Дело № 2-3680/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Брижатюк И.А. при секретаре Зобниной Т.М. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 14 декабря 2011 года дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной, возложении обязанности снять судно с регистрационного учета, У С Т А Н О В И Л: Омский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что проведенной Омской транспортной прокуратурой совместно с Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора, Ибь-Иртышским филиалом Российского Речного Регистра проверкой выявлены факты незаконной регистрации должностными лицами Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области (далее - Центр ГИМС) судов в качестве маломерных. Установлено, что госинспектором Центра ГИМС зарегистрировано в качестве маломерного судна за № принадлежащее на праве собственности Гурову А.И. судно <данные изъяты> тип и модель <данные изъяты>, построенное в <адрес> в 1959 году, мощность двигателя <данные изъяты> кВт, грузоподъемностью <данные изъяты> кг, район и условия плавания ВВП. На основании совершенных регистрационных действий ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судовладельцу выдан судовой билет серии №, ДД.ММ.ГГГГ - дубликат судового билета серии №. По заключению Обь-Иртышского управления Госморречнадзора судно <данные изъяты>», регистрационный номер №, принадлежащее Гурову А.И., относится к судам проекта <данные изъяты>, которые строились под техническим наблюдением РРР. Построечный класс этих судов - «О 2,0» определяет разрешенные для них районы плавания - внутренние водные пути разряда «О» с ограничением по высоте волны до 2-х метров, и не предполагает возможность их плавания в морях. Установленный на судне двигатель дизель ... имеет номинальную мощность ... при ... об/мин, максимальную мощность ... л.с. при ... об/мин. Таким образом, судно <данные изъяты> имеет мощность главного двигателя более ... кВт и, согласно требованиям ч.1,2 ст.17 КВВТ РФ подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ. Назначение судна, определенное проектной документацией, свидетельствует о том, что данные судна не являются морскими, прогулочными судами, в связи с чем поставлены на учет в качестве маломерных незаконно. Незаконной регистрацией данного судна в качестве маломерного нарушены интересы РФ в части несоблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, направленного на обеспечение надлежащего надзора за технической безопасностью эксплуатации судов и безопасностью судоходства. Просил признать действия должностных лиц Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области в части регистрации судна <данные изъяты> за № в качестве маломерного незаконными, противоречащими законодательству Российской Федерации о внутреннем водном транспорте, признать недействительным судовой билет серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, обязать Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно <данные изъяты> за № с регистрационного учета. В судебном заседании помощник Омского транспортного прокурора Майер Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в заявлении. Представитель Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области Кошелев А.Д. предъявленные требования не признал и пояснил, что судно поставлено на учет в 1975 году, регулярно проходит технический осмотр. Катера ... в основном ставятся на учет в Регистре. Деформация двигателя на 5 л.с. является не значительной. Третье лицо Гуров А.И. пояснил, что в 2005 году было прекращено уголовное дело в отношении инспектора ГИМС. На судно выдавалась лицензия на грузовые перевозки. Его судно не участвовало в происшествиях, угрозу не представляет. Судно является самостроем, ходовые испытания проводились в 1999 году. Он является собственником судна с 2007 года. ООО <данные изъяты> регулировало топливный насос, а заключение давала лаборатория транспорта при Автодорожной академии. Мощность двигателя уменьшена на ... л.с., ООО <данные изъяты> может увеличить мощность двигателя. Представитель ФГУ «Российский Речной Регистр» Вишнягов М.Г., действующий на основании доверенности от 27.12.2010 г., заявленные требования поддержал и пояснил, что теплоход <данные изъяты> имеет мощность свыше ... кВт и подлежит надзору органами Государственного судового реестра РФ. Мощность установленного двигателя ... л.с. и максимально ... л.с. При определении статуса суда следует ориентироваться на паспорт завода-изготовителя, где указана мощность двигателя. Представитель Обь-Иртышского УГМРН Ространснадзора Карзухин М.П., действующий на основании доверенности от 12.12.2011 г., заявленные требования поддержал и пояснил, что суда с двигателем мощностью ... кВ и более должны регистрироваться в Государственном судовом реестре. Судно самострой, экспертиза судна не проводилась, технический паспорт при постановке на учет не предоставлялся. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит следующее. В соответствии со ст.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения настоящего Кодекса распространяются, в том числе, на суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации. Согласно п.1,3 ст.16 указанного Кодекса судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации; судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов (п.1 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Не подлежат в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов. Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами (п.4 ст.17). Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835 утверждены Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", пунктом 3 которого предусмотрено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемых в целях мореплавания. Аналогичные положения предусмотрены Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, утвержденными приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, а также пунктом 14 Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области. Из материалов дела усматривается, что госинспектором Центра ГИМС зарегистрировано в качестве маломерного судна за № принадлежащее на праве собственности Гурову А.И. судно <данные изъяты> тип и модель ..., построенное в <адрес> в 1959 году, мощность двигателя ... кВт л.с., грузоподъемностью ... кг, район и условия плавания ВВП. На основании совершенных регистрационных действий 27.11.2007 г. должностным лицом Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судовладельцу выдан судовой билет серии №, ДД.ММ.ГГГГ - дубликат судового билета серии №. Из справки, выданной 25.11.2007 г. ООО <данные изъяты> следует, что сотрудниками ООО <данные изъяты> проведена регулировка топливного насоса высокого давления четырехтактного дизеля ... стоящего на катере <данные изъяты> Топливный насос высокого давления дизеля ... отрегулирован на максимальную частоту вращения кулачкового вала ... об/мин., что соответствует максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля ... - ... об/мин. Топливный насос опломбирован пломбиром №. Пломбир находится в ООО <данные изъяты> Из письма ФГУ «Российский Речной Регистр» от 13.10.2011 г. следует, что дизель ... устанавливается на ряде кранов, в том числе на кранах ... и ..., а также на кранах-экскаваторах ... Это четырехкратный бескомпрессорный четырехцилиндровый двигатель. Его номинальная мощность ... л.с. (... кВт) при ... об/мин, максимальная мощность ... л.с. при ... об/мин. Сведений о возможности использования судна в целях мореплавания в представленных документах нет. Главный двигатель судна <данные изъяты> № имеет номинальную мощность, установленную изготовителем ... кВт, судно с постройки не предназначено для плавания в морских районах, и, следовательно, не может быть использовано в целях мореплавания. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании третье лицо Гуров А.И. не отрицал, что по документам двигатель первоначально имел большую мощность. Имеющуюся в настоящее время мощность двигателя можно изменить в сторону увеличения. Поскольку критерием для определения статуса судна является мощность главного двигателя, район плавания судна, судно «Океан» согласно требованиям ч.1, 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ. В соответствии с п.1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п.1.5 «Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2002 № 136, самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации, которые могут создаваться в организационно-правовой форме федерального автономного учреждения. Согласно п.5.2 указанного Положения о классификации судов каждое судно ставится на классификационный учет инспекции (филиала РРР). В соответствии с п.1, 2 ст. 36 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Поскольку зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно <данные изъяты> не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. Следует также отметить, что постановка судна на учет также была неправомерна в связи с нарушением требований п.п.Г п.8 Правил регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, базами (сооружениями) для их стоянок и аттестации судоводителей на праве управления этими судами, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11.03.1985 г. № 140, поскольку при постановке судна на учет Житковским не были представлены документы, подтверждающие приобретение деталей (материалов), технической документации на постройку судна и технического талона на годность к плаванию. Суд не может принять как доказательства правомерности постановки судна на учет у ответчика то, что прежний собственник - отец Г.И.А. не был привлечен к административной ответственности арбитражным судом, а также то, что в 2005 г. отношении инспектора ГИМС К. было прекращено уголовное дело за отсутствием в его действиях состава преступления. На основании изложенного, суд находит требования Омского транспортного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199, 262 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконной регистрацию в качестве маломерного судна <данные изъяты> за №, принадлежащего на праве собственности Гурову А.И. Признать недействительным судовой билет маломерного судна серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области обязанность снять судно <данные изъяты>» за № с регистрационного учета. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Омска. Решение вступило в законную силу 8 февраля 2012 г.