Дело № 2-1640/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рубе Т.А., при секретаре Благовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 мая 2012 года гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к департаменту образования Администрации города Омска, БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» о возложении обязанности по устранению нарушений требований закона, у с т а н о в и л: Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с иском к департаменту образования Администрации города Омска, БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» о возложении обязанности по устранению нарушений требований закона. В обоснование иска указал, что ... на основании распоряжения № от ... проведена плановая выездная проверка в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 263», расположенного по адресу: 644043, <адрес> <адрес> <адрес>В, в ходе которой установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ: ст. 11, 28, ст.29 ч 1, ст. 35, ст. 39 ч.3 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999г. № 52-ФЗ; п. п.3.9, 4.13, 4.31, 9.5, 5.1, 5.4,5.5, 6.2, 6.18.3, 7.8, 9.1, 9.5., 14.4, 14.10, 17.8, 14, 19.1,20.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов - СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; п. 5.6. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 3.2. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранения и отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения»; раздел I п. 4.2, 8.8, 11.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 6.1. Санитарно-эпидемиологических правил «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов СП 3.3.2.1248-03»; а именно: нарушена кирпичная клада здания во втором корпусе под оконными рамами; на территории на групповых площадках отсутствуют теневые навесы; в помещениях пищеблока, прачечной, в переходе, соединяющим первый корпус и второй, рамы старые, сгнившие, пропускают холодный воздух; не предусмотрена установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам в буфетных; в медицинском блоке, в помещениях пищеблока, туалетных, т.к. электропроводка старая и не выдерживает напряжения; из-за протекания кровли над группами № переходом имеются дефекты в отделке потолка, стен, что не позволяет провести уборку влажным способом и дезинфекцию; пол имеет дефекты линолеума (группа №), изъяны плиточной облицовки в коридоре и туалетах групп №, что не позволяет провести уборку влажным способом и дезинфекцию; в раздевальных групп не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; в туалетной группы № отсутствуют кабины с дверями без запоров; в основных помещениях используются в качестве источников искусственного освещения (лампы накаливания малой мощности (т.к. лампы мощностью более 100 ватт сняты с производства) вместо люминесцентных ламп; капитальный ремонт системы водоснабжения здания и системы канализации в подвале, в группах № не проводился длительное время; на пищеблоке в доготовочном цехе первичной обработки овощей отсутствуют картофелеочистительная и овощерезательная машины. В помещении вторичной обработки овощей отсутствует овощерезательная машина; на пищеблоке, в прачечной не функционирует приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением, в результате потолок, стены покрыты черным налётом; недостаточно специальных решеток для просушивания кухонной посуды; складское помещение для хранения продуктов не оборудовано приборами измерения температуры воздуха; стены складского помещения пищеблока не окрашены влагостойкими красками для внутренней отделки; в процедурном кабинете отсутствует термоиндикатор для хранения и транспортирования МИБП; в помещениях медицинского назначения отсутствует резервный источник горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования; в изоляторе на стене имеется дефект масляного покрытия стены, что не позволяет качественно проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств; мебель в изоляторе имеет дефекты покрытия, что не позволяет проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Кроме того, ... проводилась внеплановая проверка на основании распоряжения №/вп по эпидпоказаниям (эпидемиологическое расследование по случаю регистрации инфекционного заболевания), по результатам которой БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» выдано предписание № от ... об устранении нарушений санитарного законодательства. Пункты 4, 6, 9 данного предписания не выполнены, учреждение было вынуждено обратиться с ходатайством о продлении срока выполнения предписания в связи с отсутствием финансирования (решение об удовлетворении ходатайства от ... №). Срок выполнения следующих мероприятий продлен до ... (п.п. 5.5, 6.13.3,9.5 СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»): устранить дефекты линолеумного покрытия пола в групповой №; обеспечить наличие резервного источника горячего водоснабжения в туалетной комнате группы №, предусмотренного для эксплуатации при отсутствии горячего водоснабжения и на период профилактических работ на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения; обеспечить использование резервного источника горячего водоснабжения, установленного в буфетной № группы при отсутствии горячего водоснабжения и на период профилактических работ на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения. Согласно ст. 11 ФЗ-52 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 ФЗ-52). Таким образом, деятельность Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 263» противоречит действующему законодательству, нарушает Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», санитарные нормы и правила, нарушая при этом права детей на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Согласно статье 31 Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям муниципальных районов и городских округов. В соответствии с Уставом учредителем БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» является Департамент образования Администрации города Омска. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. В соответствии с Положением, утвержденным решением Омского городского совета от ... №, департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования, наделено правами юридического лица, распределяет бюджетные ассигнования и доводит лимиты бюджетных обязательств до подведомственных учреждений. Одной из основных целей департамента является обеспечение эффективной деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Одной из основных задач департамента является создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования; организация, регулирование и контроль за финансово-экономической деятельностью подведомственных муниципальных учреждений; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений. Департамент образования Администрации г. Омска как учредитель БДОУ «Детский сад № 263» и главный распорядитель бюджетных средств обязано финансировать деятельность учреждения. Управление Роспотребнадзора по Омской области просило обязать БДОУ «Детский сад № 263» и департамент образования Администрации г. Омска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ...: провести замену окон в помещениях пищеблока, прачечной, в переходе, соединяющем первый и второй корпуса; установить резервные электроводонагреватели в буфетных, в медицинском блоке, в помещениях пищеблока, туалетных с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, для чего заменить электропроводку; устранить протекание кровли над группами № переходом; провести покраску потолка, стен в группах № в переходе; заменить линолеум в группе №, заменить старую напольную плитку в коридоре и туалетах групп № в раздевальных групп предусмотреть условия для сушки верхней одежды и обуви детей; в туалетной группы № установить кабины с дверями без запоров; в основных помещениях БДОУ города Омска "Детский сад № 263" заменить электропроводку; в основных помещениях БДОУ города Омска "Детский сад № 263" использовать в качестве источников искусственного освещения люминесцентные лампы; для безопасной эксплуатации БДОУ города Омска "Детский сад № 263" провести капитальный ремонт системы водоснабжения здания, системы канализации в подвале, в группах № заменить трубы; на пищеблоке, в прачечной привести в рабочее состояние приточно-вытяжную систему вентиляции, провести покраску потолка, стен пищеблока, прачечной; приобрести специальные решетки для просушивания кухонной посуды в групповых; стены складского помещения пищеблока на высоту не менее 1,7 м окрасить влагостойкими красками для внутренней отделки; приобрести на пищеблок в доготовочный цех первичной обработки овощей картофелеочистительную и овощерезательную машины; в помещение вторичной обработки овощей приобрести овощерезательную машину; обеспечить наличие термоиндикатора для хранения и транспортирования МИБП в процедурном кабинете; обеспечить наличие в помещениях медицинского назначения резервного источника горячего водоснабжения с жесткой разводкой к местам пользования; устранить дефекты масляного покрытия стены в изоляторе; обеспечить наличие в изоляторе мебели, с покрытием, устойчивым к влажной уборке с применением дезинфицирующих средств. В срок до ...: устранить дефекты линолеумного покрытия пола в групповой №; обеспечить наличие резервного источника горячего водоснабжения в туалетной комнате группы №, предусмотренного для эксплуатации при отсутствии горячего водоснабжения и на период профилактических работ на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения; обеспечить использование резервного источника горячего водоснабжения, установленного в буфетной № группы при отсутствии горячего водоснабжения и на период профилактических работ на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения. Так же просит обязать департамент образования Администрации города Омска как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 263», расположенного по адресу: 644043, <адрес> <адрес> <адрес>. Представитель истца Мандзюк Н.Л., действующая на основании доверенности от ..., требования поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» Гриненко М.М. заявленные исковые требования не оспорила. Суду пояснила, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» является подведомственным учреждением департамента образования Администрации г. Омска. Ввиду отсутствия финансирования, учреждение не имеет возможности для устранения указанных нарушений. Наличие указанных в исковом заявлении нарушений признает полностью, при наличии соответствующего финансирования детский сад готов устранить указанные нарушения в предложенный истцом срок. Представитель Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил. Учитывая мнение представителей истца и ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Органы государственной власти в соответствии со статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно п. 1, 2, 3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования); подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение; разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации и т.д. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Свидетельством от ... (л.д. 64) подтверждается постановка на учет Российской Федерации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации БДОУ г. Омска «Детский сад № 263». Согласно Уставу, утвержденному приказом директора департамента образования Администрации г. Омска ... года и согласованному с директором департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ..., Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 263» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «Об образовании» (л.д. 44-62). Учредителем БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации г. Омска. Пунктом 1.6. Устава установлено, что учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вправе в установленном порядке открывать лицевые и иные счета в установленном законом порядке. Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ... (л.д. 63) подтверждается внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся защитой государства. В соответствии с частью 2 статьи 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем хранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В Российской Федерации ратифицированы и имеют юридическую силу на всей территории страны международные договоры, к которым относится Женевская Конвенция 1959г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН «О правах ребёнка» 1989 г., а также в Российской Федерации Федеральный закон от ... № 124-ФЗ «Об основных прав ребёнка в РФ». В Конвенции о правах ребёнка устанавливаются обязанности государства по обеспечению прав ребёнка, а также права и свободы детей - право на заботу (быть первым, о ком должно заботиться общество); право на жизнь, здоровье; право на охрану здоровья; право на образование. Согласно статье 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как части осуществляемой ими деятельности. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполнения требований санитарного законодательства (ст. 28 закона). В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании постановления Правительства РФ от ... № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Согласно статье 44 Федерального закона № 52-ФЗ государственный санитарно- эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В судебном заседании установлено, что ... на основании распоряжения № от ... (л.д. 24-30) проведена плановая выездная проверка в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 263», расположенного по адресу: 644043, <адрес> Из акта проверки № от ... (л.д. 31-37) усматриваются допущенные БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ: ст. 11, 28, ст.29 ч 1, ст. 35, ст. 39 ч.3 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения от ... № 52-ФЗ; п. п.3.9, 4.13, 4.31, 9.5, 5.1, 5.4,5.5, 6.2, 6.18.3, 7.8, 9.1, 9.5., 14.4, 14.10, 17.8, 14, 19.1,20.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов - СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; п. 5.6. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 3.2. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранения и отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения»; раздел I п. 4.2, 8.8, 11.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 6.1. Санитарно-эпидемиологических правил «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов СП 3.3.2.1248-03»; а именно: нарушена кирпичная клада здания во втором корпусе под оконными рамами; на территории на групповых площадках отсутствуют теневые навесы; в помещениях пищеблока, прачечной, в переходе, соединяющим первый корпус и второй, рамы старые, сгнившие, пропускают холодный воздух; не предусмотрена установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам в буфетных; в медицинском блоке, в помещениях пищеблока, туалетных, т.к. электропроводка старая и не выдерживает напряжения; из-за протекания кровли над группами № переходом имеются дефекты в отделке потолка, стен, что не позволяет провести уборку влажным способом и дезинфекцию; пол имеет дефекты линолеума (группа №), изъяны плиточной облицовки в коридоре и туалетах групп №, что не позволяет провести уборку влажным способом и дезинфекцию; в раздевальных групп не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; в туалетной группы № отсутствуют кабины с дверями без запоров; в основных помещениях используются в качестве источников искусственного освещения (лампы накаливания малой мощности (т.к. лампы мощностью более 100 ватт сняты с производства) вместо люминесцентных ламп; капитальный ремонт системы водоснабжения здания и системы канализации в подвале, в группах № не проводился длительное время; на пищеблоке в доготовочном цехе первичной обработки овощей отсутствуют картофелеочистительная и овощерезательная машины. В помещении вторичной обработки овощей отсутствует овощерезательная машина; на пищеблоке, в прачечной не функционирует приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением, в результате потолок, стены покрыты черным налётом; недостаточно специальных решеток для просушивания кухонной посуды; складское помещение для хранения продуктов не оборудовано приборами измерения температуры воздуха; стены складского помещения пищеблока не окрашены влагостойкими красками для внутренней отделки; в процедурном кабинете отсутствует термоиндикатор для хранения и транспортирования МИБП; в помещениях медицинского назначения отсутствует резервный источник горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования; в изоляторе на стене имеется дефект масляного покрытия стены, что не позволяет качественно проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств; мебель в изоляторе имеет дефекты покрытия, что не позволяет проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. В соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», а именно: - п. 3.9. для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв.; - п. 4.13. для осуществления проветривания всех основных помещений дошкольных организаций окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны годы откидными фрамугами и форточками; - п. 4.31. на случай отключения горячего водоснабжения предусматривается установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам; - п. 9.5. в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных устанавливают резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения; - п. 5.1. стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию; - п. 5.4. для отделки потолков в помещениях с обычным режимом эксплуатации используют меловую или известковую побелки. Допускается применение водоэмульсионной краски; Потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, постирочные, умывальные, туалеты и др.) окрашивают масляной краской. Возможно применение иных материалов, безвредных для здоровья детей; - п. 5.5. полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса плотно пригнанным к стенам и полу, предусматривающими влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Полы в помещениях пищеблока, постирочной, гладильной, подсобных помещениях, туалетной выстилают керамической или мозаичной шлифованной метлахской плиткой или аналогичными материалами, безвредными для здоровья детей; - п. 6.2. в раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; - п. 6.18.3. в туалетных старшей и подготовительной групп детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров; - п. 7.8. источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений; - п. 9.1. здания дошкольных организаций оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией; - п. 14.4. каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуются раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением. Технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения; - п. 14.10. кухонную посуду, после освобождения от остатков питии моют в двухсекционной ванне с соблюдением режима и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах; - п. 17.8. складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. В соответствии с п. 5.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся. Стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются стойкими красками для внутренней отделки. Согласно п.п. 4.2. 8.8. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. В соответствии с п. 6.1 санитарно-эпидемиологических правилам «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов СП 3.3.2.1248-03» ежедневно 2 раза в специальном журнале отмечают показания термоиндикаторов или терморегистраторов холодильных (морозильных) камер, в которых хранят медицинские I биологические препараты ... Управлением Роспотребнадзора по Омской области вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д. 18-23). Из протокола об административном правонарушении № от ... усматривается, что в действиях юридического лица БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» содержится состав правонарушений, предусмотренный ст. 6.7 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (л.д.13-16). Постановление по делу об административном правонарушении № от ... юридическое лицо БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 10-12). Кроме того, ... проводилась внеплановая проверка на основании распоряжения №/вп по эпидпоказаниям (эпидемиологическое расследование по случаю регистрации инфекционного заболевания), по результатам которой БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» выдано предписание № от ... об устранении нарушений санитарного законодательства. Из протокола испытания вентиляционных систем № от ... следует, что предъявленная для исследования механическая приточная и вытяжная вентиляционные системы на пищеблоке и в прачечной в не рабочем состоянии (л.д. 38-39). Поскольку пункты 4, 6, 9 данного предписания были не выполнены, ... заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» обратился с ходатайством о продлении срока выполнения предписания в связи с отсутствием финансирования (л.д. 40). Решением от ... № срок выполнения мероприятий продлен до ... (п.п. 5.5, 6.18.3, 9.5 СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»): устранить дефекты линолеумного покрытия пола в групповой №; обеспечить наличие резервного источника горячего водоснабжения в туалетной комнате группы №, предусмотренного для эксплуатации при отсутствии горячего водоснабжения и на период профилактических работ на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения; обеспечить использование резервного источника горячего водоснабжения, установленного в буфетной № группы при отсутствии горячего водоснабжения и на период профилактических работ на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения (л.д. 41-42). Согласно ст. 11 федерального закона от ... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 закона). Таким образом, деятельность Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 263» противоречит действующему законодательству, нарушает Федеральный закон от ... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ от ... № «Об образовании», санитарные нормы и правила, нарушая при этом права детей на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Перечисленные выше нормы права обязывают Департамент образования Администрации г. Омска как учредителя и непосредственно БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что ответчики до настоящего времени вышеуказанные требования закона не выполнили в полном объеме, в связи с чем, требования Управления Роспотребнадзора об устранении нарушений подлежат удовлетворению. Согласно ст. 31 Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям муниципальных районов и городских округов. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. В соответствии с Положением, утвержденным решением Омского городского совета от ... №, департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования, наделено правами юридического лица, распределяет бюджетные ассигнования и доводит лимиты бюджетных обязательств до подведомственных учреждений. Одной из основных целей департамента является обеспечение эффективной деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Одной из основных задач департамента является создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования; организация, регулирование и контроль за финансово-экономической деятельностью подведомственных муниципальных учреждений; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений. Пунктами 18, 19, 20 Положения предусмотрено, что в сфере управления муниципальной системой образования г. Омска департамент обеспечивает условия для развития сети подведомственных муниципальных образовательных учреждений в г. Омске. В сфере планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений департамент в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска осуществляют отдельные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и иных учреждений. В сфере финансово-экономической деятельности департамент участвует в формировании бюджета города Омска по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи. В сфере материально-технического обеспечения департамент организует и координирует материально-техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента. Учитывая, что департамент образования Администрации г. Омска как учредитель БДОУ «Детский сад № 263» и главный распорядитель бюджетных средств обязано финансировать деятельность учреждения, исковые требования Управления Роспотребнадзора об обязании департамента образования Администрации города Омска осуществить финансирование для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области к департаменту образования Администрации города Омска, БДОУ г. Омска «Детский сад № 263» удовлетворить. Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 263» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: - в срок до 01.09.2013 года: №">- в срок до ...: Обязать департамент образования Администрации города Омска как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 263», расположенного по адресу: 644043, <адрес> <адрес> <адрес> Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Омска. Судья Т.А.Рубе. решение вступило в законную силу 06.07.2012г. Решение в окончательной форме составлено 04 июня 2012 года.