Дело № 2-1257/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рубе Т.А., при секретаре Благовой Е.В., с участием помощника прокурора ЦАО г. Омска Черба А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Древо» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест, у с т а н о в и л: Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Древо» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест. Свои требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЦАО г. Омска проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Древо». В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Частью 2 статьи 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. В соответствии со статьёй 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией закреплен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест ООО «Древо» не проведена, в результате чего нарушаются конституционные права работников на труд, отвечающий условиям безопасность, создаётся угроза жизни и здоровью работников при выполнении ими трудовых функций, так как рабочие места по условиям труда не аттестованы, оценка условий труда, травмобезопасности в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов не проведена, условия труда не приведены в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Численность рабочих в ООО «Древо» составляет <данные изъяты> человека, количество рабочих мест - <данные изъяты> Прокурор ЦАО г. Омска просил обязать ООО «Древо» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В судебном заседании помощник прокурора ЦАО г. Омска Черба А.А. заявленные исковые требования поддержал полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест в ООО «Древо» не проведена, в результате чего нарушаются конституционные права работников на труд, отвечающий условиям безопасность, создаётся угроза жизни и здоровью работников при выполнении ими трудовых функций, так как рабочие места по условиям труда не аттестованы, оценка условий труда, травмобезопасности в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов не проведена, условия труда не приведены в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Просит иск удовлетворить в полном объёме. Представитель ответчика ООО «Древо» Рассев В.М., являющийся директором на основании решения №, исковые требования признал. Суду пояснил, что ранее до проведения проверки прокуратурой аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась из-за финансовых затруднений. В настоящее время заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, которая должна быть проведена в течении двух месяцев. Представитель УМТСР по городу Омску, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 11). В своём отзыве указал, что управление обеспечивает на территории города Омска проведение политики в области труда и социальной зашиты населения, аттестацию рабочих мест не проводит, а лишь осуществляет сбор информации по указанным мероприятиям, которую передает в Государственную трудовую инспекцию труда в Омской области. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Частью 2 статьи 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Статьёй 209 ТК РФ установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со статьёй 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". В соответствии с п.п. 1-6 Порядка порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В случае принятия решения о не проведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8). приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением № 1 к Порядку; карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению № 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок; сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 6 к Порядку; сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением № 7 к Порядку; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением № 8 к Порядку; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением № 9 к Порядку; сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением № 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); протоколы заседаний аттестационной комиссии; заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю). Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом, отсутствие аттестации рабочих мест по профессиям нарушает не только интересы лиц, работающих в настоящее время в организации, но также и интересы вновь принимаемых на работу лиц, что является недопустимым. В частности нарушаются права указанной категории лиц на получение информации о наличии вредных и (или) опасных производственных факторов, о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, не предусмотренные законом льготы и компенсации, в связи с чем прокурор, в силу вышеуказанных требований закона, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ходе проведенной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЦАО г. Омска было установлено нарушение трудового законодательства в деятельности ООО «Древо», а именно ООО «Древо» не провело аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Представить ответчика ООО «Древо» доказательств обратного суду не представил, при этом полностью признал заявленные исковые требования и подтвердил, что до настоящего времени аттестация рабочих мест на предприятии не проведена. Таким образом, ООО «Древо», являясь работодателем, не выполнило обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что повлекло нарушение прав работников. Учитывая изложенное, суд находит исковые требования о возложении обязанности по аттестации рабочих мест обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере, установленном ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Иск прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Древо» о возложении обязанности по аттестации рабочих мест удовлетворить. Обязать ООО «Древо» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Взыскать с ООО «Древо» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Омска. решение вступило в законную силу 22.05.2012г. решение вступило в законную силу 22.05.2012г..