Дело № 2-3668/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Оганесян Л.С., при секретаре Дудоладовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2011 года в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной, возложении обязанности снять судно с регистрационного учета, у с т а н о в и л: Омский транспортный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области (далее - Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области) о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной, возложении обязанности снять судно с регистрационного учета. В обоснование заявленных исковых требований указывалось на то, что Омской транспортной прокуратурой совместно с Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора, Обь-Иртышским филиалом Российского Речного Регистра проведена проверка, в результате которой выявлены факты незаконной регистрации должностными лицами Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судов в качестве маломерных. Так, судно «Р.», тип и модель катер, построенное на судоверфи ... в ... г., мощность двигателя ... кВт, грузоподъемность ... кг, район и условия плавания ..., принадлежащее на праве собственности ООО «ПЭК «ФЛАМИНГО», зарегистрировано госинспектором Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области в качестве маломерного и ему присвоен регистрационный номер №. На основании совершенных регистрационных действий ... должностным лицом Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судовладельцу выдан судовой билет серии ... №. Считают, что государственная регистрация судна и прав на него проведена с нарушением требований, предусмотренных Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам. При этом, незаконная регистрация не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за безопасной эксплуатацией указанного судна. Просили признать действия должностных лиц Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области в части регистрации судна «Р.» за № в качестве маломерного незаконными, противоречащими законодательству РФ о внутреннем водном транспорте; - признать недействительным судовой билет серии ... №, выданный ...; - обязать Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно «Р.» за № с регистрационного учета. В судебном заседании прокурор Майер Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - ... Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области - Кошелев А.Д. (л.д. 69) исковые требования не признал, пояснив, что судно «Р.» было зарегистрировано в качестве маломерного, поскольку согласно заключению СибАДИ мощность его двигателя меньше ... кВт. Двигатель опломбирован, отрегулирован, ежегодно проводится технический осмотр и если имеются нарушения, то составляются соответствующие протоколы. В данном случае протоколов нет, так как нет никаких нарушений. Представитель третьего лица - Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра - Вишнягов М.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что мощность двигателя устанавливается заводом-изготовителем и не может быть отрегулирована иными лицами. Считает, что в случае необходимости мощность двигателя может быть восстановлена. Представитель Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Карзухин М.П., действующий на основании доверенности, исковые требования и позицию представителя Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра поддержал. Пояснил, что судно «Р.» состояло на учете в Государственном судовом реестре РФ. В ... г. при продаже судна оно было снято с учета и обманным путем поставлено на учет в Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области. Представитель ООО «ПЭК «ФЛАМИНГО» - Григорьева Ю.Ю., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что ООО «ПЭК ФЛАМИНГО» приобрело в собственность судно «Р.», которое используется ими в качестве служебно - разъездного. Для экономии топлива ... кафедры СибАДИ М.Ю.П. проведены регулировочные работы по дефорсированию двигателя ... с насосом высокого давления с мощности ... лошадиных сил до мощности ... лошадиных сил. Топливный насос опломбирован печатью. Омским инспекторским отделением Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области проведено техническое освидетельствование судна, по результатам которого составлен акт, судно было признано годным к эксплуатации и зарегистрировано в ГИМС МЧС РФ по Омской области. Представитель ООО «ПЭК «ФЛАМИНГО» - Широкорад Н.Г., действующий на основании приказа № от ..., с исковыми требованиями прокурора не согласился, поддержав позицию, изложенную первым представителем. Выслушав объяснения участников процесса, пояснения эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1, 3 ст. 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Не подлежат в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. В силу п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. №500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания. В соответствии п. 3 указанных Правил судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге. Государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной (п. 28). Из регистрационной карточки-заявления судовладельца от ... усматривается, что ООО ПЭК «Фламинго» просит зарегистрировать судно «Р.» и право собственности на него (л.д. 14-15) Согласно сведениям Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра буксирно-разъездной теплоход (строительный №, название «Р.») построен в ... г. предприятием ... по проекту ..., разработанному Ц., согласованному с Речным Регистром письмом № от ... С постройки судну был присвоен класс Российского Речного Регистра «...», регистровый номер №, и судно было допущено к плаванию в бассейнах разряда «...» (внутренние водные пути). До ... судно состояло на классификационном учете Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра, снятие с учета было осуществлено по заявлению владельца в связи с продажей. До снятия судна с классификационного учета на нем был установлен главный двигатель марки ... мощностью ... кВт (... л.с.) при ... об/мин. (л.д. 10-13). Основанием для регистрации судна в качестве маломерного послужили заявленные судовладельцем сведения о мощности главного двигателя ... кВт (... л.с.), подтвержденные заключением по регулировке топливной аппаратуры с насосом высокого давления с целью дефорсирования двигателя ... с мощности ... кВт до ... кВт для служебно-разъездного судна Р. с номером № для владельца З.С.В., утвержденным ... ГОУ СибАДИ ... (л.д. 16-18). Вышеуказанное заключение содержит сведения о том, что двигатель дизельный судовой ... мощностью ... кВт при частоте вращения ... об/мин был дефорсирован до мощности ... кВт путем уменьшения максимальной частоты вращения с ... до ... об/мин. Вместе с тем, по мнению специалистов-экспертов Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра, искусственное ограничение мощности двигателя ..., установленного на судне «Р.», реализовано не изменением конструкции самого двигателя, а только регулировкой его компонентов, а именно: топливного насоса высокого давления совместно с всережимным регулятором частоты вращения, что означает возможность восстановления прежней мощности в случае необходимости. Поэтому указанная в регистрационной карточке ГИМС мощность двигателя ... кВт является частным случаем и не может служить критерием для определения статуса судна. При вышеуказанных обстоятельствах подобными критериями являются номинальная мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем, а именно ... кВт (... л.с.), а также район плавания судна - внутренние водные пути, поскольку судно с момента постройки согласно проектной документации не предназначено для плавания в морских районах. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ... М.Ю.П. пояснил, что составлял заключение о величине мощности двигателя ... с номером №, для служебно-разъездного судна «Р.». Им были проведены регулировочные работы по дефорсированию указанного двигателя с мощности ... л.с. (... кВт) до мощности сначала ... л.с. (... кВт), затем - до ... л/с (... кВт). Действующим законодательством проведение таких работ не запрещено, методики разработаны, лицензирования не требуется. Целью проведения работ является уменьшение мощности двигателя для экономии топлива. Вместе с тем, в данном конкретном случае разрешение завода-изготовителя (...) не было получено, восстановление прежней мощности двигателя возможно как с использованием специального оборудования и специальных познаний, так и путем повреждения пломбы. Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы прокурора о том, что служебно-разъездной катер «Р.» согласно требованиям ч. 1, 2 ст. 17 КВВТ РФ должен быть зарегистрирован в Государственном судовом реестре РФ. В связи с тем, что зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно «Р.» не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. Кроме того, регистрацией вышеуказанного судна в качестве маломерного нарушены интересы неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности в отсутствие ежегодных освидетельствований органами Обь-Иртышскрго филиала Российского Речного Регистра. В данной связи исковые требования Омского транспортного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконной регистрацию в качестве маломерного судна «Р.» за № принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Первая экологическая команда «ФЛАМИНГО». Признать недействительным судовой билет серии ... №, выданный .... Возложить на Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области обязанность снять судно «Р.» за № с регистрационного учета. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 01.02.2012