Дело № 2-3689/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Макарочкиной О.Н при секретаре Ищенко Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 ноября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» о ликвидации общественного объединения, УСТАНОВИЛ: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с требованием о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан». Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области принято решение о государственной регистрации Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан». Запись о создании организации внесена Управлением ФНС по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №. Данная организация зарегистрирована в ведомственном реестре некоммерческих организаций за учетным номером №. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, а также ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно абзацу 8 ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» определено, что общественные объединения предоставляют отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН 0003, указанная форма согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 года «О мерах реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» должна представляться не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение указанных требований ответчик не представил в Управление информацию о продолжении своей деятельности за ... год, а также отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, за ... год, что в соответствии с п. 5 ст. 29 указанного Федерального закона является основанием для обращения истца в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, в октябре ... года в результате проверки деятельности организации установлено, что с момента создания она не действует, руководитель организации против её ликвидации не возражает. В связи с указанными обстоятельствами, истец просит суд ликвидировать Омскую областную общественную организацию «Лига содействия защите прав и свобод граждан» и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, третьего лица Межрайонной инспекции ФНС России №12 по Омской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании учредителей Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» принято решение о создании организации, утверждении устава, избрании правления, председателя правления и ревизора организации (л.д. 18). ДД.ММ.ГГГГ указанная организация была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). Запись о создании организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области за основным государственным регистрационным номером № что подтверждается свидетельством серии ... № (л.д.21). Факт регистрации Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» подтверждается представленными в материалы дела документами: копией Устава организации (л.д. 8-17) и свидетельством о государственной регистрации (л.д.24). В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация представляется по форме №ОН 0003, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 года «О мерах реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», до 15 апреля года, следующего за отчетным. Истец основывает свои требования на том, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства не представил в Управление информацию о продолжении своей деятельности за ... год, а также отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за ... год. Истец направлял ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации (л.д. 25-33) Однако ответчик обязанность по предоставлению в регистрационный орган информации о деятельности организации и отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН 003 за ... год не исполнил. В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Ответчик доказательств надлежащего исполнения обязанности по предоставлению в регистрационный орган сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не представил, заявленные исковые требования и доводы истца не оспорил. На основании изложенного суд считает установленным в судебном заседании факт уклонения ответчика от предоставления в установленные сроки в регистрирующий орган необходимой информации о деятельности организации и об объеме полученных Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования, а также об их фактическом расходовании за ... год, в связи с чем суд находит исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решая вопрос об исключении данных об Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности качестве юридического лица суд приходит к следующему. Как предусмотрено ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями) ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Процедура ликвидации юридического лица предусмотрена ст. 63 ГК РФ, в силу которой ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом, как указано в ч. 3 названной статьи, государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствие со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, способ прекращения юридического лица, а именно путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.п. «и», «и1» статьи 5). Перечень документов, необходимых для регистрации ликвидации юридического лица и в который входит ликвидационный баланс, предусмотрен ст.21 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а ст.23 названного закона регламентирует порядок такой регистрации. При этом действующее законодательство не содержит изъятий, позволяющих избежать проведения процедуры ликвидации в случае принятия судом решения о ликвидации общественной организации, являющееся юридическим лицом. Как указано в ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Уставом Омской областной общественной организации Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» (пункт 9.4.1.) предусмотрено, что ликвидация организации проводится по решению общего собрания и принимается 2/3 голосов от общего числа членов организации, или по решению суда. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что законную обязанность по проведению процедуры ликвидации юридического лица несут ее учредители, принявшие ДД.ММ.ГГГГ решение о создании общественной организации. По завершении названной процедуры общественная организация подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, решение суда о ликвидации Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» без формулировки об исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц, не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует, проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61-64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации. В силу ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, настоящее решение является основанием для проведения учредителями, принявшими решение о создании общественной организации, процедуры ликвидации в сроки, установленные законом. В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Омской области удовлетворить в части. Ликвидировать Омскую областную общественную организацию Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан», ОГРН № Взыскать с Омской областной общественной организации «Лига содействия защите прав и свобод граждан» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 000 рублей. Заочное решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Макарочкина О.Н. Заочное решение вступило в законную силу 09.12.2011 года