Дело № 2-1837/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего Солодкевича И.М. при секретаре Хандогиной К.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 28 июня 2012 года гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области» о признании действий по регистрации судна в качестве маломерным незаконными и снятии судна с регистрационного учета У С Т А Н О В И Л : ДД.ММ.ГГГГ Омский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов Российской Федерации, прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что Омской транспортной прокуратурой совместно с Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора, Обь-Иртышским филиалом Российского Речного Регистра проведена проверка, в ходе которой выявлены факты незаконной регистрации должностными лицами Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области судов в качестве маломерных. Так, госинспектор Центра ГИМС зарегистрировал в качестве маломерного судно за №, принадлежащее на праве собственности Стрельцу А.В. Само судно - теплоход проекта <данные изъяты> построен в ДД.ММ.ГГГГ; имеет мощность двигателя 74 л.с., длину 27 метров; район и условия плавания - ВВП. Однако регистрация обозначенного судна является незаконной, произведена в нарушение положений ст. 1, п.п. 1, 3 ст. 16, ст.ст. 17, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; части 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398; пункта 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835; Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500; п.п. 1.5., 5.2. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01 ноября 2002 года № 136. В данном случае основанием для регистрации судна в качестве маломерного послужили заявленные судовладельцем сведения о мощности главного двигателя в 74 л.с., не подтвержденные документально. Вместе с тем по заключению специалистов-экспертов Обь-Иртышского филиала Российского речного регистра суда проекта <данные изъяты> и его модификации строились под техническим наблюдением Российского речного регистра более 50-ти лет. В настоящее время на классификационном учете филиала Российского речного регистра состоит более 400 судов обозначенного проекта. Построечный класс этих судов «О 2,0» определяет разрешенные для них районы плавания - внутренние водные пути разряда «О» с ограничением по высоте волны до 2 м. и не предполагает возможности их плавания в морях. Установленный на судне двигатель <данные изъяты> производится ОАО «А» (<адрес>) и на стадии изготовления соответствует ГОСТ №. Двигатель сертифицирован Госстандартом России. Номинальная мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем и указанная в руководстве по эксплуатации № ОАО «А», составляет 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала в 2100 об/мин. При таких обстоятельствах указанная в регистрационной карточке мощность двигателя в 74 л.с. является частным случаем и не может являться критерием для определения статуса судна. Подобным критерием является мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем, то есть 176 кВт (240 л.с.), а также район плавания судна - внутренние водные пути. Таким образом, судно № согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации. Постановка же на учет данного судна в качестве маломерного и его техническое освидетельствование Центром ГИМС МЧС РФ по Омской области является нарушением Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, отрицательно влияет на техническую безопасность судоходства, поскольку в Центре ГИМС отсутствует техническая документация, определяющая требования к самоходным судам с главным двигателями мощностью более 55 кВт. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях таких судов осуществляет Государственная речная судоходная инспекция (в настоящее время - органы Госморречнадзора), где каждое судно ставится на классификационный учет, а сам технический надзор включает в себя регулярное техническое освидетельствование судов, оценку их технического состояния, подтверждение соответствия технических характеристик судна району и условиям плавания (при выявлении отдельных несоответствии район и условия плавания могут быть изменены), осуществление технического наблюдения при изменении проекта судна, его перестройке, дооборудовании и другое. По результатам освидетельствования судна органами Российского речного регистра выдается свидетельство о годности судна к плаванию, подтверждающее техническую безопасность эксплуатации судна в разрешенных районах плавания, при разрешенных условиях плавания. В связи с тем, что зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС РФ по Омской области судно № не учтено в Государственном судовом реестре РФ, органы Госморречнадзора не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. Кроме того, незаконной регистрацией судна в качестве маломерного нарушены интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, направленного на обеспечение надлежащего надзора за технической безопасностью эксплуатации судов и безопасностью судоходства. Государственные органы в лице Обь-Иртышского управления Госпорречнадзора лишены права выполнять возложенные государством обязанности по надзору за исполнением судовладельцами, членами экипажей судов требований законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, участвовать в проверках указанных судов, проводить расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях. Также, нарушены интересы неопределенного круга лиц - иных судовладельцев, членов экипажей судов, отдыхающих на реке Иртыш лиц, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности в отсутствие ежегодных освидетельствований органами Российского речного надзора. В итоге просит: - признать действия должностных лиц Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области в части регистрации судна за № в качестве маломерного незаконными, противоречащими законодательству Российской Федерации о внутреннем водном транспорте; - обязать Центр ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно № с регистрационного учета (л.д. 2-8). В отзыве на иск третье лицо Стрелец А.В. в лице своего представителя по доверенности Смирнова А.П. доводы и требования прокурора не признал. Полагает, что подобное заявление следует рассматривать по правилам производства по делам, возникающим из публичных отношений, а не по правилам искового производства, где различные сроки обращения в суд и исковой давности, различные предметы и пределы доказывания, пропуск которых без уважительных причин, что имеет место и в данном случае, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. При этом действия должностных лиц Центра ГИМС МЧС РФ по Омской области по постановке на учет судна, принадлежащего Стрельцу А.В., были законными и обоснованными, поскольку соответствовали требованиям законодательства. Так, мощность двигателя, в период действия предыдущей редакции Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, являлась одним из основных факторов отнесения судна к маломерным судам. Поэтому, мощность двигателя в 74 л.с. не частный случай, как указывает прокурор в своем заявлении, а фактическое обстоятельство, имеющее значение для разрешения дела по существу. То есть судно подлежало учету в реестре ГИМС МЧС РФ по Омской области. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации вступили в действие нормы, которые полностью изменяют порядок отнесения судов к разряду маломерных. В частности, вместо вместимости и мощности двигателя используется категория «длина судна». Таким образом, требование о признании незаконными действий должностных лиц после изменения нормативной правовой базы само по себе является незаконным. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 15-16). При этом доводы третьего лица о необходимости рассмотрения заявленных требований в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, о пропуске срока обращения в суд (главы 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не могут быть признаны правильными и приняты во внимание, поскольку каждый из приведенных доводов и требований искового заявления связаны со спором о правах и защитой законных интересов иных лиц, не участвующих в деле. Кроме того, поскольку иск прокурора по существу направлен на защиту личных неимущественных прав и других нематериальных благ неограниченного круга лиц (статья 150 ГК РФ), исковая давность на такие требования в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется. В судебном заседании прокурор Майер Е.П. поддержала доводы и требования иска. Дополнила, что на момент оспариваемой регистрации принадлежащее Стрельцу А.В. судно не могло быть признано маломерным и поставлено на регистрационный учет в Центре ГИМС, поскольку цель использования и вместимость судна неизвестны и достоверно не подтверждены, мощность двигателя судна была уменьшена искусственно, что не исключает возможность ее восстановления до предусмотренных заводом-изготовителем показателей. В настоящее время обозначенное судно также не может быть признано маломерным, поскольку его длина превышает допустимые в данном случае размере. Представитель ответчика - начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области» - Щёкин П.Н. (л.д. 31) с исковыми требованиями прокурора согласился, поскольку при регистрации судна инспектор не проверил технические документы на судно и двигатель, судовой билет владельцу судна не выдавали, а в настоящее время длина судна также не позволят признать его маломерным. Представитель заявленных в качестве третьих лиц - Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» - по доверенности Вишнягов М.Г. (л.д. 29) и Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора - по доверенности Пашков О.В. (л.д. 30) также поддержали и подтвердили доводы и требования иска. Третье лицо Стрелец А.В. в судебное заседание не явился, был извещен. Представляющий интересы Стрельца А.В. на основании доверенности Смирнов А.П. (л.д. 17), иск не признал по доводам своего отзыва. Полагает, что иск подлежит рассмотрению по заявленным доводам, которые были основаны на действующем ранее законодательстве о признании судна маломерным исходя из мощности двигателя. Поскольку в настоящее время мощность двигателя не является квалифицирующим критерием для отнесения судна к маломерным, соответственно, оснований для удовлетворения иска нет. Более того, мощность двигателя на момент регистрации судна соответствовала допустимым показателям для маломерного судна. Судно предназначено для четырех пассажиров и двух членов экипажа, всего на шесть человек. Также, согласно судовому журналу длина судна всего 19 метров, то есть менее установленной для маломерных судов в настоящее время. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации на момент возникновения спорных правоотношений и предъявления настоящего иска было предусмотрено: - пункт 1 статьи 16 - судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге; - пункт 1 статьи 17 - государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов; - пункт 2 статьи 17 - указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн; - пункт 2 статьи 36 - надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации. В соответствии с Положением о государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 № 835 (далее - Положение), и Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденными приказом МЧС России от 29 июня 2005 № 500 (далее - Правила), государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания. В силу пункта 3 Правил судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге. Под государственной регистрацией судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничения (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в суде. С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна. После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна. Согласно пункту 18 Правил государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги; 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна. Согласно пунктам 6, 7, 10 п. 26 Правил в судовую книгу (раздел I) вносятся следующие основные сведения: заводской номер судна (корпуса), его главные размерения, вместимость, полная грузоподъемность, пассажировместимость, район плавания, условия плавания и формула класса судна (п. 6); заводской номер (номера) и мощность главного двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов) (п. 7); основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи и документы регистрационной карточки-заявления судовладельца) (п.10). В соответствии с пунктом 28 Правил государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной. Согласно регистрационной карточке-заявлению судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ Стрелец А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просит зарегистрировать в качестве маломерного судно, построенного по проекту <данные изъяты>; год постройки - ДД.ММ.ГГГГ; заводской №; длина - 21,0 м., ширина 3,98 м., высота борта 2,1 м.; грузоподъемность - 10; район и условия плавания - ВВП; тип и марка двигателя - <данные изъяты>, количество - 1, заводской №, мощность - 74. Иные сведения отсутствуют. Сведений о выдаче судового билета нет. Судну присвоен регистрационный (бортовой) номер № (л.д. 12). По справке Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» от ДД.ММ.ГГГГ № суда проекта <данные изъяты> и его модификации строились под техническим наблюдением Российского речного регистра более 50-ти лет. В настоящее время на классификационном учете филиала Российского речного регистра состоит более 400 судов обозначенного проекта. Построечный класс этих судов «О 2,0» определяет разрешенные для них районы плавания - внутренние водные пути разряда «О» с ограничением по высоте волны до 2 м. и не предполагает возможности их плавания в морях. Установленный на судне двигатель <данные изъяты> производится ОАО «А» (<адрес>) и на стадии изготовления соответствует ГОСТ №. Двигатель сертифицирован Госстандартом России. Номинальная мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем и указанная в руководстве по эксплуатации № ОАО «А», составляет 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала в 2100 об/мин. При таких обстоятельствах указанная в регистрационной карточке мощность двигателя в 74 л.с. является частным случаем и не может являться критерием для определения статуса судна. Подобным критерием является мощность двигателя, установленная заводом-изготовителем, то есть 176 кВт (240 л.с.), а также район плавания судна - внутренние водные пути. Таким образом, судно № согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации (л.д. 8-11). Из представленного представителем третьего лица заявления-декларации ООО ПСК «ОД» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заданию заказчика в конструкцию двигателя № внесены изменения в регулировку топливной аппаратуры №. Расчетные параметры обозначенного двигателя номинальной мощностью 74 л.с. при 1050 об/мин. Стендовые испытания двигателя не проводились (л.д. 25-28). Однако данное заявление не может быть принято судом во внимание, поскольку такие регулировки топливной аппаратуры не исключали восстановление мощности двигателя до показателей, предусмотренных заводом-изготовителем. Отсюда, в соответствии с пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации принадлежащее Стрельцу А.В. судно с регистрационным (бортовым) № исходя из мощности двигателя, установленной именно заводом-изготовителем, подлежало классификации, осуществляемой Российским Речным Регистром, а также государственной регистрации бассейновым управлением Госморречнадзора Ространснадзора в государственном судовом реестре Российской Федерации. Следует отметить, что на момент регистрации судна в Центре ГИМС, в нарушение установленного порядка собственник судна или его доверенное лицо не представили и необходимые при регистрации документы, а должностные лица Центра ГИМС не проверили наличие таких документов и не провели обследование (освидетельствование) судна, а из имеющихся материалов иное не следует. Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, действительно, были внесены ряд изменений, вступивших в законную силу с 25 мая 2012 года, то есть на момент разрешения спора, в том числе определено, что маломерным является судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (статья 3); определены различные виды реестров государственной регистрации судов (статья 16) и органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, а также их классификацию и освидетельствование (статьи 17, 19, 35). Однако согласно приведенному заявлению для регистрации спорного судна его длина заявлена владельцем (собственником) в 21,0 м., что превышает допустимую по закону именно для маломерного судна. Отсюда, обозначенное судно ни по действовавшему законодательству не могло быть зарегистрировано ответчиком как маломерное, ни по действующему законодательству в отсутствие надлежащего освидетельствования и классификации не может быть оставлено на учете как маломерное в ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области». В соответствие с пунктом 5 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 500, государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке. Пунктом 28 Правил государственной регистрации маломерных судов предусмотрено, что в случае признания регистрации недействительной судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка «Регистрация недействительна». Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке-заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов. Требования прокурора о признании регистрации судна №, принадлежащего Стрельцу А.В., в качестве маломерного незаконной и обязанности органов ГИМС МЧС РФ по Омской области снять судно с регистрационного учета связано с отсутствием возможности осуществления органами Госморречнадзора технического надзора за безопасной эксплуатацией судна на внутренних водных путях, что, в свою очередь, нарушает права и интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на безопасное судоходство, охрану жизни и здоровья. При установленных фактах и обстоятельствах, суд полагает возможным признать обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению заявленные требования Омского транспортного прокурора. Изложенное не препятствует заинтересованным лицам в установленном законом порядке провести классификацию и освидетельствования спорного судна, в целях определения соответствующего реестра и органа для государственной регистрации судна. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 320-321 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить. Признать действия должностных лиц Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области» в части регистрации судна с регистрационным (бортовым) номером № в качестве маломерного противоречащими действующему законодательству. Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области» снять с регистрационного учета судно с регистрационным (бортовым) номером №. На решение в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первомайский районный суд города Омска для рассмотрения Омским областным судом. Судья Решение вступило в законную силу 29.08.2012 года.