Дело № 2-77/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Омск 25 января 2012 года Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В., с участием помощника прокурора ЛАО г. Омска Поповой М.Н., при секретаре Пенкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования город Омск к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Арт - Мастер» об обязании устранить нарушения, допущенные при установке рекламной конструкции, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского административного округа города Омска (далее - прокурор ЛАО г. Омска) обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования город Омск к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Арт - Мастер» об обязании устранить нарушения, допущенные при установке рекламной конструкции. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ЛАО г. Омска проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы на территории округа. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Компания «Арт-Мастер», размещающей рекламные конструкции в непосредственной близости от автомобильных дорог округа, органами местного самоуправления муниципального образования город Омск не в полной мере исполняются требования федерального законодательства по организации дорожного движения в указанной части. В частности установлено, что Распоряжением первого заместителя директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Компания «Арт-Мастер» предоставлено право на размещение наружной отдельно стоящей рекламной конструкции № по <адрес>. Рекламная конструкция ООО «Арт - Мастер» № по <адрес> нарушение вышеуказанных требований, установлена на расстоянии менее 5 м. от бордюрного камня. Таким образом, бездействие ООО «Компания «Арт-Мастер» в части несоблюдения требований законодательства при размещений рекламной конструкции на указанном участке дорожной сети нарушает право неопределенного круга граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, что и обусловило обращение прокурора Ленинского административного округа г. Омска в суд с заявлением в защиту их прав. Кроме того, несоблюдение требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. № 124-ст, влечет нарушение интересов Российской Федерации, так как не соответствует единым требованиям, применяемым на территории государства. На основании изложенного просил обязать ответчика устранить нарушения, допущенные при установке рекламной конструкции №, расположенной по <адрес>, обеспечив соблюдение расстояний, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке. В судебном заседании помощник прокурора ЛАО г. Омска заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства, против чего не возражал истец. Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска представил отзыв, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие. Также указал, что в соответствии с протоколом № утвержденным ДД.ММ.ГГГГ заседания согласительной комиссии ДД.ММ.ГГГГ был согласован всеми членами комиссии паспорт рекламного места №. В связи, с чем считает заявленные требования не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Пунктом 10 статьи 23 ЗК РФ предусмотрено, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На основании п. 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -ФЗ № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статья 13 ФЗ № 257-ФЗ закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии со статьей 15 ФЗ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В силу Постановления Омского городского Совета от 22.07.2009 года № 828 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области», улица <адрес> включена в указанный перечень (Идентификационный номер 52-401-372 ОП МГ 018). В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ № 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (ст. 5 ФЗ №38-ФЗ). Статьей 19 ФЗ № 38-ФЗ предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Владельцем спорной рекламной конструкции является ООО «Арт - Мастер», что подтверждается паспортом рекламного места № (л.д. 7-9). Согласно ч. 4, 9 ст. 19 ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. В силу ч. 17 означенной статьи разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В соответствии с пп. 40 статьи 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, к вопросам местного значения муниципального образования город Омск, помимо прочего, относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Согласно п.п. 6 п. 24. Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омск, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п, в функции Департамента, помимо прочего, включены полномочия по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулировании таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска. Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6) ООО «Компании «Арт - Мастер» была разрешена установка рекламных конструкций на территории города Омска в соответствии с паспортом рекламного места № от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>. В соответствии с временным положением о размещении наружной рекламы в г. Омске, утвержденным постановлением главы городского самоуправления г. Омска от 31 мая 1996 г. N 398-п размещение наружной рекламы в г. Омске осуществляется на договорной основе при наличии разрешения главного дизайнера города. Основанием для размещения наружной рекламы является паспорт рекламного места для получения которого устанавливается следующий порядок: а) Рекламораспространитель подает заявку в комитет по управлению имуществом г. Омска; б) После регистрации заявки в комитете по управлению имуществом города она передается в отдел главного дизайнера для изготовления паспорта рекламного места; в) Отдел главного дизайнера изготавливает паспорт рекламного места, согласовывает его с надлежащими инстанциями и выдает его рекламораспространителю с разрешительной подписью главного дизайнера города; г) Паспорт согласовывают: 1. главный дизайнер г. Омска; 2. балансодержатель рекламного места; 3. ГАИ УВД (при размещении наружной рекламы в местах отвода автодорог и на транспортных средствах); 4. администрация района в лице районного архитектора. Из паспорта рекламного места № следует, что размещение рекламной конструкции по <адрес> было согласовано с начальником управления дизайна городской среды и рекламы, главным архитектором округа, УГИБДД и утверждено заместителем директора Департамента недвижимости Администрации города Омска ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан. В постановлении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" предусмотрено со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан. Таким образом, обязательные нормы в области безопасности дорожного движения, принятые до 01.07.2003 года и соответствующие указанным целям, сохраняют свою силу и подлежат применению до принятия технического регламента. ГОСТ Р 52044-2003 принят 22.04.2003 года, то есть до 01.07.2003 года. Соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом "О техническом регулировании", который должен заменить ГОСТ Р 52044-2003, до настоящего времени не принят, следовательно, исполнение требований указанного ГОСТа в рассматриваемом случае является обязательным, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть в целях охраны жизни и здоровья граждан. В момент согласования размещения спорной рекламной конструкции действовала следующая редакция п. 6.1. Раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. № 124-ст, в соответствии с которой средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м. - в населенных пунктах; ближе 25 м. от остановок маршрутных транспортных средств. Изменениями №2, утвержденными приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N 117-ст, абз. 12 п. 6.1. был изложен в следующей редакции "сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м* от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м* - в населенных пунктах". Под * понимается - расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы. Изменения вступили в силу с 1 сентября 2009 года. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), помощник прокурора ЛАО г. Омска совместно с госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску проведено выборочное обследование дорог на территории ЛАО г. Омска на предмет соблюдения требований ГОСТ Р 52044-2003 при размещении наружной рекламы на автомобильных дорогах округа, в результате которого было выявлено, что рекламная конструкция 3*6 м. №, расположенная на пересечении <адрес> принадлежит ООО «Компания «Арт - Мастер» и установлена на расстоянии 5 метров от бордюрного камня. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, судом установлено, что ответчиком в ... году было получено разрешение на размещение рекламной конструкции, согласно паспорту рекламного места. В момент установки рекламная конструкция соответствовала положениям законодательства. Однако в связи с вступлением изменений №2 в п. 6.1. ГОСТа Р 52044-2003 года в действие с 01 сентября 2009 года, изменились характеристики расстояния расположения рекламной конструкции от автомобильной дороги. Доказательств размещения рекламной конструкции на расстоянии менее 5 метров от края средства наружной рекламы до бордюрного камня, ответчиком суду не представлено. В этой связи, размещение спорной рекламной конструкции не соответствует требованиям подпункта 6.1. ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". При таких обстоятельствах, требования прокурора Ленинского административного округа города Омска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования город Омск, подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 234-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования город Омск к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Арт - Мастер» удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Арт - Мастер» устранить нарушения, допущенные при установке рекламной конструкции №, размером 3*6 м., согласно паспорту рекламного места № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по <адрес>, обеспечив соблюдение расстояний, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Арт - Мастер» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей. Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Омска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. На заочное решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение вступило в законную силу 15.03.2012