Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сахновой О.В., с участием помощника прокурора ЦАО <адрес> ФИО1, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская детская клиническая больница № имени ФИО3» о признании бездействия незаконным и обязании выполнить требования закона, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального административного округа <адрес> (далее - прокурор ЦАО <адрес>) обратился в суд иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская детская клиническая больница № имени ФИО3» о признании бездействия незаконным и обязании выполнить требования закона. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ЦАО <адрес> по материалам Главного управления государственной службы занятости населения <адрес> проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая больница № имени ФИО3 » (далее - МУЗ «ГДКБ №»). В ходе проведения проверки выявлены нарушения в части несоблюдения квоты для трудоустройства инвалидов. По результатам проверки ответчику вручено предписание № об устранении нарушений закона о занятости населения на территории <адрес> со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «ГДКБ №» предписание об устранении нарушений закона о занятости населения на территории <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено, информация об исполнении предписания в Главное управление Государственной службы занятости населения <адрес> не направлялась. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «ГДКБ №» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не создано, специальное рабочее место в установленном порядке не аттестовано. Бездействием ответчика нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством Российской Федерации. На основании изложенного просит признать бездействие МУЗ «Городская детская клиническая больница № имени ФИО3» по не созданию (выделению) минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты противоречащим статье 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье <адрес> «О квотировании рабочих мест в <адрес>», постановлению В судебном заседании помощник прокурора ЦАО <адрес> заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель МУЗ «ГДКБ №» ФИО4, действующий на основании доверенности в деле, с исковыми требованиями не согласился. Просил отказать в удовлетворении иска. Пояснил, что данные требования не могут быть исполнены, поскольку не имеется разъяснений о порядке создания специальных аттестованных мест. Представитель Главного управления государственной службы занятости населения <адрес> - ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ответчику неоднократно разъяснялся порядок создания и требования к созданным специальным, аттестованным рабочим местам для инвалидов. Заслушав стороны, исследовав материалы, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что в число обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит также и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации". Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №). Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статьей 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения, в том числе мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в виде установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (ст. 21 ФЗ №181-ФЗ). Под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 ФЗ №181-ФЗ). Во исполнение вышеуказанных положений, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О квотировании рабочих мест в <адрес>" предусмотрено следующее. Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством. Организация обязана ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию: необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе: о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов; о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности); об условиях и режиме труда; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Квотирование рабочих мест осуществляется организацией за счет собственных средств. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории <адрес>, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается <адрес> по представлению уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> в сфере труда и социальной защиты населения <адрес> на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 16-п "О мерах по реализации <адрес> "О квотировании рабочих мест в <адрес>" установлена квота в размере двух процентов к среднесписочной численности работников и минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и образования, осуществляющих свою деятельность на территории <адрес>, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек. Судом установлено, что на основании распоряжения Главного управления государственной службы занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк (л.д. 8-9), главным специалистом правового отдела Главного управления государственной службы занятости населения <адрес> была проведена проверка в отношении и МУЗ «ГДКБ №» с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: неисполнение обязанности по созданию (выделению) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии с пунктом 1 статьи Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О квотировании рабочих мест в <адрес>», подпунктом 2 пункта 1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О мерах по реализации <адрес> «О квотировании рабочих мест в <адрес>» (л.д. 6). В результате чего ответчику было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), в соответствии с которым ответчику предложено устранить выявленные нарушения законодательства о занятости населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику рекомендовано обеспечить создание (выделение), минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О квотировании рабочих мест в <адрес>", подпунктом 2 пункта 1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О мерах по реализации <адрес> "О квотировании рабочих мест в <адрес>". В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В качестве доказательства соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов в МУЗ «ГДКБ №» ответчиком представлена информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), в соответствии с которой среднесписочная численность работающих составляет 346 человек, из которых 11 инвалидов работают. Размер установленной квоты для приема на работы является 6 единиц, в том числе 1 единица предусмотрена для специального рабочего места. Количество занятых рабочих мест в счет установленной квоты составляет 11 единиц. Количество вакантных рабочих мест, на которые установлена квота для приема на работу отсутствует. Процент выполнения квоты для трудоустройства инвалидов составляет 183%. Из данной информации следует, что количество занятых специальных рабочих мест в счет установленной квоты отсутствует. Доводы ответчика о том, что им был заключен договор № на выполнение работ по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Атон - спецодежда», суд считает несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения дела суду не представлено доказательств выполнения работ по данному договору. В настоящее время предписание Главного управления государственной службы занятости населения <адрес> не выполнено. Доказательств создания минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, ответчиком суду не представлено. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О квотировании рабочих мест в <адрес>" предусмотрено, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов. В данной связи, требования прокурора Центрального административного округа <адрес>, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать бездействие МУЗ «Городская детская клиническая больница № имени ФИО3» по несозданию (выделению) минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты противоречащим ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье <адрес> «О квотировании рабочих мест в <адрес>», постановлению <адрес> №-и от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации <адрес> «О квотировании рабочих мест в <адрес>». Обязать МУЗ «Городская детская клиническая больница № имени ФИО3» выполнить требования закона создав специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.В. Сахнова
<адрес> №-и от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации <адрес> «О квотировании рабочих мест в <адрес>» и обязать выполнить требования закона создав специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.