрационный орган информации о деятельности организации не исполнил. Постановлением Мирового судьи судебного участка №95 Центрального АО г. Омска от 29.06.2011 года Омская областная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Лига» привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КРФ об АП за непредставление в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным сведений по форме №ОН 0003 за 2010 год. (л.д. 34-35) В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Ответчик доказательств надлежащего исполнения обязанности по предоставлению в регистрационный орган информации о деятельности не представил, заявленные исковые требования и доводы истца не оспорил. На основании изложенного суд считает установленным в судебном заседании, что ответчик неоднократно не предоставлял в адрес органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, ежегодные сведения, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем суд находит исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решая вопрос об исключении данных об Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига» из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности качестве юридического лица суд приходит к следующему. Как предусмотрено ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями) ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Процедура ликвидации юридического лица предусмотрена ст. 63 ГК РФ, в силу которой ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом, как указано в ч. 3 названной статьи, государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствие со ст. 4 ФЗ от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, способ прекращения юридического лица, а именно путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.п. «и», «и1» статьи 5). Перечень документов, необходимых для регистрации ликвидации юридического лица и в который входит ликвидационный баланс, предусмотрен ст.21 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а ст.23 названного закона регламентирует порядок такой регистрации. При этом действующее законодательство не содержит изъятий, позволяющих избежать проведения процедуры ликвидации в случае принятия судом решения о ликвидации общественной организации, являющееся юридическим лицом. Как указано в ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Уставом Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига» (пункт 7.3) не предусмотрен орган, уполномоченный на ликвидацию этой общественной организации как юридического лица. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что законную обязанность по проведению процедуры ликвидации юридического лица несут ее учредители, принявшие 14 августа 2008 года решение о создании общественной организации. По завершении названной процедуры общественная организация подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, решение суда о ликвидации Омской областной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Лига» без формулировки об исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц, не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует, проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61-64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации. В силу ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, настоящее решение является основанием для проведения учредителями, принявшими решение о создании общественной организации, процедуры ликвидации в сроки, установленные законом. В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Омской области удовлетворить в части. Ликвидировать Омскую областную общественную организацию Общество защиты прав потребителей «Лига», ОГРН № Взыскать с Омской областной общественной организаций Общество защиты прав потребителей «Лига» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>. На решение может быть подана кассационная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. <данные изъяты> Решение вступило в законную силу 22.11.2011 года.