Дело № 2 - 89/2012 Р Е Ш Е Н И Е Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Макарочкиной О.Н. при секретаре Ищенко Е.К. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 января 2012 года гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления», департаменту образования Администрации города Омска, Администрации города Омска, о признании бездействия незаконным и обязании ответчиков устранить нарушения, Прокурор Центрального административного округа города Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления», департаменту образования Администрации города Омска, Администрации города Омска, о признании бездействия незаконным и обязании ответчиков устранить нарушения, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в муниципальном образовательном учреждении «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ ... в здании МДОУ «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, из которых на момент проверки не выполнены следующие: ширина эвакуационных выходов наружу менее 1,2 м (п. 3 ППБ-01-03; п. 6.16 СНИП 21-01-97); шкафы пожарных кранов выполнены в произвольной форме, не по ГОСТ Р 51844-2009 (п. 3 ППБ-01-03; ГОСТ Р51844-2009); на путях эвакуации (в общих коридорах) допускается покрытие пола с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП 2, Д2, Т2 (п. 3 ППБ-01-03; п. 6.25 СНИК 21-01-97). Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности срок устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из требований ст. ст. 3, 6 Конвенции о правах ребенка, ст. ст. 32, 33, 51 Закона РФ «Об образовании» в образовательном учреждении должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников. На создание безопасных условий обучения и содержания направлены положения законодательства о пожарной безопасности. Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии ... № от ДД.ММ.ГГГГ, которая действительна до ДД.ММ.ГГГГ. Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омска Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска. Орган местного самоуправления, будучи собственником имущества, несет бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений. Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи полагает, что непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявились органом государственного пожарного надзора с ... года, однако, до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок устранения данных нарушений истек ДД.ММ.ГГГГ. Неоднократные обращения муниципального образовательного учреждения к департаменту образования Администрации города Омска не привели к устранению нарушений. Просит исковые требования удовлетворить, признать бездействие Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска по устранению нарушений, требований пожарной безопасности, препятствующие созданию бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» безопасных условий обучения. Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления», Администрацию города Омска и Департамент образования Администрации г. Омска принять меры по устранению нарушений указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №: выполнить ширину эвакуационных выходов наружу не менее 1,2 метра; выполнить шкафы пожарных кранов по ГОСТ Р 51844-2009 и выполнить на путях эвакуации (в общих коридорах) покрытие пола с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2. Определением Первомайского районного суда г. Омска от 18.01.2012 года ненадлежащий ответчик муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления», с согласия истца, заменен, в связи с изменением типа и наименования, на бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления». В судебном заседании представитель прокурора Центрального административного округа города Омска Дранишникова А.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Не возражала против предоставления ответчикам срока для устранения недостатков до начала учебного процесса. Представитель Администрации города Омска Яковлев К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указав, что с внесением изменений в законодательство собственник имущества, предоставленного муниципальному образовательному учреждению, в настоящее время бюджетному учреждению, не несет субсидиарной ответственности за последнего. Кроме того, истцом не доказан факт бездействия Администрации города Омска. Полагал, что Администрация города Омска не является надлежащим ответчиком по делу, просил прекратить производство по делу в отношении Администрации города Омска. Представитель Департамента образования Администрации города Омска Ефременок Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Указал доводы, аналогичные доводам представителя Администрации города Омска. Также указал, что поскольку в законодательстве акты о местном самоуправлении внесены изменения, изменен порядок финансирования дошкольных учреждений, то оснований для возложения на департамент ответственности не имеется. Представитель бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» Лопухина Н.Л. исковые требования признала частично, пояснив, что в детском учреждении действительно имеются нарушения требований пожарной безопасности, однако, без финансирования Администрацией города Омска и департамента образования Администрации города Омска нарушения устранены быть не могут. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер предупреждения терроризма. При этом, выполнение требований пожарной безопасности является одним из важнейших элементов защиты от террористического акта и минимизации его последствий Статьей 20 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст. 21 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться пли распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности»). Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из материалов дела, свидетельств о государственной регистрации права следует, что бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» (ранее муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления») создано для осуществления присмотра и оздоровления за детьми. За ним закреплено здание, расположенное по адресу <адрес>. В ходе проведенной ... проверки ДД.ММ.ГГГГ требований пожарной безопасности здания по адресу <адрес> установлено, что имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности: двери отделяющие лестничную клетку от примыкающих помещений не оборудованы устройствами для самозакрывания; направление дверей не выполнено по направлению эвакуации из помещений групп, и из прачечной; не исключено покрытие пола в общих коридорах материалом с показателями горючести более Г2 В2, Д3, Т3; не исключено загромождение путей эвакуации (2 эвакуационный выход) горючими материалами; двери эвакуационных выходов непосредственного наружу не оборудованы запорами открывающимися изнутри без ключа. Срок устранения указанных недостатков указан в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... проверки требований пожарной безопасности здания по адресу <адрес> установлено невыполнение следующих нарушений: ширина эвакуационных выходов наружу составляет менее 1,2 метра; шкафы пожарных кранов выполнены в произвольной форме, не по ГОСТ Р51844-2009 и на путях эвакуации (в общих коридорах) допускается покрытие пола с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2. По результатам проверки ... было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором указано, что в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятий по надзору в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что указанные нарушения не устранены до настоящего времени, что подтверждено представленным суду актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. До настоящего времени финансирование Департаментом образования Администрации города Омска для устранения требований пожарной безопасности не произведено. Доказательств свидетельствующих о том, что имеются объективные данные о невозможности финансирования и, соответственно, устранению недостатков, суду не представлено. По настоящее время нарушения требований пожарной безопасности ответчиками в полном объеме не исполнены, на основании чего, требования о признании незаконным бездействия ответчиков по не устранению нарушений противопожарного законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителей ответчиков Администрации города Омска и департамента Администрации города Омска о том, что выполнение указанных в предписании мероприятий потребует значительных денежных расходов, несостоятельны, поскольку, в результате противоправных действий ответчиков, который не устраняет нарушения противопожарного законодательства, в случае возникновения пожара, иных аварий техногенного характера возможно причинение вреда как здоровью и жизни людей, так и имуществу неопределенного круга лиц. Ссылки представителей ответчиков Администрации города Омска и департамента Администрации города Омска на то, что производство по делу в отношении них следует прекратить суд не принимает в силу следующего. Статья 210 ГК РФ регламентирует, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Абзац 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ устанавливает, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Из устава бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» следует, что учредителем является департамент образования Администрации города Омска, а собственником имущества учреждения - муниципальный городской округ город Омск Омской области, права которого осуществляет департамент имущественных отношений Администрации города Омска. Исходя из изложенного, поскольку правоотношения по устранению требований пожарной безопасности возникли до ДД.ММ.ГГГГ, то на Администрацию города Омска и департамент образования Администрации города Омска следует возложить обязанность по устранению нарушений, требований пожарной безопасности, препятствующие созданию бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» безопасных условий обучения. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования удовлетворить. Признать бездействие Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска по устранению нарушений, требований пожарной безопасности, препятствующие созданию бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления» безопасных условий обучения. Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления», Администрацию города Омска и Департамент образования Администрации г. Омска принять меры по устранению нарушений указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №: выполнить ширину эвакуационных выходов наружу не менее 1,2 метра; выполнить шкафы пожарных кранов по ГОСТ Р 51844-2009; - выполнить на путях эвакуации (в общих коридорах) покрытие пола с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2. Устранить названные недостатки, указанные в предписании ... от ДД.ММ.ГГГГ №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд г. Омска в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Макарочкина О.Н. Решение вступило в законную силу 25.02.2012 года
Именем Российской Федерации