Заочное решение №2-3941/2011 от 12.12.2011 года по иску Управления Министерства юстиции РФ по Омской области к Фонду`Финансовой поддержки нуждающихся христиан `Дободетель` о ликвидации некоммерческой организации



                                           Дело № 2-3941/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Макарочкиной О.Н

при секретаре Благовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 12 декабря 2011 года

гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Фонду «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с требованием о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Фонда «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель». Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому админ6истративному округу города Омска зарегистрирован Фонд «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель», ОГРН . В ведомственном реестре некоммерческих организаций данная организация зарегистрирована за учетным номером . В нарушение требований п. 5 ст. 32, п. 2 ст. 13.1, п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» организация не представила в Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области отчет о своей деятельности, информацию о персональном составе руководящего органа, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2009, 2010 годы.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено письменное предупреждение, которое направлено по месту нахождения организации <адрес>. Предупреждение возвращено почтой, в связи с тем, что организация по данному адресу не находится.

Также, ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено письменное предупреждение, которое направлено по домашнему адресу руководителя организации. Предупреждение также возвращено по аналогичной причине.

В связи с изменением в ст. 32 указанного федерального закона, а также с утверждением приказа Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 года № 72 некоммерческие организации обязаны представить истцу отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и заявление, подтверждающее их соответствие указанной статье, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Однако в нарушение данных требований указанную информацию ответчик не представил в Управление за 2009, 2010 годы.

Таким образом, ответчиком в адрес органа, принявшего решение о государственной регистрации, неоднократно не представлялась информация, предусмотренная статьей 32 названного закона. Кроме того, ответчик по указанному адресу не находится. Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом прекращении организацией своей деятельности.

Просит ликвидировать Фонд «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, третьего лица Межрайонной инспекции ФНС России №12 по Омской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

           Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании учредителей Фонда «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» принято решение о создании организации, утверждении устава, избрании правления, председателя правления и ревизора организации (л.д. 13).

Указанный фонд был зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска.

           Запись о создании организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .

Факт регистрации ответчика в качестве некоммерческой организации подтверждается представленными в материалы дела копией Устава организации.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 1).

Статьей 13 ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 32 ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1. ст. 32 ФЗ).

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2. ст. 32 ФЗ).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5 ст. 32 ФЗ предусмотрено, что в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Истец основывает свои требования на том, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства не представил в Управление информацию о продолжении своей деятельности за 2009, 2010 годы, а также отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2009, 2010 годы.

Истец неоднократно направлял ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации (л.д. 14-22)

Однако ответчик обязанность по предоставлению в регистрационный орган информации о деятельности организации и отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН 003 за 2009, 2010 годы не исполнил.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Ответчик доказательств надлежащего исполнения обязанности по предоставлению в регистрационный орган сведений, предусмотренных ст. 32 указанного Федерального закона не представил, заявленные исковые требования и доводы истца не оспорил.

Согласно п. 10 ст. 32 ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Уставом Фонда «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель», утвержденного решением собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-12) предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован на основании и в порядке, предусмотренном законом.

На основании изложенного суд считает установленным в судебном заседании факт уклонения ответчика от предоставления в установленные сроки в регистрирующий орган необходимой информации о деятельности организации и об объеме полученных фондом от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования, а также об их фактическом расходовании за 2009, 2010 годы, в связи с чем суд находит исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решая вопрос об исключении данных о Фонде «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности качестве юридического лица суд приходит к следующему.

Статьей 18 ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с п. 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (пункт 3 статьи 61), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК (аналогия закона).

Таким образом, оснований для исключения данных о некоммерческой организации Фонд «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» не имеется. В этой связи, суд считает необходимым возложить на учредителей некоммерческой организации обязанности по проведению процедуры ликвидации организации в соответствии с действующим законодательством о ликвидации юридических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области подлежат удовлетворению частично, в части ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Омской области удовлетворить в части.

Ликвидировать Фонд «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель», ОГРН .

Возложить на учредителей некоммерческой организации Фонд «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» обязанность провести процедуру ликвидации организации в соответствии с действующим законодательством о ликвидации юридических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Фонда «Финансовой поддержки нуждающихся христиан «Добродетель» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.

Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Омска заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Макарочкина О.Н. Заочное решение вступило в законную силу 14.02.2012 года