Дело № 2-2041/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Лосевой Т.В., при секретаре Судоргиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2012 года, гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Клопов А.В. о приостановке выбросов вредных веществ, у с т а н о в и л: Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному Клопов А.В., в котором просил обязать ответчика приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - сварочного поста, складов песка, щебня, граншлака, размещенных на производственной площадке по адресу: <адрес> до получения разрешения на выброс. В обоснование своих требований указал, что ИП Клопов А.В. осуществляет коммерческую деятельность по производству бетонных изделий по адресу: <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников осуществлялся им на основании разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени ИП Клопов А.В., в нарушение ч. 4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 года № 7 - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, размещенных по вышеуказанному адресу, осуществляет без соответствующего разрешения. Данные обстоятельства подтверждаются: разрешением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проектом нормативов предельно - допустимых выбросов, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ годы, объяснением ИП Клопов А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, данным природоохранному прокурору. В судебном заседании помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Полубоярова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении. Просила удовлетворить. Ответчик - ИП Клопов А.В. подтвердил, что срок действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух у него действительно истек. В данный момент им осуществляются все необходимые мероприятия по получению нового разрешения. Свои обязанности по оплате за выбросы, а также штрафов за их осуществление без разрешения, он исполнил в полном объеме. В настоящее время производство им не приостановлено, продолжает функционировать. Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. В качестве охраны окружающей среды Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подразумевает деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В соответствии с вышеуказанным законом объектом охраны окружающей среды является также и атмосферный воздух (ст. 4). Статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся также и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Частью 4 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 14 ФЗ от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п. 6). Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (п. 8). Предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 9). Судом установлено, что ответчик является индивидуальным предпринимателем и занимается предпринимательской деятельностью в виде производства бетонных изделий, что подтверждается свидетельствами о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ. Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной ответчика фактическое местонахождение хозяйствующего субъекта и отдельной производственной территории ИП Клопов А.В. находится по адресу: <адрес> В материалы дела представлено разрешение № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное ИП Клопов А.В. на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из объяснений ответчика ИП Клопов А.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в здании, расположенном по адресу: <адрес> он осуществляет предпринимательскую деятельность по производству бетонных изделий. В процессе деятельности на производственной площадке в настоящее время эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: сварочный пост, склады песка, щебня, граншлака. До ДД.ММ.ГГГГ имелось разрешение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №. Срок данного разрешения истек. Меры по получению нового разрешения в установленные сроки не приняты. В настоящее время ведется работа по получению нового разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Аналогичные пояснения ИП Клопов А.В. в судебном заседании дал суду. Согласно Указу Губернатора Омской области от № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии Омской области выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством. Статьей 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что ответчик в ходе судебного разбирательства подтвердил факт того, что срок действия разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом ИП Клопов А.В. доказательств получения нового разрешения на выброс вредных веществ или отсутствия факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух суду не представлено, суд считает требования Омского межрайонного природоохранного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать индивидуального предпринимателя Клопов А.В. приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: сварочного поста, складов песка, щебня, граншлака, размещенных на производственной площадке по адресу: <адрес>, до получения разрешения на выброс. Взыскать с индивидуального предпринимателя Клопов А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 05.09.2012 года