Дело № 2-649/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.П., при секретаре Куренковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 марта 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Пикулина И.И. к Министерству труда и социального развития Омской области, открытому акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие №2» о признании действий незаконными, УСТАНОВИЛ: Пикулин И.И. обратился в суд с заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области, открытому акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие №2», Прокуратуре Кировского Административного округа города Омска о признании действий незаконными. В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в маршрутном автобусе городского общественного транспорта, <данные изъяты> Родина Т.П. в условиях близкого расположения пассажиров незаконно потребовала от него предъявить ей его персональные данные на оборотной стороне электронной транспортной карты (ЭТК). При этом она не приняла никаких мер по защите указанных данных от случайного доступа к ним посторонних лиц, находившихся в непосредственной близости. Тем самым, Родина Т.П. и Министерство труда и социального развития Омской области, как <данные изъяты>, передавший на обработку персональные данные другому лицу, нарушили требование закона. Ссылаясь на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 17 152-ФЗ, истец отказался предоставлять свои персональные данные, нанесенные на оборотную сторону ЭТК, так при этом не исключалась возможность доступа к ним посторонних лиц. После этого Родина Т.П. потребовала от истца покинуть салон автобуса, а затем незаконно, совместно с <данные изъяты> прекратили его движение по маршруту, словесно подстрекая пассажиров на совершение противоправных действий в отношении него. Таким образом, <данные изъяты> ОАО «ПАТП-2» были нарушены требования п.п. 3.1.1, 3.2, 3.3.1, 3.3.5 Положения «О пользовании муниципальным пассажирским транспортом в городе Омске», утвержденного Решением Омского Городского Совета от 06 апреля 2005 года № 249. В момент совершения в отношении истца указанными <данные изъяты> ОАО «ПАТП-2» противоправных действий, связанных с нарушением его законных прав и интересов, сопровождавшихся угрозой противоправных действий (в том числе физических) со стороны подстрекаемых пассажиров, испытывал сильные душевные волнения. Истцом в прокуратуру Кировского АО г. Омска ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление о наличии события административного правонарушения, однако какой-либо информации о результатах рассмотрения заявления не получил. Таким образом, работниками прокуратуры нарушены требования ст.ст. 28.1, 28.5, 28.7 КоАП РФ, п. 2 ст. 1, ст. 10 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре». Со ссылкой на ст.ст. 31, 131,196, 256 ГПК РФ, ч. 5 ст. 6, ст. 17 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» просит признать действия Министерства труда и социального развития Омской области по использованию персональных данных, нанесенных на оборотную сторону ЭТК, несоответствующими требованиям ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; признать действия <данные изъяты> ОАО «ПАТП-2» Родины Т.П. не соответствующими п.п. 3.1.1, 3.2, 3.3.1, 3.3.5 Положения «О пользовании муниципальным пассажирским транспортом в городе Омске», утвержденного Решением Омского Городского Совета от 06.04.2005 № 249; признать действия (бездействие) работников прокуратуры Кировского АО города Омска по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о наличии события административного правонарушения, не соответствующими требованиям п. 2 ст. 1, ст. 10 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре», ст.ст. 1.2, 28.1, 28.5, 28.7 КоАП РФ; взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в его пользу размер государственной пошлины в сумме 200 рублей, взыскать солидарно с Министерства труда и социального развития Омской области и Открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие - 2» 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда. В дальнейшем Пикулин И.И. заявил ходатайство о привлечении прокуратуры Кировского АО города Омска в качестве третьего лица, поскольку заявленные требования о признании незаконным бездействия сотрудников прокуратуры не поддержал. (л.д.26) Истец в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ изложил исковые требования следующим образом: признать действия Министерства труда и социального развития Омской области по использованию персональных данных, нанесенных на оборотную сторону ЭТК, не соответствующими требованиям ч.ч. 1, 3, 5 ст. 6, пи. 2 п. 1 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; признать действия ОАО «ПАТП-2» в лице <данные изъяты> Родины Т.П. не соответствующими ч.ч. 2, 3 ст. 426, ст. 450, ч. 1 ст. 789 ГК РФ, п.п. 3.1.1, 3.2, 3.3.1, 3.3.5 Положения «О пользовании муниципальным пассажирским транспортом в городе Омске», утвержденного Решением Омского Городского Совета от 06.04.2005 № 249 и требованиям ч.ч. 1, 3, 5 ст. 6, пи. 2 п. 1 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Остальные требования оставил без изменения. В судебном заседании Пикулин И.И. настаивал на заявленных исковых требованиях. В обоснование заявленного ссылался на письменные пояснения (л.д.28-30).Суду пояснил, что считает незаконными действия ответчика Министерства труда и социального развития Омской области (далее Министерство), которое нарушило порядок передачи персональных данных транспортному предприятию, нанесло персональные данные на ЭТК обычным текстом без соответствующих мер защиты, возложило на транспортное предприятие обязанность сравнивать персональные данные с персональными данными, указанными на ЭТК без получения соответствующего согласия субъекта персональных данных, без заключения договора, без определения перечня действий (операций) с ПД, которые будут совершаться, их цели обработки, без установки обязанности соблюдения конфиденциальности, без указания требований к защите ПД в соответствии со ст. 19 ФЗ «О персональных данных». Незаконные действия ответчика ОАО «ПАТП №2» выразились в требовании, адресованном пассажиру, предъявить персональные данные без принятия мер по их защите от случайного доступа; требовании производить оплату проезда после предъявления документа о наличии льготы; требовании расторгнуть публичный договор перевозки транспортом общего пользования, призыву других лиц к совершению противоправных действий. Указанные незаконные действия нарушают его конституционные права на тайну личной жизни и достоинство личности, противоречат Конституции РФ, нормам ФЗ «О персональных данных», Гражданского Кодекса РФ и Положению о пользовании муниципальным транспортом в городе Омске. Ответчики Министерство труда и социального развития Омской области, ОАО «ПАТП №2» надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков. Представителя ответчика Министерства труда и социального развития Омской области представил суду возражения на иск, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. (л.д.8-12) Из возражений следует, что ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации права на предоставление мер социальной поддержки по проезду Пикулин И.И. было представлено в отдел Кировского АО Управления заявление о выдаче ЭТК, в котором выразил согласие на обработку содержащихся в нем персональных данных. ДД.ММ.ГГГГ Пикулина И.И. выдана ЭТК №. При этом элементы указанной ЭТК соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области». Передача персональных данных граждан-пользователей ЭТК организациям, не находящимся в ведении Министерства, не производится. Транспортным предприятиям и процессинговому центру - партнерам Министерства, участвующим в работе системы "Транспортная карта", переданы исключительно уникальные номера ЭТК. Министерство осуществляет обработку персональных данных Пикулина И.И. с его согласия на обработку его персональных данных, содержащегося в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, в целях получения Пикулин И.И. государственных и муниципальных услуг (выдача ЭТК, последующая реализация права на меры социальной поддержки по проезду). Министерство осуществляет обработку персональных данных Пикулина И.И. в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушая его права и своды, не создавая препятствия к их осуществлению. На основании этого требования Пикулина И.И. о признании действий Министерства по использованию персональных данных, нанесенных на оборотную сторону ЭТК, не соответствующими требованиям части 1 статьи 19 ФЗ "О персональных данных», являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Также необоснованными и неподлежащими удовлетворению являются требования Пикулина И.И. о взыскании с Министерства компенсации морального вреда и взыскании расходов по уплате государственной пошлины. Представитель ОАО «ПАТП-2» представил в суд возражения на иск (л.д.22-25), из которых следует, что сама по себе ЭТК не предоставляет права бесплатного проезда в пассажирском транспорте, такое право возникает только у ее держателя, при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу, самой ЭТК, с обязательным считыванием информации с ЭТК при помощи технических средств, находящихся у <данные изъяты> транспортного средства, а так же при условии отсутствия превышения <данные изъяты> поездок в текущем календарном месяце. Для выполнения указанных условий, в целях обеспечения идентификации держателя ЭТК <данные изъяты> транспортного средства выполняет ряд действий: считывает информацию с ЭТК, содержащую персональные данные ее держателя; соотносит эти данные на предмет совпадения с документом, подтверждающим право на льготу; считывает информацию с карты с помощью транспортного терминала; удостоверяется в отсутствии превышения держателем карты 30 поездок в текущем календарном месяце. После этого пассажиру на руки выдается билет. Учитывая согласие истца на обработку его персональных данных в целях получения государственных и муниципальных услуг, содержащееся в заявлении истца о выдаче ЭТК, принимая во внимания положения нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, действия кондуктора ОАО «ПАТП № 2» в полной мере на них основываются и им соответствуют, и не нарушают прав и законных интересов истца. Кроме того, в материалы дела истцом не представлено доказательств совершения <данные изъяты> в отношении истца виновных противоправных действий. Третьи лица Прокуратура Кировского АО г.Омска и Родина Т.П., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, о причине неявки не известили, заявлений либо ходатайств не представили. Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, в том числе членам многодетных семей, установлен постановлением Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года № 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области". В соответствии с пунктом 2 Порядка, право на меры социальной поддержки по проезду, в том числе в виде права бесплатного проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории Омской области), реализуется на основании документа, подтверждающего принадлежность гражданина к определенной категории граждан, которой в соответствии с областным законодательством составляется мера социальной поддержки, и путем использования электронной транспортной карты. При этом на лицевой стороне ЭТК располагается надпись "Омская область". Hа оборотную сторону ЭТК наносятся серия и учетный номер ЭТК в регистре ЭТК, который ведется в порядке, определяемом Министерством; дата выпуска ЭТК; фамилия, имя, отчество, дата рождения держателя ЭТК; телефоны Министерства; полоса в виде штрихового кода в символике Code 128, содержащая серию и учетный номер ЭТК в регистре. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации права на предоставление мер социальной поддержки по проезду истец Пикулин И.И. представил в отдел Кировского АО Управления заявление о выдаче электронной транспортной карты. ДД.ММ.ГГГГ Пикулина И.И. выдана ЭТК №. Сторонами не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что ДД.ММ.ГГГГ Пикулин И.И. для проезда в нужном ему направлении использовал маршрутный автобус. <данные изъяты> ОАО «ПАТП-2» Родина Т.П., являясь <данные изъяты> автобуса, потребовала от Пикулина И.И. предъявить ей карту, подтверждающую право льготного проезда. По мнению истца, <данные изъяты> не приняла никаких мер по защите указанных на ЭТК его персональных данных от случайного доступа к ним посторонних лиц, находившихся в непосредственной близости, тем самым, нарушив требования ФЗ «О персональных данных». Рассматривая обоснованность заявленного требования, суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Статьей 6 Закона "О персональных данных" установлены условия обработки персональных данных. В частности, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги. Согласно статье 19 Закона "О персональных данных" оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В соответствии с Законом "О персональных данных" Министерство осуществляет комплекс необходимых мероприятий по защите персональных данных в автоматизированной информационной системе "Единый социальный регистр населения", в которой хранятся персональные данные граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и социальной помощи, в том числе, право по проезду отдельных категорий граждан в Омской области. Передача персональных данных граждан-пользователей ЭТК организациям, находящимся в ведении Министерства, не производится. Транспортным предприятиям и процессинговому центру - партнерам Министерства, участвующим в работе системы "Транспортная карта", передаются исключительно уникальные номера ЭТК. Доказательства обратного истцом не представлены. Обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о выдаче ЭТК, Пикулин И.И. оформил заявление, из содержания которого следует, что Пикулин И.И. выражает согласие на обработку содержащихся в нем персональных данных. Это обстоятельство истцом не оспаривается. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Министерство осуществляет обработку персональных данных Пикулина И.И. с его согласия как субъекта персональных на обработку его персональных данных, в целях получения Пикулин И.И. государственных и муниципальных услуг (выдача ЭТК, последующая реализация права на меры социальной поддержки по проезду). Выданная Пикулина И.И. ЭТК полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ней в соответствие с постановлением Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года № 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области". В ходе судебного разбирательства не установлены как нарушения в ходе обработки персональных данных Пикулина И.И. со стороны Министерства, так и нарушение ответчиком требований законодательства, прав и охраняемых законом интересов истца. Порядок пользования пассажирским транспортом на территории г. Омска установлен Положением «О пользовании муниципальным пассажирским транспортом в городе Омске» (утв. Решением Омского городского совета от 06.04.2005 № 249). В соответствии с п. 1.5. Положения, войдя в салон муниципального пассажирского транспорта, граждане, осуществляющие его использование, не ожидая следующей остановки, осуществляют предъявление проездного билета длительного пользования или документа на право получения льгот в муниципальном пассажирском транспорте (в развернутом виде), или производят оплату проезда. В силу п. 17, 18 Порядка предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающим на территории Омской области (утв. Постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 № 224-п), для предоставления меры социальной поддержки гражданин предъявляет документ, подтверждающий право на меру социальной поддержки, и электронную транспортную карту. Возможность бесплатного проезда или оплаты 50 процентов стоимости проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования в пределах территории Омской области держателя электронной транспортной карты, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Порядка, лица, его сопровождающего, определяется на основании информации, считанной с электронной транспортной карты при помощи технических средств (транспортных терминалов), и документа, подтверждающего право на меру социальной поддержки. Кроме того, п. 4 Постановления Правительства Омской области от 25.11.2009 № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» предусмотрено, что установленная мера социальной поддержки по проезду предоставляется в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, предусмотренной в приложении № 1 к настоящему постановлению, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категорий граждан, предусмотренных пп. 7, 8, 22 п. 1 Постановления. Так же, в соответствии с п. 3.3.5. Положения, кондуктор муниципального пассажирского транспорта обязан с применением электронной системы учета осуществлять фиксацию количества бесплатных поездок граждан, наделенных правом бесплатного проезда в соответствии с законодательством Омской области и муниципальными правовыми актами города Омска. С учетом приведенных норм суд соглашается с доводами ответчика ОАО «ПАТП №2», что сама по себе электронная транспортная карта не предоставляет права бесплатного проезда в пассажирском транспорте, такое право возникает только у ее держателя, при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу, самой транспортной карты, с обязательным считыванием информации с электронной транспортной карты при помощи технических средств, находящихся у <данные изъяты> транспортного средства, а так же при условии отсутствия превышения 30 поездок в текущем календарном месяце. Для выполнения указанных условий, в целях обеспечения идентификации держателя транспортной карты кондуктор транспортного средства обязан совершить ряд действий, прямо предусмотренных нормативными актами, а именно: считать информацию с транспортной карты (в том числе визуально), содержащую персональные данные ее держателя; соотнести эти данные на предмет совпадения с документом, подтверждающим право на льготу; считать информацию с карты с помощью транспортного терминала; удостовериться в отсутствии превышения держателем карты 30 поездок в текущем календарном месяце. После этого <данные изъяты> выдает на руки билет пассажиру, имеющему право на предоставление мер социальной поддержки по проезду. При таких обстоятельствах, учитывая согласие истца на обработку (в т.ч. использование) его персональных данных в целях получения государственных и муниципальных услуг, содержащееся в заявлении истца о выдаче электронной транспортной карты, принимая во внимания положения нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, действия <данные изъяты> ОАО «ПАТП № 2» в полной мере на них основываются и им соответствуют, и не нарушают прав и законных интересов истца. Положения «Порядка предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области» (утв. Постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 № 224-п), а так же Положения «О пользовании муниципальным пассажирским транспортом в городе Омске» (утв. Решением Омского городского совета от 06.04.2005 № 249) истцом в установленном порядке не оспорены, недействующими не признаны. Рассмотрение вопроса о соответствии данных норм положениям Конституции РФ не является предметом рассмотрения в рамках настоящего гражданского дела. В связи с этим, заявления истца о незаконности действий <данные изъяты>, которая предложила истцу предъявить транспортную карту или оплатить стоимость проезда, являются необоснованными. Довод Пикулина И.И. о том, что он был лишен возможности предъявить <данные изъяты> электронную транспортную карту и документ, подтверждающий право на получение мер социальной поддержки способом, исключающим несанкционированный доступ посторонних лиц к его данным, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Доказательств того, что <данные изъяты> «подстрекали» пассажиров транспортного средства к совершению в отношении Пикулина И.И. противоправных действий, суду не представлено. Следует отметить и тот факт, что истец в судебном заседании не оспаривал тот факт, что воспользовался услугами общественного транспорта, доехал на маршрутном автобусе до необходимой ему остановки общественного транспорта. Частью 2 статьи 24 Закона "О персональных данных" предусмотрено, что моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленным настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с ФЗ, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Нарушений прав Пикулина И.И., правил обработки персональных данных, установленных Законом "О персональных данных", а также требования к защите персональных данных, установленные законом, причинение вреда нематериальным благам истца в судебном заседании не установлено, соответственно требование Пикулина И.И. о взыскании компенсации морального вреда, равно как и расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд, не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления Пикулина И.И. о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития Омской области, открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №2» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. решение вступило в законную силу 16.05.2012г.а