Дело № 2-1968/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Омск 03 июля 2012 года Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В., с участием помощника Омского транспортного прокурора Люфта А.А., при секретаре Обуховой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Центру ГИМС МЧС РФ по Омской области о признании регистрации судна в качестве маломерного незаконной, обязании снять судно с регистрационного учета, УСТАНОВИЛ: Омский транспортный прокурор обратился в суд иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Центру ГИМС МЧС РФ по Омской области с требованиями о признании действий ответчика в части регистрации судна за № в качестве маломерного незаконными, противоречащими законодательству Российской Федерации о внутреннем водном транспорте, признании недействительным судовой билет №, выданный Рязанову С.В., обязать Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно № с регистрационного учета. В обоснование заявленных требований указал, что проведенной Омской транспортной прокуратурой совместно с Обь - Иртышским управлением государственного морского и речного надзора, Обь - Иртышским филиалом Российского Речного Регистра проверкой выявлены факты незаконной регистрации должностными лицами Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Омской области судов в качестве маломерных. Установлено, что госинспектором Центра ГИМС зарегистрировано в качестве маломерного судна за № принадлежащее на праве собственности Рязанову С.В. судно - катер СГТ-34, проекта 16601, построенный в 1987 году в городе Петрозаводске, мощность двигателя 89,2 л.с. (66 кВт), район и условия плавания - внутренние водные пути, морские пути. На основании совершенных регистрационных действий должностным лицом Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судовладельцу выдан судовой билет №. Считают, что регистрация данного судна в качестве маломерного является незаконной. Поскольку основанием для регистрации судна в качестве маломерного послужили сведения о районе плавания - внутренние водные и морские пути. Вместе с тем, с постройки судну был присвоен класс Российского Речного Регистра «О», регистровый №, и судно было допущено к плаванию в бассейнах разряда «О» (внутренние водные пути) с ограничением по высоте волны до 2,0 м. Проектом 16601 эксплуатация судна в прибрежных морских районах (в целях мореплавания) не предусмотрена. Работы по дооборудованию судна с целью переклассификации на класс, позволяющий использовать судно в морских районах плавания, под наблюдением РРР не производилось. На классификационном учете филиала РРР судно состояло до ДД.ММ.ГГГГ под названием СГТ -34, после чего было снято с классификационного учета по заявлению владельца в связи с продажей Ш. Таким образом, заявленные судовладельцем сведения о возможности использования судна для эксплуатации в морских районах плавания документально не подтверждены. При вышеуказанных обстоятельствах, критериями для оценки статуса судна являются номинальная мощность двигателя, а именно 89,2 л.с. (66 кВт), а также район плавания судна - внутренние водные пути, предусмотренные проектной документацией на судно. Таким образом, судно № согласно требованиям действующего законодательства подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ. Помощник Омского транспортного прокурора Люфт А.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Просил признать действия ответчика в части регистрации судна за № в качестве маломерного незаконными, противоречащими законодательству Российской Федерации о внутреннем водном транспорте, признать недействительным судовой билет №, выданный Рязанову С.В., и обязать Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно № с регистрационного учета. Пояснил, что переквалификация на класс не производилась, длина судна не соответствует действующему законодательству и соответствует 22 метрам. Представитель ответчика Центра ГИМС МЧС России по Омской области Щёкин П.Н., требования истца не оспаривал. Представитель Обь - Иртышского управления государственного морского и речного надзора Пашков О.В., и представитель ФГУ «Российский Речной Регистр» Вишнягов М.Г., действующие на основании доверенностей в деле, поддержали требования прокурора. Третье лицо Рязанов С.В. в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Указал, что спорное судно является прогулочным, но не как не маломерным. Под маломерным судном понимается гидроциклы, лодки. В этой связи, к регистрации принадлежащего ему судна не могут применяться требования закона о длине судна. Заслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к следующему. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения настоящего Кодекса распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации (статья 1). В соответствии со ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Статьей 17 КВВТ РФ предусмотрено, что государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом. Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила) утверждены приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500, и регулируют единый на территории Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов (далее - суда), поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России). Согласно п. 2 Правил государственной регистрации в ГИМС МЧС России, подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания. В соответствии с п. 3 Правил судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. В соответствии с п. 28 Правил, государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Требования Омского транспортного прокурора суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно регистрационной карточке-заявлению судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ Рязанову С.В. просит зарегистрировать катер СГТ - 34, 1987 года постройки в городе Петрозаводске, заводской №, длиной 22 метра, шириной 3,65 метров, высотой борта 1,5 метров, грузоподъемность 20 тонн, пассажировместимость 4 человека, район условия плавания ВВП, МП, тип и марка двигателя № мощность двигателя (суммарная) 89,2 л.с. (66 кВт) (л.д. 15). Основанием для регистрации судна в качестве маломерного послужили заявленные судовладельцем сведения в регистрационной карточке - заявление судовладельца (л.д. 15). Указанное судно было зарегистрировано в Российском речном регистре за № и выдан судовой билет № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Статьей 3 КВВТ РФ предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. При вышеуказанных обстоятельствах подобным критерием является длина судна, которая не должна превышать двадцати метров. Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что длина судна составляет более двадцати метров, доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, судно типа катера, СГТ-34, заводской №, подлежит классификации органами РФ и регистрации в Государственном судовом реестре бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (часть 1 статьи 17 КВВТ РФ). Доводы собственника судна - Рязанова С.В. о том, что данное судно является прогулочным, а не маломерным, суд считает несостоятельными, поскольку положения ст. 17 КВВТ РФ не содержат исключений в отношении прогулочных судов. Регистрации в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов подлежат все суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, каковым не является судно, принадлежащее Рязанову С.В. Доводы Рязанова С.В. о том, что на момент регистрации мощность двигателя соответствовала мощности, предусмотренной действующим законодательством для маломерных судов, суд считает также несостоятельными по следующим основаниям. На момент постановки на учет спорного судна ДД.ММ.ГГГГ действовало законодательство, предусматривающее, что государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн (ст. 17 КВВТ РФ). Рязановым С.В. в обоснование своих доводов представлено заключение ООО «РЕНТА», в соответствии с которым двигатель К-161, 6 ЧСП 12/14 (59390 мощностью 66 кВт, при частоте вращения вала 1550 мин., был дефорсирован до номинальной мощности 54 кВт (74 л.с.) путем уменьшения частоты вращения вала двигателя с 1550 до 1300 мин, за счет снижения силы главной пружины регулятора насоса высокого давления. Таким образом, дефорсирование двигателя по мощности возможно путем снижения максимальной частоты вращения коленчатого вала и тепловой подачи топлива. Из регистрационной карточки - заявления (л.д. 15) следует, что мощность двигателя (суммарная) составляет 89,2 л.с. (66 кВт). Таким образом, критериями определяющими классификацию судна Российским Речным Регистром и его регистрации бассейновым управлением Госморречнадзора Ространснадзора либо Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России на момент регистрации являлась номинальная мощность главного двигателя, установленная изготовителем 66 кВт (89,2 л.с) и район плавания судна - внутренние водные пути, поскольку с момента постройки судно не предназначено для плавания в морских районах. В соответствии с чем, на момент постановки мощность двигателя была указана неверна, что повлекло незаконную регистрацию судна в качестве маломерного. В связи с тем, что зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно - катер, СГТ - 34, с заводским №, принадлежащее Рязанову С.В., не учтено в Государственном судовом реестре, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. С учетом изложенного суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение порядке регистрации судна и, как следствие, отсутствие надлежащего надзор со стороны уполномоченного государственного органа за безопасностью эксплуатации судна, зарегистрированного в Центре ГИМС МЧС РФ Омской области, создает угрозу для неопределенного круга лиц. В соответствие с положениями п. 5 ст.16 КВВТ РФ, п.2 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.062005 №500, государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке. Пунктом 28 Правил государственной регистрации маломерных судов предусмотрено, что в случае признания регистрации недействительной судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка "Регистрация недействительна". Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке-заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов. В данной связи требования Омского транспортного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 167 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить. Признать незаконной регистрацию Центром ГИМС МЧС России по Омской области судна, за №, принадлежащего Рязанову С.В., в качестве маломерного. Признать недействительным судовой билет №, выданный Центром ГИМС МЧС России по Омской области Рязанову С.В.. Обязать Центр ГИМС МЧС России по Омской области снять с регистрационного учета судно за №, принадлежащее Рязанову С.В.. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 12.09.2012