Гражданское дело № 2-2035/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Омск 24 июля 2012 года Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сактагановой Г.Н. с участием помощника прокурора Центрального АО города Омска Лепешонковой В.М. при секретаре Евтушенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального АО города Омска к Обществу с ограниченной ответственностью Торговая компания «Инкос» об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда, установил: Прокурор Центрального АО города Омска обратился с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Торговая компания «Инкос» (далее - ООО ТК «Инкос») об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей спецификацией организации работы по охране труда. В обоснование требований указано, что прокуратурой ЦАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ходе которой, выявлены нарушения в деятельности ООО ТК «Инкос». В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Частью 2 статьи 22 ТКРФ установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель помимо прочего обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией закреплен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011№342н. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по аттестации рабочих мест ООО ТК «Инкос» не проводились. В результате не проведения аттестации рабочих мест в ООО ТК «Инкос» нарушаются конституционные права работников на труд, отвечающий условиям безопасности, создается угроза жизни и здоровью работников при выполнении ими трудовых функций, так как рабочие места по условиям труда не аттестованы, оценка условий труда, травмобезопасности в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов не проведена, условия труда не приведены в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Численность рабочих в ООО ТК «Инкос» составляет .. человек, количество рабочих мест - _. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Ссылаясь на положения ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 45, 122, 123, 124 ГПК РФ, ст. 212 ТК РФ, просили обязать ООО ТК «Инкос» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, взыскать с ответчика государственную пошлину (л.д. 2-3). В судебном заседании помощник прокурора Центрального АО города Омска Лепешонкова В.М., поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям. Представители ответчика - ООО ТК «Инкос» - в судебное заседание не явились, были извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в их отсутствие не просили (л.д. 22). С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства. Суд, заслушав помощника прокурора Центрального АО города Омска Лепешонкову В.М. изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела установлено следующее. В дело представлена копия Устава ООО «ТК «Инкос» (л.д. 8-12). Представлено свидетельство о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением ДД.ММ.ГГГГ ООО ТК «Инкос» государственного регистрационного номера № и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 6-7), копия решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность директора ООО ТК «Инкос» - Е. . Основополагающие права человека в сфере труда включают также право на справедливые и благоприятные условия труда. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах ... года право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает, в том числе, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Конституционные положения нашли свое развитие в действующем законодательстве о труде. Трудовой кодекс конкретизирует, что следует понимать под правом работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ), и предусматривает комплекс гарантий, обеспечивающих реализацию этого права (ст. 220 ТК РФ). В частности, работник может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. На работодателя, соответственно, возложены обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда, в том числе, обязанность обеспечить поведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ). В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан предоставлять гарантии и льготы сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Оценить вредность или опасность условий труда можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест - это оценка условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ). Порядок ее проведения определен Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). В силу пункта 1 Порядка он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (пункт 2). При этом, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (пункт 4). Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда ( пункт 5). Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах. В соответствии с п. 9 Порядка для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Согласно п. 10 Порядка в состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники. При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда). Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя (пункт 11). В соответствии с п. 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: - приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; - перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, согласно приложению № 1 к Порядку; - карты аттестации рабочего места по условиям труда, согласно приложению № 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению № 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок; - сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно приложению № 6 к Порядку; - сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, согласно приложению № 7 к Порядку; - план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, согласно приложению № 8 к Порядку; - протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), согласно приложению № 9 к Порядку; -сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением № 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); - протоколы заседаний аттестационной комиссии; - заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); - предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю). Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункт 45). В соответствии с п. 46 Порядка документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель. Ответчиком в суд не представлено возражений относительно иска, кроме того, не представлены документы, подтверждающие образование аттестационной комиссии либо проведение аттестации Аттестующей организацией, кроме того, не представлен пакет документов, предусмотренный п. 44 Порядка. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для признания незаконным бездействия ООО ТК «Инкос» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, надлежащих доказательств обратного ответчиком суду не представлено, поэтому суд считает, что исковое заявление прокурора Центрального АО города Омска подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При этом размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Статьей 89 ГПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем ч. 1 ст. 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, суд приходит к выводу, что по данному гражданскому делу ответчик обязан уплатить государственную пошлину в размере ... рублей в местный бюджет. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить исковое заявление прокурора Центрального административного округа города Омска. Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Инкос» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда противоречащим трудовому законодательству. Обязать Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания «Инкос» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Инкос» государственную пошлину в размере ... рублей в местный бюджет. Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Омска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. На заочное решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Сактаганова Г.Н. Заочное решеие не вступило в законную силу 15.10.2012 г.