Решение от 05.10.2011 по делу № 2-3424/2011 по иску Чернявского А.Н. к Управлению Минтруда и соцразвития Омской области, КУОО `Центр социальных выплат и материаль-технического обеспечения по г. Омску` о взыскании индексации денежной компенсации



                                                                                                        Дело № 2-3424/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Киргинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске                                                                            05 октября 2011 года

дело по иску Чернявского А.Н. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области, Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» о взыскании индексации денежной компенсации в возмещение вреда,

УСТАНОВИЛ:

Чернявский А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области, Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» о взыскании индексации денежной компенсации в возмещение вреда. Свои требования мотивировал тем, что является ... в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему производились выплаты денежной компенсации в возмещение вреда ... руб. ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГi">ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ

Решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ с БУ ОО «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» была взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. и ежемесячные выплаты в размере ... руб. ... коп.

Несмотря на то, что его право на получение сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп. с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством РФ восстановлено и взыскана задолженность по выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данная единовременная задолженность установлена исходя из номинального размера возмещения вреда здоровью.

Учитывая, что задержка назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет ему имущественный вред, считает, что суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, а также об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере.

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменении и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Считает, что законность его требований по инфляционным убыткам подтверждается п.27 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10 марта 2011 года и п.8.2 Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 19 июня 2002 года, которые предусматривают, что нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.

В результате инфляции своевременно невыплаченные денежные суммы значительно утратили свою покупательную способность, что причинило ему убытки. Для определения действительного размера причиненных убытков необходимо руководствоваться индексом потребительских цен, рассчитываемым органами государственной статистики как экономическим показателем, объективно отражающим уровень инфляции в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона от 21 ноября 1995 года граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме в соответствии со статьями 53-60 настоящего Федерального Закона и другими законодательными актами Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01 декабря 1987 года № 18-П прямо указал, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент Чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно- загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального Закона «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Расчет инфляционных убытков по выплате ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитан Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области. Согласно расчетам, инфляционные убытки сумм возмещения вреда здоровью составляют ... руб. ... .

На основании изложенного просит взыскать с Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... руб. ... коп. за счет средств федерального бюджета.

Истец Чернявский А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика - Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» Резонтова Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и поддержала письменные доводы, что согласно п. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела.

В расчетах, представленных истцом применяется индекс потребительских цен. Однако указанная индексация базовым законом не предусмотрена, назначение и выплата указанных компенсационных выплат регулируется законом, который не содержит норм, позволяющих применить предлагаемый истцом порядок индексации. К тому же, сам индекс потребительских цен вводится в действие Законом РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (далее Закон РСФСР). Так как указанный Закон РСФСР утратил силу с 01 января 2005 года (в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ), применению не подлежит, поэтому и применение индекса к указанным выплатам не имеет законных оснований. Степень удорожания стоимости жизни (уровень инфляции) устанавливается в Российской Федерации федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий финансовый год, которые носят единственно официальный характер.

В соответствии с Основным положением о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения ИЦП, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 25 марта 2002 года № 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" расчет ИПЦ осуществляется в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом. ИПЦ характеризует изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используются в целях осуществления государственной финансовой денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых вопросов. Как видно, указанный индекс не предусматривает применение к индексации денежных сумм в возмещение вреда с целью сохранения их покупательской способности.

В порядке, установленном Законом РСФСР, можно проиндексировать только возмещение вреда, которое выплачивается за счет предприятий-работодателей или граждан, у которых правоотношения возникают в сфере обязательного социального страхования.

Считает, что применение указанного индекса дополнительно после прогнозной инфляции, индекса увеличения прожиточного минимума ведет к повторному увеличению части назначенных компенсаций, то есть фактически двойной индексации по одному и тому же основанию (антиинфляционная мера по компенсации выплат, в связи с ростом стоимости жизни). Индексация ежемесячной компенсации инвалидам - чернобыльцам производится в соответствии с действующим законодательством.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Представители Управления Министерства труда и социального развития Омской области и Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Чернявскому А.Н. в связи с увечьем, полученным в результате аварии на Чернобыльской АЭС, установлена ... на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ и удостоверением лица, перенесшего ... болезнь или другие заболевания, ... (л.д.9,12).

Как указывает истец, с ДД.ММ.ГГГГ ему ежемесячно производились выплаты компенсации в возмещение вреда здоровью в размере ... руб. до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Первомайского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» в пользу истца была взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп., а также установлены ежемесячные выплаты в размере ... руб. ... коп. с последующей индексацией платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по возмещению вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства Омской области № 226 - П от 24 ноября 2010 года был изменен тип Бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» на Казенное учреждение Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот».

ДД.ММ.ГГГГ путем внесения изменений в устав Казенного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» учреждение было переименовано в Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску».

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5 000 руб., инвалидам 2 группы - 2 500 руб., инвалидам 3 группы - 1 000 руб.

В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25 мая 2005 года № 326 «О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 27 декабря 2004 года № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 07 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 25 апреля 2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 21 марта 2007 года № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Учитывая, что Чернявскому А.Н. была взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. ... коп., а также установлены ежемесячные выплаты в размере ... руб. ... коп. уже с учетом индексации согласно росту прожиточного минимума для ... , оснований в данном случае для применения иных критериев индексации, установленных гражданам, получающим суммы возмещения вреда здоровью, не имеется.

На основании изложенного суд считает, что требования Чернявского А.Н. о взыскании с Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» индексации денежной компенсации в возмещение вреда в размере ... руб. ... коп. не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:                                       

             

В удовлетворении исковых требований Чернявского А.Н. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области, Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» о взыскании индексации денежной компенсации в возмещение вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Валитова М.С. Решение вступило в законную силу 09.11.2011 г.