Решение по делу № 2-2-1618/2012 по заявлению Шавриной Т.В. о признании незаконным бездействия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.



Дело № 2-1618/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Хандогиной К.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 09 июня 2012 года

гражданское дело по заявлению Шавриной ТВ о признании незаконным бездействия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

       Шаврина Т.В. обратилась в суд с настоящим заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она подала ответчику - Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - заявление на выдачу градостроительного плана на принадлежащий ей (заявительнице) на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>.

       Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 указанной статьи (принятие ответчиком решения о подготовке документов по планировке территории, его опубликование, проведение публичных слушаний, утверждение документов по планировке), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

       По истечении указанного срока градостроительный план на принадлежащий ей земельный участок ответчик не подготовил и не выдал, какое-либо сообщение от последнего она не получала.

       В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, органы местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

       Таким образом, ответчик в установленный законом срок не подготовил и не выдал градостроительный план на принадлежащий ей земельный участок.

       Отсутствие градостроительного плана создает препятствие ей, как собственнику, для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением. На данном земельном участке она планирует в ближайшее время строительство индивидуального жилого дома.

       Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается, в том числе при предъявлении градостроительного плана на земельный участок (ч.ч. 1, 9 ст. 51 ГрК РФ). Отсутствие градостроительного плана, а впоследствии и разрешения на строительство на неопределенное время отсрочит начало строительства.

       В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

       Ссылаясь на положения статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 17 ст. 46, ст. 51 ГрК РФ, статьи 30 ГК РФ, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, просила:

       - признать бездействие Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, незаконным;

       - обязать Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 5).

       Представители ответчика - Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация) в отзыве на заявление Шавриной Т.В. указали, что в ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию поступили заявления о выдаче градостроительных планов от граждан, которые приобрели земельные участи на территории малоэтажной застройки.

       В соответствии с частью 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

       Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

       1) границы земельного участка;

       2) границы зон действия публичных сервитутов;

       3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

       4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

       5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

       6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

       7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

       8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

       В связи с вышеизложенным, для подготовки градостроительного плана земельного участка на строительство индивидуального жилого дома, необходимо определить местоположение линейных объектов (линий ЛЭП, газопровода, водопровода), а также точки их подключения к жилому дому.

       Источником данной информации является в соответствии со статьей 43 ГрК РФ проект межевания территории, подготовка которого осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

       …Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43 ГрК РФ).

       Часть 5 статьи 43 ГрК РФ предусматривает, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

       1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

       2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

       3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;

       4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;

       5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

       6) границы территорий объектов культурного наследия;

       7) границы зон с особыми условиями использования территорий;

       8) границы зон действия публичных сервитутов.

       Согласно главе 5 Проекта планировки территории малоэтажной застройки восточнее <адрес> в проекте проработка инженерных сетей в соответствии с заданием на проектирование не предусматривалась. Вопросы инженерного обеспечения должны рассматриваться на последующих стадиях проектирования после получения конкретных технических условий и определения мест размещения инженерных сооружений.

       Также, в процессе повторного изучения проекта планировки территории, специалисты Администрации выявили следующие недостатки в проектной документации:

       - на карте зонирования территории не обозначена зона прохождения линейных объектов; границы зоны общественного центра, зоны коттеджной застройки и зоны малоэтажной жилой застройки должны проходить по линии застройки, что не выполнено на карте зонирования;

       - расстояние между передними границами земельных участков вдоль фронта улиц составляет в среднем 14 м., что недостаточно для прохождения коммуникаций (линии ЛЭП, газопровод), создания улично-дорожной сети, ливневой канализации;

       - также нет разграничения на строительство объектов федерального, регионального и местного значения;

       - проектируемая улично-дорожная сеть размещена на землях, находящихся в частной собственности.

       В ответ на заявления граждан о предоставлении градостроительных планов, было дано разъяснение о приостановлении их подготовки, так как в проекта планировки нет информации о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

       Также, основанием для приостановления выдачи градостроительного плана земельного участка является отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута к земельному участку, в отношении которого предоставляется выдача градостроительного плана, так как земельный участок расположен в границах земель, находящихся в собственности УК «Б».

       УК «Б» в лице директора ВСА также была уведомлена о сложившейся ситуации. От застройщиков последовал устный ответ о том, что Администрация намеренно и умышленно не хочет сотрудничать с гражданами и застройщиками и выдавать градостроительные планы и разрешения на строительство на земельные участки.

       Администрация же, в свою очередь, действует согласно земельному законодательству и в интересах граждан, которые приобрели у собственника земельные участки либо намерены их приобрести.

       На заседании Совета депутатов Надеждинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ было принято решение «О внесении изменений в проект планировки территории малоэтажной комплексной жилой застройки в <адрес>».

       На основании данного решения Глава Администрации принял постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в проект планировки территории малоэтажной комплексной жилой застройки в <адрес>, утвержденного постановлением администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ » и назначены публичные слушания по вопросу внесения изменений и подготовки проекта межевания.

       В настоящее время градостроительный план изготовлен и ДД.ММ.ГГГГ направлен заявителю по почте (л.д. 17-24, 25-27, 28).

       В судебном заседании заявительница Шаврина Т.В. и представляющая ее интересы по устному заявлению Коленбет Н.В., уточнили свои требования, в итоге просили признать незаконным бездействие Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выраженное в не подготовке и не выдаче в установленный законом срок градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> (л.д. 35). Пояснили, что градостроительный план ответчик направил Шавриной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ, а последняя получила данный план ДД.ММ.ГГГГ, так как отсутствовала в городе Омске. Градостроительный план ответчик подготовлен и направлен заявительнице только после ее обращения в суд. Права Шавриной Т.В. были нарушены, что подтверждается ответом прокуратуры <адрес>. Из-за отсутствия градостроительного плана заявительница не могла своевременно начать строительство дома на принадлежащем ей земельном участке. Полагают, что бездействие ответчика необходимо признать незаконным для того, чтобы в дальнейшем ответчик не нарушал права Шавриной Т.В. в случае ее обращений по иным возможным вопросам.

       Представители Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. При этом отметили, что спора по данному делу нет, так как Шаврина Т.В. получила градостроительный план (л.д. 33, 34).

       Выслушав заявительницу и ее представителя, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

       На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Шавриной Т.В. принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером и местоположением: в 411 м. по направлению на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес> (л.д. 6-7).

       ДД.ММ.ГГГГ Шаврина Т.В. подала главе Надеждинского сельского поседения Омского муниципального района Омской области заявление о выдаче градостроительного плана на обозначенный земельный участок (л.д. 11).

       ДД.ММ.ГГГГ Шаврина Т.В. обратилась в Первомайский районный суд города Омска по месту своего жительства (л.д. 12) с заявлением о признании незаконным бездействия ответчика в порядке, предусмотренном ст.ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

       При этом согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы...

       К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

       нарушены права и свободы гражданина;

       созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

       на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

       В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1);       решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему… (часть 2);      в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда… (часть 3);       суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4).

       Как следует из объяснений и отзывов участников дела и представленных документов, в том числе ответа прокуратуры Омского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ за на обращение Шавриной Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-28, 36, 41), уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении подготовки градостроительного плана на земельный участок ответчик направил заявительнице ДД.ММ.ГГГГ, а сам градостроительный план - ДД.ММ.ГГГГ

       Действующее законодательство предусматривает возможность признания судом действий, решений либо бездействия, в том числе органов местного самоуправления, одновременно с обязанностью последних устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

       В рассматриваемом случае на момент разрешения заявления Шавриной Т.В. ответчик уже выдал последней градостроительный план на земельный участок, тем самым уже устранив возможное нарушение сроков подготовки и выдачи градостроительного плана.

        При таких обстоятельствах необходимость обсуждения действий (бездействия) ответчика, выраженных, как указала заявительница «в не подготовке и не выдаче в установленный законом срок градостроительного плана на земельный участок…», в сложившейся ситуации на предмет их законности (незаконности), обоснованности (необоснованности) и так далее, отсутствует.

       Доводы заявительницы о том, что решение суда по заявленным требованиям позволит избежать нарушений ее прав и свобод либо создания препятствий в их осуществлении со стороны ответчика при последующих обращениях по иным возможным вопросам, основанием для этого не является.

       Иные возможные действия (бездействие) ответчика заявительница не лишена возможности оспорить в общем порядке, а вопросы (споры) о возможных убытках, причиненных ответчиком в данном случае и при наличии вины последнего, заинтересованные лица не лишены права и возможности с представлением соответствующих доказательств разрешить в порядке искового производства с соблюдением правил подсудности (ст.ст. 28, 131-132 ГПК РФ).

       Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258, 320-321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении заявления Шавриной ТВ о признании незаконным бездействия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выраженное в не подготовке и не выдаче в установленный законом срок градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, отказать.

       На решение в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первомайский районный суд города Омска для рассмотрения Омским областным судом.

       Судья                                                                                        Решение вступило в законную силу 01.08.2012 года.