решение № 2-3669/2011 от 13.12.2011 по иску Омского транспортного прокурора к Центру ГИМС МЧС РФ по Омской области о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной



     Дело № 2-3669/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Оганесян Л.С.,

при секретаре Дудоладовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2011 года в городе Омске

гражданское дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной, возложении обязанности снять судно с регистрационного учета,

     

у с т а н о в и л:

Омский транспортный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области (далее - Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области) о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной, возложении обязанности снять судно с регистрационного учета.

В обоснование заявленных исковых требований указывалось на то, что Омской транспортной прокуратурой совместно с Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора, Обь-Иртышским филиалом Российского Речного Регистра проведена проверка, в результате которой выявлены факты незаконной регистрации должностными лицами Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судов в качестве маломерных.

Так, судно М. тип и модель катер, построенное предприятием ... в ... г., мощность двигателя ... кВт, грузоподъемностью ... кг, район и условия плавания ВВП, МП, принадлежащее на праве собственности ООО «Южная Судоходная Компания», зарегистрировано госинспектором Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области в качестве маломерного и ему присвоен регистрационный номер . На основании совершенных регистрационных действий ... должностным лицом Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судовладельцу выдан судовой билет серии ... . Считают, что государственная регистрация судна и прав на него проведена с нарушением требований, предусмотренных Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам. При этом, незаконная регистрация не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за безопасной эксплуатацией указанного судна.

Просили признать действия должностных лиц Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области в части регистрации судна М. за в качестве маломерного незаконными, противоречащими законодательству Российской Федерации о внутреннем водном транспорте;

- признать недействительным судовой билет серии ... , выданный ...;

- обязать Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно М. за с регистрационного учета.

В судебном заседании прокурор Майер Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ... Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области - Кошелев А.Д., действующий на основании приказа, исковые требования не признал, пояснив, что при постановке судна на учет собственник указал, что это прогулочное судно пассажировместимостью не более ... человек, предназначенное для отдыха на воде, перевозкой и буксировкой грузов в настоящее время не занимается, т.к. было переоборудовано. На этом судне проводились работы по переоборудованию, в связи с чем при постановке на учет в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно прошло первичное техническое освидетельствование. Определение «маломерного судна» дано в ФЗ № 66 от 07 мая 2007 г. «О внесении изменений в КоАП РФ», исходя из этого определения судно М. являясь прогулочным, подлежит регистрации в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области.

Просил отказать в удовлетворении исковых требований.     

Представитель третьего лица - Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра - Вишнягов М.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что согласно требованиям законодательства судно М. подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ. Указанное судно изначально строилось как буксирно-разъездной теплоход по проекту, согласованному Речным Регистром, имело класс Российского Речного Регистра «О» (внутренние водные пути). Действительно, в ... г. между ФГУ «Российский Речной Регистр» и О. был заключен договор о техническом наблюдении за ремонтом и модернизацией этого судна, однако работы не были завершены, судно на техническое освидетельствование не предъявлено, акт по окончанию ремонтных работ не выдавался, также как и свидетельство о годности к плаванию в морских водах в связи с переоборудованием (дооборудованием).

Представитель Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Карзухин М.П., действующий на основании доверенности, исковые требования и позицию представителя Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра поддержал. Пояснил, что судно М. построено в ... г. в .... С постройки судну был присвоен класс Российского Речного Регистра «О». Поскольку главный двигатель судна имеет мощность ... кВт, судно с постройки не предназначено для плавания в морских районах и конструктивно не может быть использовано в целях мореплавания. Класс «М» в установленном порядке судну никто не присваивал. Статус прогулочного судна определен лишь по заявлению судовладельца. Поэтому регистрация судна в качестве маломерного произведена незаконно.

Представители ООО «Южная Судоходная Компания» - Панина И.И. и Сайфуллин Д.С., действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями прокурора не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. д. 52-55).

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, 3 ст. 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Не подлежат в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. №500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

В соответствии п. 3 указанных Правил судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.

Государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной (п. 28).

Из регистрационной карточки-заявления судовладельца от ... усматривается, что ООО «Южная Судоходная Компания» просит зарегистрировать судно М. и право собственности на него (л.д. 14)

Согласно сведениям Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра буксирно-разъездной теплоход (строительный номер , первое название «С.», затем «Ф.») построен в ... г. в ... предприятием ... по проекту ..., разработанному ..., согласованному с Речным Регистром письмом от ...

С постройки судну был присвоен класс Российского Речного Регистра «О», регистровый номер , и судно было допущено к плаванию в бассейнах разряда «О» (внутренние водные пути). До ... судно состояло на классификационном учете Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра под названием «Ф.», снятие с учета было осуществлено по заявлению владельца в связи с продажей (л.д. 11-13).

В материалах дела действительно имеется проект переоборудования судна, согласованный в ... г. с Обь-Иртышским филиалом Российского Речного Регистра, договор с О. на переоборудования т/х «Ф.» от ... (л.д. 86-87). На (л.д. 91-92) имеется договор о техническом наблюдении за ремонтом и модернизацией этого судна, заключенный между ФГУ «Российский Речной Регистр» и О. Однако срок действия этого договора был установлен с ... по ... В указанный срок, а также вплоть до снятия судна с учета из Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра (...), эти работы не были завершены, судно в Российский Речной Регистр на техническое освидетельствование не предъявлено, акт по окончанию ремонтных работ не выдавался, также как и свидетельство о годности к плаванию в морских водах в связи с переоборудованием.

Поскольку главный двигатель судна «М.» имеет мощность ... кВт, судно с постройки не предназначено для плавания в морских районах, в установленном порядке свидетельство о годности к плаванию в морских водах (в связи с переоборудованием и, следовательно, конструктивно не может быть использовано в целях мореплавания, регистрация данного судна в качестве маломерного произведена незаконно.

Не могут быть учтены доводы представителя ответчика и представителей 3-го лица ООО «Южная Судоходная Компания» о том, что при определении понятия «маломерного судна» следует руководствоваться положениями КоАП РФ.

Действительно, согласно примечанию к ст. 11.7. КоАП РФ, под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Однако, данное определение дано законодателем именно для целей административного производства, в порядке КоАП РФ.

Вместе с тем, существуют специальные нормативные акты, регулирующие отношения между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ, и определяющие их права, обязанности и ответственность (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, утв. Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 500, Положение о государственной инспекции по маломерным судам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 835).

Указанными специальными нормами предусмотрено право ГИМС МЧС РФ осуществлять государственную регистрацию используемых в целях мореплавания прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя и вместимости …, используемых в целях мореплавания.

Поскольку, как уже отмечалось выше, судно «М.» не было в установленном законом порядке переоборудовано для использования в целях мореплавания, следовательно, оно, согласно требованиям ч. 1, 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ.

В связи с тем, что зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно «М.» не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. Кроме того, регистрацией вышеуказанного судна в качестве маломерного нарушены интересы неопределенного круга, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности в отсутствие ежегодных освидетельствований органами Обь-Иртышскрго филиала Российского Речного Регистра. В данной связи исковые требования Омского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконной регистрацию в качестве маломерного судна «М.» за , принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Южная Судоходная Компания».

Признать недействительным судовой билет серии ... , выданный ....

Возложить на Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области обязанность снять судно «М.» за с регистрационного учета.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

     

Решение вступило в законную силу 30.12.2011