Решение от 02.08.2012 по делу №2-2254/2012 по иску прокурора САО г. Омска к БОУ г. Омска `Средняя общеобразовательная школа №82`, департаменту образования администрации г. Омска об обязании обеспечить средствами индивидуальной защиты



Дело № 2-2254/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск                02 августа 2012 года

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В.,

с участием помощника прокурора САО города Омска Кирилловой Е.А.,

при секретаре Обуховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному образовательному учреждению города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82», Департаменту образования Администрации города Омска об обязании обеспечить бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» средствами индивидуальной защиты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор САО города Омска обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному образовательному учреждению города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82», Департаменту образования Администрации города Омска об обязании обеспечить бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» средствами индивидуальной защиты.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой САО города Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» (далее - Учреждение). Проведенной проверкой установлено, что в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» имеется <данные изъяты> противогазов с истекшим сроком годности. Таким образом, Учреждение не обеспечено противогазами. Вместе с тем, численность постоянного состава персонала Учреждения составляет <данные изъяты> человека. С учетом требования п. 8 Положения потребность Учреждения в противогазах для постоянного состава работников составляет <данные изъяты> единиц. Таким образом, ненадлежащее выполнение ответчиками обязанностей по выполнению требований в области гражданской обороны может повлечь человеческие жертвы в случае наступления военного времени либо совершения террористического акта ввиду отсутствия возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами).

На основании изложенного просил обязать ответчиков обеспечить бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве <данные изъяты> единиц.

В судебном заседании помощник прокурора САО города Омска заявленные исковые требования поддержала, по доводам, указанным в иске.

Представитель департамента образования Администрации города Омска возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что средствами индивидуальной защиты производится обеспечение только в военное время. В настоящее время в городе Омске мирное время, соответственно применение указанных истцом положений недопустимо. При этом противогазы не являются средствами радиационной, химической и биологической защиты. Доказательств того, что департамент образования администрации города Омска, являясь главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования города Омска, может в силу своих полномочий осуществить финансирование Учреждения, истцом не представлено.

Представитель БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что для комплектации Учреждения противогазами денежные средства не выделяются. Пояснила, что учреждением за счет собственных денежных средств были приобретены противогазы в количестве <данные изъяты> единиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования); подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение; разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации и т.д.

Согласно Уставу (л.д. 10-23), утвержденному приказом директора департамента образования Администрации города Омска 19 сентября 2011 года и согласованному с заместителем директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразоваельная школа №82» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «Об образовании».

Учредителем БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска.

Пунктами 1.5., 1.6. Устава установлено, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Учреждение от своего имени имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Судом установлено, что в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» выявлены нарушения обязательных требований: не осуществляется своевременное накопление, освежение средств индивидуальной защиты в соответствии с приказами МЧС России от 21 декабря 2005 года № 993 пункты 2, 3, 4, 6, 41. В БОУ г. Омска «средняя общеобразовательная школа №82» имеются <данные изъяты> противогазов с истекшим сроком годности (1975, 1977, 1972, 1965, 1974, 1964, 1969 годов выпуска).

Из объяснения директора БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» А. данных по результатам проверки, следует, что на период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год разработан и утвержден план накопления средств индивидуальной защиты для постоянного состава сотрудников, который составляет <данные изъяты> человека. Планом финансово - хозяйственной деятельности сформированный на <данные изъяты> год, финансирование обеспечения безопасности учреждения не предусмотрено.

Хранение средств индивидуальной защиты с истекшим сроком годности противоречит п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС отсутствуют в нарушение п. ж ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года и п. 6, п. 20, приказа Минобрнауки РФ от 26 сентября 2005 года № 245 п.п. 5, 12 (л.д. 6).

При этом согласно расчету средств индивидуальной защиты, исходя из численности состава персонала БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» <данные изъяты> человека необходимо наличие <данные изъяты> противогазов (<данные изъяты>)) (л.д. 30).

В соответствии со ст. 1 № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В силу ст. 9 указанного Федерального закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, которым предусмотрено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Также в указанный перечень включены запасы иных средств: вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства (п. 3 Положения).

В силу п. 5 Положения, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Приложением № 10 к п. 2.9.12 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС РФ от 27 мая 2003 года № 285, установлены рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля - предельным сроком являются 25 лет.

Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года № 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Пунктом 6 положения установлено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Согласно п. 7 Положения, обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно - опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В соответствии с п. 8 Положения накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Судом установлено, не отрицается ответчиками, что учреждение не обеспечено средствами индивидуальной защиты, а имеющиеся средства индивидуальной защиты подлежат списанию ввиду утраты эксплуатационных свойств.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Пунктом 4.15 Устава предусмотрено, что источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются не только субсидии из бюджета города Омска, но и иные источники. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета города Омска.

В силу п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органы местного самоуправления обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений.

Таким образом, обязанность по обеспечению БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» возложена на Департамент образования администрации города Омска.

БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» осуществляет образовательную деятельность, отсутствие возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты в случае возникновения чрезвычайной ситуации ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, а также персонала учреждения.

Перечисленные выше нормы права обязывают Департамент образования Администрации города Омска как учредителя принять меры к организации деятельности в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению учреждения средствами индивидуальной защиты (противогазами).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлен факт нарушения действующего законодательства и отсутствие на момент проверки в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» средств индивидуальной защиты (противогазов) в установленном количестве, находящихся в исправном состоянии и с не истекшим сроком годности, либо наличие актов лабораторных испытаний на указанные противогазы.

Учитывая приобретенные Учреждением противогазы в количестве <данные изъяты> единиц, ответчику необходимо приобрести еще <данные изъяты> противогаза.

При таких обстоятельствах, требования прокурора САО города Омска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по обеспечению учреждения средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 52единиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского административного округа удовлетворить.

Обязать Департамент образования Администрации города Омска обеспечить Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве <данные изъяты> единиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 10.10.2012