Дело № 2-1374/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего Брижатюк И.А., с участием прокурора Урадовской С.А. при секретаре Зобниной Т.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 14 мая 2012 года дело по иску прокурора Советского административного округа г.Омска в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г.Омска «Детский сад № 124», Департаменту образования администрации г.Омска, Департаменту имущественных отношений администрации г.Омска об обязании обеспечить средствами индивидуальной защиты, У С Т А Н О В И Л: Прокурор САО г. Омска обратился в суд с требованием обязать департамент образования Администрации г. Омска, бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 124» обеспечить БДОУ «Детский сад № 124 средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 54 единицы. В обоснование требований указал, что прокуратурой САО г. Омска совместно со специалистом отдела надзорной деятельности САО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности БДОУ города Омска «Детский сад № 124», в ходе которой было установлено, что в детском саду имеется 11 противогазов 1974 года выпуска. Срок годности противогазов составляет 25 лет. Лабораторные исследования имеющихся противогазов не проводились, следовательно, данные средства индивидуальной защиты подлежат списанию ввиду утраты эксплуатационных свойств. Численность постоянного состава персонала учреждения составляет 51 человек, следовательно, потребность учреждения в противогазах составляет 54 единицы. Ненадлежащее выполнение ответчиками обязанностей по выполнению требований в области гражданской обороны может повлечь человеческие жертвы в случае наступления военного времени ввиду отсутствия возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами). Отсутствие возможности использовать средства индивидуальной защиты у персонала детского сада ставит под угрозу жизнь и здоровье малолетних детей, поскольку персонала учреждения принимает первоначальные меры к спасению обучающихся. В судебном заседании помощник прокурора Советского АО г.Омска Урадовская С.А. уточнила исковые требования и пояснила, что Департамент имущественных отношений администрации г.Омска исключают из числа ответчиков. Заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в заявлении. Представитель Бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Омска «Детский сад № 124» Круцко Н.Г., исполняющая обязанности заведующего, предъявленные требования признала, пояснила, что для исполнения требований прокурора недостаточно средств. Десткий сад не в состоянии самостоятельно приобрести противогазы. Детям сделаны ватно-марлевые повязки. Ранее никто не проверял наличие и состояние противогазов. Детский сад работает в две смены, и в случае возникновения ЧС на месте будет максимум 30 человек. Представитель администрации г.Омска Яковлев К.А., действующий на основании доверенности от 15.07.2011 г., предъявленные требования не признал и пояснил, что Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты не согласуется со ст. 120 ГК РФ, с ФЗ «О гражданской обороне», нет указания на то, что орган местного самоуправления принимает меры по обеспечению организаций средствами индивидуальной защиты. Пункт 23 Положения говорит о том, что органы местного самоуправления производят закупку средств защиты. Детский сад является подразделением Департамента образования и осуществляет выделение средств в виде субсидий. В Детском саду работа осуществляется по сменам и 54 противогаза будут излишними. Представители Департамента образования администрации г.Омска, Департамента имущественных отношений администрации г.Омска в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит следующее. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ч. 1 ст. 9 указанного ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Приказом МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285 утверждены Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля. Приложением № 10 к пункту 2.9.12 Правил установлены рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля - предельным сроком являются 25 лет. Согласно п.2.10.9 основанием для продления срока хранения средств радиационной и химической защиты или его списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний средств радиационной и химической защиты должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение поверочного органа. Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Пункт 4 Положения предусматривает, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Согласно п. 8 Положения накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения для работников организаций (кроме радиационно-опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Советского АО г. Омска совместно со специалистом отдела надзорной деятельности САО г. Омска была проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности БДОУ города Омска «Детский сад № 124», по результатам которой составлен акт проверки от 29 марта 2012 года. Из указанного акта следует, что в БДОУ «Детский сад № 124» имеется 11 противогазов 1974 года выпуска. Выявлены нарушения обязательных требований: не осуществляется своевременное накопление, освежение средств индивидуальной защиты; допускается хранение средств индивидуальной защиты с истекшим сроком годности; отсутствуют резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Из объяснения заведующей детским садом Круцко Н.К., данных по результатам проверки, следует, что на период с 2012 г. по 2016 г. разработан и утвержден план накопления средств индивидуальной защиты для постоянного состава сотрудников, который составляет 51 человек. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст.51). В силу ст.210 ГК РФ учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Согласно ст.31 Закона РФ «Об образовании», ст.15, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления дополнительного образования детям возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом. Судом установлено, не отрицается ответчиками, что дошкольное образовательное учреждение не обеспечено средствами индивидуальной защиты, а имеющиеся средства индивидуальной защиты подлежат списанию ввиду утраты эксплуатационных свойств. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств. Согласно Уставу БДОУ города Омска «Детский сад № 124» Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации г. Омска (п.1.3). Пунктом 4.15 Устава предусмотрено, что источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются не только субсидии из бюджета города Омска, но и иные источники. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета города Омска. Таким образом, обязанность по обеспечению БДОУ города Омска «Детский сад № 124» возложена не только на образовательное учреждение, но и на Департамент образования администрации г. Омска. БДОУ города Омска «Детский сад № 124» осуществляет образовательную деятельность, отсутствие возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты в случае возникновения чрезвычайной ситуации ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, а также персонала учреждения. Поскольку судом установлено, что БДОУ города Омска «Детский сад № 124» не обеспечено средствами индивидуальной защиты, следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Департамент образования администрации г.Омска, Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Детский сад № 124» обеспечить Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Детский сад № 124» средствами индивидуальной защиты - противогазами в количестве 54 единиц. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г.Омска. Решение вступило в законную силу 21 июня 2012 г.