Решение от 14.02.2012 по делу №2-278/2012 по иску Дорошенко П.Г. к Министерству труда и социального развития по Омской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности



Дело № 2-278/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Кузнецовой О.П.,

при секретаре Куренковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске                                                                                                  14 февраля 2012 года

гражданское дело по иску Дорошенко П.Г. о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ

Дорошенко П.Г. обратился в суд с названным заявлением, в обоснование которого указал, что он является ..., ему выдано удостоверение ... серии от ДД.ММ.ГГГГ. Он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Администрации Богодуховского сельского поселения Павлогорадского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ . Администрацией Павлоградского муниципального района Омской области он включен в список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, вставших на учет после 1 марта 2005 года, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» и претендующих на получение единовременной денежной выплаты в 2011 году под номером один. Однако Министерство труда и социального развития Омской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ фактически отказало ему во включении в сводный список в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года №99-п на основании пп. 1 п. 9 Порядка и ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем он проходил военную службу в ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ... году переведен в .... Уволен в запас на основании приказа командира ... от ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ Минтруда Омской области во включении его в сводный список на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным. На основании изложенного просит признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Минтруда Омкой области включить его в сводный список ветеранов ВОВ в соответствии с Порядком в целях получения единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

В судебное заседание Дорошенко П.Г. не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Машкова А.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 12, полагала, что требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат. Подтвердила, что Министерство ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах», и представляет его в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

В обоснование своих возражений пояснила следующее. Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны» 1941-1945 годов» обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрена возможность обеспечения жильем граждан, указанных в пп.2 п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Статья 2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает 4 категории граждан, отнесенных законом к ветеранам, в том числе участники ВОВ. К участникам ВОВ относятся 9 категорий граждан, из которых для восьми категорий меры социальной поддержки установлены ст.15 ФЗ «О ветеранах», а в отношении одной - ст.17 ФЗ «О ветеранах». При этом ст.15 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что названная мера социальной поддержки предоставляется в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, а в силу ст.17 того же закона названная мера социальной поддержки предоставляется только в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения.

Истцу ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение ..., в соответствие с которым он имеет право на льготы, предусмотренные ст.17 ФЗ «О ветеранах». Впоследствии запись была дополнена ссылкой на ст.14 того же закона. Таким образом, согласно удостоверению истец имеет право на льготы, установленные как ст.17, так и ст.14 ФЗ «О ветеранах», в том числе и на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Однако считает, что Инструкция, утвержденная постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 №69, противоречит положениям ст.15 и ст.17 ФЗ «О ветеранах», поскольку не содержит изъятий, предусмотренных п. «з» пп.1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах». Полагает, что в рассматриваемом споре не подлежит применению ч.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах», поскольку она не отсылает к иным нормам этого закона, а ст.17 ФЗ «О ветеранах» аналогичных положений не содержит.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16.07.2009 №965-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бачурина Ивана Захаровича, Иваночкина Ивана Яковлевича и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «О ветеранах», законодатель выделил несколько категорий граждан, имеющих статус участника ВОВ, для которых установил разные по объему и меры социальной поддержки, что основано на объективных критериях.

Поскольку истцом не представлены доказательства выселения его из служебного жилого помещения, то он в соответствие со ст.17 ФЗ «О ветеранах» не имеет права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, указала на нарушения, допущенные при постановке истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ, Дорошенко П.Г. является ..., имеет права и льготы, установленные ст.17. ст.14 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ. (л.д. 4).

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46) Дорошенко П.Г., ... года рождения, призван ДД.ММ.ГГГГ ..., ДД.ММ.ГГГГ награжден медалью «...», уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ, приказ .

Из справки следует, что Дорошенко П.Г. является инвалидом ... группы, причина инвалидности - общее заболевание (л.д.33).

Постановлением Администрации Богодуховского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) жилой дом по <адрес>, в котором проживает Дорошенко П.Г. признан непригодным для проживания.

Постановлением Администрации Богодуховского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) Дорошенко П.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветеран ВОВ, включен в список очередников по категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список граждан получателей социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации Постановления Правительства омской области от 26.07.2006 года №99-п.

Министерством труда и социального развития Омской области ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Павлоградского муниципального района Омской области направлен ответ, которым отказано во включении Дорошенко П.Г. в сводный список ветеранов ВОВ, претендующих на получение единовременной денежной выплаты со ссылкой на «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в связи с нарушением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, и п. 4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» в соответствии с которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Отказ Минтруда Омской области во включении Дорошенко П.Г. в сводный список ветеранов ВОВ, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, суд признает неправомерным исходя из следующего.

Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").

Согласно ст. 15 ч.2 Федерального закона, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004 г.).

По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поскольку истец имеет единый статус участника Великой Отечественной войны и является инвалидом, на него распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Пункт 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О.

В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, к числу которых относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, осуществляемое в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона.

Следовательно, имеются основания для признания за истцом права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета как участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, которому предоставляются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, в соответствии с положением, указанным в Федеральном законе «О ветеранах» и Определении Конституционного суда РФ от 04.04.2006 N 89-0, а также для признания незаконным отказа Минтруда Омской области в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Ссылка ответчика на статью 17 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ так же не может быть признана состоятельной, поскольку статья 17 ФЗ является специальной нормой, предусматривающей обязанность предоставить такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае их выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Требования истца основаны на иной норме ФЗ "О ветеранах", предписывающей обязанность обеспечения жильем лиц, нуждающихся в жилом помещении, имеющих статус ветерана - участника ВОВ, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания (подпункт 4 пункта 1 ст. 14 ФЗ).

Пунктом 2 ст.15 ФЗ «О ветеранах» установлено правило о предоставлении участникам ВОВ, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны. При этом из буквального содержания названного пункта следует, что в качестве субъектов, на которые распространяется указанное правило, названы участники ВОВ без разделения на категории, установленные в пп.1 сп.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах». Следовательно, такое правило распространяется и в отношении участников ВОВ из числа военнослужащих, названных в пп. «з» п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах».

Ссылка ответчика нап. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции суд признает не состоятельной, по следующим основаниям.

Как указано в ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19 и 21 этого Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 16, 21 того же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15, 17-19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года №99-п утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее по тексту - Порядок), который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. При этом право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют и проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

Для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области документы, прямо указанные в п.7 Порядка.

В соответствие с п.8 Порядка органы местного самоуправления Омской области рассматривают эти документы и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.

Основания для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, предусмотрены п.9, в соответствие с которым таковыми являются:

1) представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;

2) представление заявителем неполного перечня документов, указанных вп.7 Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений.

Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

Министерство труда и социального развития Омской области в силу п.10 Порядка ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по муниципальным образованиям Омской области (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Минстрой Омской области.

Как усматривается из Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия по жилищным вопросам, назначенная главой Богодуховского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , обследовала помещение в <адрес>, находящееся в совместной собственности Дорошенко П.Г. и К. В результате чего установлено, что в жилом помещении площадью 71,1 кв.м., ... года постройки, материал стен - саман, видны явные разрушения стен, фундамента кровли. Комиссия считает, что жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности, непригодности для постоянного проживания в нем. (л.д. 7)

Обстоятельства, изложенные в акте и свидетельствующие о разрушении жилого помещения, в котором проживает истец, ответчиком не опровергнуты. Доказательства недостоверности сведений, изложенных в акте, суду не представлены.

По правилам ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон.

Поскольку эти сведения могут быть получены из письменных доказательств, то суд расценивает представленный акт как допустимое доказательство проживания истца в жилом помещении, которое не отвечает установленным требованиям.

На основании Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации Богодуховского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признано непригодным для проживания.

Постановлением Администрации Богодуховского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) Дорошенко П.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветеран ВОВ, включен в список очередников по категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список граждан получателей социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

Статья 14 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ к компетенции ответчика отнесена лишь проверка полноты и достоверности представляемых сведений, то суд полагает, что у Министерства труда и социального развития Омской области отсутствовали основания для отказа во включении истца в списки граждан, претендующих на получение выплат, предусмотрены п.9 названного постановления.

Вопросы обоснованности постановки истца на учет в качестве нуждающегося, равно как и контрольный функции, в части соблюдения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего учет таких нуждающихся, к компетенции ответчика не отнесены.

Таким образом, действия Министерства труда и социального развития Омской области, в компетенцию которого входит формирование сводных списков из списков, представленных органами местного самоуправления Омской области, по отказу во включении Дорошенко П.Г. в сводный список противоречат положениям Постановления Правительства Омской области от 26 июля 2006 года №99-п.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дорошенко П.Г. удовлетворить.

Признать за Дорошенко П.Г. право на получение меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем как участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить Дорошенко П.Г. в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 11.04.2012а