Решение от 19.10.2011 по делу № 2- 3282/2011 по иску Омской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, РФ к ООО «КСМ «Сибирский железобетон» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения тр



Дело № 2-3282/2011

            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

с участием прокурора Пушновой И.О.,

при секретаре Киргинцевой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске                                                       19 октября 2011 года

дело по иску Омской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «КСМ «Сибирский железобетон» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «КСМ «Сибирский железобетон» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований действующего законодательства.

В обоснование требований указал, что проведенной Омской транспортной прокуратурой проверкой установлен факт устройства и оборудования железнодорожных переездов - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями, эксплуатируемых ООО «КСМ «Сибирский железобетон» на основании договора аренды с ООО «... » от ДД.ММ.ГГГГ, с нарушением требований законодательства.

В нарушение ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Закона РФ «О безопасности», Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, ООО «КСМ «Сибирский железобетон» не обеспечило в полной мере безопасность функционирования железнодорожного транспорта при его эксплуатации, что создает угрозу безопасности движения подвижного состава, жизни и здоровью лиц, проживающих вблизи железнодорожных путей, либо находящихся рядом с ними.

Так, железнодорожный переезд, пересекающий <адрес> является нерегулируемым, дежурным данный переезд не обслуживается, однако автоматическая светофорная сигнализация на нем отсутствует. Также на переезде отсутствует 24 сигнальных столбика, дорожные знаки не соответствуют ГОСТу.

На железнодорожном переезде в районе <адрес> внутрирельсовый настил занижен до 6 см. В границах переезда имеют место выбоины до 15 см. Кроме того, на указанном железнодорожном переезде также отсутствует светофорная сигнализация, 25 сигнальных столбиков, нет дорожных знаков 1.3.1 в количестве 2 штук и 1 дорожного знака 2.5. На 15 имеющихся сигнальных столбиках отсутствуют светоотражатели.

Данные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта либо водителей автомобилей и иных граждан, в том числе пассажиров автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки через данные железнодорожные переезды.

В силу п.2.2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КСМ «Сибирский железобетон» за свой счет производит капитальный и текущий ремонт арендуемого объекта, а также за свой счет несет все иные расходы, связанные с его эксплуатацией.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие ООО «КСМ «Сибирский железобетон», выразившееся в невыполнении обязанности приведения железнодорожных переездов, используемых по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствие с требованиями действующего законодательства,

Обязать ООО «КСМ «Сибирский железобетон» устранить нарушения требований действующего законодательства, а именно:

- на железнодорожном переезде, пересекающем <адрес> (... ), установить автоматическую светофорную сигнализацию, 24 сигнальных столбика, дорожные знаки согласно ГОСТу;

- на железнодорожном переезде в районе <адрес> (... ) внутрирельсовый настил уложить с превышением головки рельсов 1 - 3 см., в границах переезда устранить выбоины, установить светофорную сигнализацию, 25 сигнальных столбиков, дорожные знаки 1.3.1 в количестве 2 штук и 1 дорожный знак - 2.5. На 15 имеющихся сигнальных столбиках закрепить светоотражатели.

В судебном заседании представитель истца Пушнова И.О. указанные требования, за исключением возложения на ответчика обязанности установить сигнальные столбики на вышеперечисленных переездах, поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Чертакова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что ООО «КСМ «Сибирский железобетон» как арендатор железнодорожных путей не несет ответственности по устранению выявленных недостатков.Имущество, в том числе и железнодорожные пути, было передано собственником ООО «... » по договору аренды в существующем состоянии.

Так, в силу ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов.

Представители третьих лиц - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения по Омской области, ООО «... » в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Владельцем инфраструктуры в силу ст. 2 указанного закона является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

Согласно ч.2 ст. 21 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России (утвержденной Министерством путей сообщения РФ 29 июня 1998 года № ЦП-566) регламентированы основные требования к устройству, оборудованию, содержанию и обслуживанию железнодорожных переездов.

Пунктом 3.3. инструкции установлено, что на существующих переездах на протяжении не менее 10 м. от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке пути.

Согласно п. 3.5., с наружной стороны колеи настил должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов. Не допускается отклонение верха головки рельсов, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см.

Внутри колеи настил должен быть выше головок рельсов в пределах 1 - 3 см. При резино-кордовом или полимерном материале настила понижение междурельсового настила ниже уровня головок рельсов не допускается.

На эксплуатируемых переездах до переустройства в плановом порядке возвышение настила внутри колеи допускается в пределах 3 - 4 см.

Направляющие столбики устанавливают с обеих сторон переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м. от крайних рельсов через каждые 1,5 м.

Пунктом 3.6. установлено, что на подходах к переездам (цветная вкладка, рис. 2; 3) со стороны железной дороги устанавливаются постоянные предупредительные сигнальные знаки "С" о подаче машинистами поездов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" или 1.3.2 "Многопутная железная дорога" и другие знаки (цветная вкладка, рис. 1). При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки 1.3.1 и 1.3.2 устанавливаются на одной опоре со светофорами, а при ее отсутствии - на расстоянии не менее 20 м. от ближнего рельса.

Сигнальные знаки "С" устанавливают с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500 - 1500 м. от переездов, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч, - на расстоянии 800 - 1500 м.

Перед переездами без дежурных с неудовлетворительными условиями видимости кроме того, должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки "С" на расстоянии 250 м. от переезда (на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, - на расстоянии 400 м.).

Пунктом 3.17. установлено, что устройствами сигнализации переезды оборудуются в соответствии с Основными требованиями по оборудованию переездов переездной сигнализацией (приложение 2).

В первую очередь устройствами сигнализации должны оборудоваться переезды с автобусным движением, а также расположенные на главных путях с интенсивным движением поездов и транспортных средств, высокими скоростями движения поездов, неудовлетворительными условиями видимости.

Согласно приложению № 2 Инструкции переезды, не обслуживаемые дежурным, на перегонах оборудуются автоматической светофорной сигнализацией с мигающим бело-лунным сигналом.

Положения указанной инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России обязательны к соблюдению предприятиями, не входящими в систему МПС России.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ООО «КСМ «... » является собственником железнодорожных путей по ... с примыканием подъездного пути через стрелочный перевод ... , с назначением - железнодорожный транспорт, общей протяженностью ... м. (л.д.21).

На указанный объект выдан технический паспорт (л.д.22-24).

По договору аренды комплекса от ДД.ММ.ГГГГ ООО «... » (арендодатель) предоставило ООО «КСМ «Сибирский железобетон» (арендатор) здания и сооружения, входящие в промышленно-производственный комплекс по адресу: <адрес> (л.д.55).

Пунктом 2.2. договора установлено, что арендатор за свой счет, предварительно согласовав с арендодателем, производит капитальный и текущий ремонт объекта, а также несет за свой счет все иные расходы, связанные с эксплуатацией объекта.

Пунктом 2.3. договора установлено, что арендатор обязан поддерживать объект в исправном состоянии, не допуская порчу имущества.

Согласно приложению к договору аренды, в основные средства включена железная дорога (л.д.19-20).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ арендатор принял промышленно-производственный комплекс в нормальном техническом состоянии (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией уполномоченных лиц (с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УВД по г.Омску, начальника дорожной службы, представителя ООО «КСМ «Сибирский железобетон») составлены акты проверки участка автомобильной дороги - железнодорожных переездов по <адрес> (л.д.13), <адрес> (л.д.12).

На участке железнодорожного переезда в <адрес> выявлены следующие недостатки: отсутствуют сигнальные столбики: справа - 3, слева - 2; отсутствует переездная сигнализация; настил не соответствует типовому проекту; установлено несоответствие дорожных знаков ГОСТу 52289-2004; покрытие проезжей части в пределах железнодорожного переезда имеет выбоины, занижение настила относительно проезжей части - 7 см.

Предложено устранить выявленные недостатки в установленные сроки.

Также выявлены недостатки на участке железнодорожного переезда по <адрес>:

Сигнальные столбики имеют механические повреждения, требуется покраска; отсутствует переездная сигнализация (через переезд проходит 5 маршрутов общественного транспорта); превышение настила над рельсами на 4 см.; дорожные знаки 1.3.1 - 2 шт. не соответствуют ГОСТу 52289-2004; покрытие проезжей части в пределах железнодорожного переезда имеет выбоины, превышающие предельные размеры (л.д.13).

Как следует из письменных объяснений директора ООО «КСМ «Сибирский железобетон» Омской транспортному прокурору, после составления актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведены работы на железнодорожных переездах по <адрес> (л.д.10).

В соответствии с представлением транспортного прокурора ответчиком были приняты следующие меры: произведены ремонт и установка сигнальных столбиков на железнодорожных переездах по <адрес> и <адрес>, ведутся подготовительные работы по ремонту покрытия проезжей части железнодорожных переездов и приведения их в соответствие п. 3.1.1.13. ГОСТ 597, разрабатываются мероприятия по заключению договора по проектированию переездной сигнализации (л.д. 27).

Однако, ответчиком были устранены не все выявленные нарушения: ООО «КСМ «Сибирский железобетон» следует на железнодорожном переезде, пересекающем <адрес> (... ) установить автоматическую светофорную сигнализацию, дорожные знаки согласно ГОСТу; на железнодорожном переезде в районе <адрес> (... ) внутрирельсовый настил уложить с превышением головки рельсов 1-3 см., в границах переезда устранить выбоины, установить светофорную сигнализацию, дорожные знаки 1.3.1 в количестве 2 штук и 1 дорожный знак - 2.5. На 15 имеющихся сигнальных столбиках закрепить светоотражатели.

За невыполнение в установленный срок требований законного предписания ОГИБДД УВД № 2 по ЦАО г. Омска, осуществляющего государственный надзор, должностное лицо ООО «КСМ «Сибирский железобетон» А. привлекался к административной ответственности в виде административного штрафа (л.д.36,37).

Доводы представителя ответчика о том, что ответственность по устранению указанных недостатков должен нести собственник железнодорожных путей - ООО «... », а не арендатор, являются несостоятельными.

Оценивая условия заключенного между сторонами ДД.ММ.ГГГГ договора аренды, суд приходит к выводу, что именно арендатор, приняв на себя обязанности за свой счет производить капитальный и текущий ремонт объекта, а также нести за свой счет все иные расходы, связанные с эксплуатацией объекта, - обязан оборудовать железнодорожные переезды необходимыми устройствами. В данном случае владельцем в понимании ст. 21 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является ООО «КСМ «Сибирский железобетон».

На основании изложенного суд считает, что требования прокурора Омской транспортной прокуратуры являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «КСМ «Сибирский железобетон» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 4 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Омской транспортной прокуратуры удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью КСМ «Сибирский железобетон», выразившееся в неприведении железнодорожных переездов, используемых по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью КСМ «Сибирский железобетон» устранить нарушения требований действующего законодательства, выполнив следующее:

на железнодорожном переезде, пересекающем <адрес> (... ) установить автоматическую светофорную сигнализацию, дорожные знаки согласно ГОСТу;

на железнодорожном переезде в <адрес> (... ) внутрирельсовый настил уложить с превышением головки рельсов 1-3 см., в границах переезда устранить выбоины, установить светофорную сигнализацию, дорожные знаки 1.3.1 в количестве 2 штук и 1 дорожный знак - 2.5. На 15 имеющихся сигнальных столбиках закрепить светоотражатели.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью КСМ «Сибирский железобетон» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Валитова М.С. Решение вступило в заокнную силу 07.12.2011 г.