Решение от 02.09.2011 № 12-193/2011 по жалобе Ермачкова Б.А. на постановление ОНД ЦАО г. Омска от 21.07.2011



Управление надзорной деятельности Отдел Центрального административного округа г. Омска

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                               Дело № 12-193/2011                                                     

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сактагановой Г.Н., при секретаре Евтушенко Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 02 сентября 2011 года дело по жалобе Ермачков Б.А. на постановление государственного инспектора ЦАО г. Омска по пожарному надзору Дзюба А.Н. от 21.07.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Ермачкова Б.А., проживающего по адресу: <адрес>, работающего <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

                                                              у с т а н о в и л:

        Согласно представленным материалам при проведении . государственным инспектором ОНД ЦАО г. Омска по пожарному надзору Дзюба А.Н. плановой выездной проверки соблюдения правил пожарной безопасности индивидуальным предпринимателем Ермачковым Б.А. по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здание не защищено автоматической пожарной сигнализацией и смонтирована система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, не определена для производства помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ (которые подлежат обозначить на дверях помещений); отсутствует соответствующий указатель гидранта (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающего покрытия); во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; не разработаны распорядительные документы, устанавливающие противопожарный режим на объекте; в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость; допущено хранение в подвальном этаже баллонов с газами, а также хранение горючих материалов, размещение мастерских (иных хозяйственных помещений без изолированного в них выхода от общих лестничных клеток); допущено применение глухих металлических решеток на окнах; в каждом отсеке подвального этажа не выполнены не менее двух люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м; допущено загромождение эвакуационных путей, различными материалами, изделиями, производственными отходами; выход из подвального этажа не выполнен непосредственно наружу обособленным от общей лестничной клетки здания; в лестничной клетке отсутствуют световые проемы площадью не менее 1,2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже; ширина лестничных площадок выполнена менее ширины марша; в лестничной клетке допущено размещение оборудования на высоте не менее 2,2 м. от поверхности проступи и площадок лестниц; из лестничной клетки отсутствует выход наружу     на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль; в подвальном этаже допущено размещение помещения, в котором при эксплуатации оборудования выделяются горючие газы; не разработаны и не выявлены на видные места планы эвакуации людей на случай пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, ГОСТ Р 12.2.143-2002; допущено хранение в одном помещении кислородных баллонов и баллонов с ГГ; допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, а также не выполнена степень защиты светильников не менее 1Р 23; электрические аппараты и магнитные пускатели не выполнены со степенью защиты оболочки не менее, чем 1Р 44; части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными перегородками с заполнением проемов второго типа; помещения разной функциональной опасности не обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами (производственные помещения от административных); несущие элементы здания (колонны) не выполнены с пределом огнестойкости не менее R 90; допущена на прилегающей территории свалка горючих отходов, мусора, что является нарушениями пунктов 3.21,32,33.90,13.6,15,37,40,16,665,57,60,53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ЛПСБ № 313 от 30.06.2003; п. 1.12 СНиП 2.08.02-89*; п. 6.10 СНиП 31-06-2009; п. 6.35, 6.9, 6.32*. 6.31*, 6.34*, 7.4, 6.11, 7.7, 7.18, 5.14* таблица 1, п. 5.18* таблица 4* СНиП 21-01-97*, п. 7.4.26, 7.4.20 ПУЭ, п. 14 НПБ 110-0, п. 5.1 НПБ 104-03.

        На основании изложенных фактов в отношении индивидуального предпринимателя Ермачкова Б.А государственным инспектором ЦАО г. Омска по пожарному надзору Дзюба А.Н. составлены протоколы № , ., вынесено постановление от 21.07.2011, согласно которому Ермачков Б.А. привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

            Ермачковым Б.А. подана жалоба в Первомайский районный суд г. Омска на вышеуказанное постановление.

            В обоснование указано, что он является собственником жилого дома общей площадью 239,90 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании решения Первомайского районного суда г. Омска от ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от .. Считает постановление государственного инспектора Управления надзорной деятельности Отдела Центрального административного округа <адрес> ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Омской области Дзюба А.Н. от 21 июля 2011 года незаконным по следующим основаниям.

В Постановлении государственного инспектора Управления надзорной деятельности Отдела Центрального административного округа г. Омска ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Омской области Дзюба А.Н. от 21.07.2011 он привлечен к административной ответственности как гражданин РФ, но с наложением штрафа в размере 40 000 руб., хотя максимальное наказание для гражданина РФ в виде штрафа по указанным в Постановлении ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ не может превышать 4000 рублей. На основании изложенного, просит постановление государственного инспектора Управления надзорной деятельности Отдела Центрального административного округа г. Омска ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Омской области Дзюба А.Н. от 21.07.2011 о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 руб. отменить.

В судебное заседание Ермачков Б.А. не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.

Защитник Ермачкова Б.А. -Беккер М.А., действующий на основании доверенности от . пояснил, что Ермачков Б.А. привлечен как физическое лицо, вместе с тем наказание ему назначено как индивидуальному предпринимателю. Кроме того, в постановлении и в протоколах указано на нарушение п.п. 16, 13, 6, 15, 33, 37, 40 Правил пожарной безопасности, которые относятся к требованиям в отношении зданий и сооружений, т.е. к нежилым помещениям, тогда как проверялся жилой дом, принадлежащий Ермачкову Б.А.

           В судебном заседании представитель ОНД ЦАО г. Омска Дзюба А.Н. пояснил, что он выходил для плановой проверки, утвержденной прокуратурой округа, ИП Ермачкова Б.А. Проверен частный дом, на 1 этаже которого находится СТО, в подвале осуществляется деятельность, связанная с шинами. Он по виду здания определил, что оно используется как нежилое, документов, подтверждающих перевод нежилого здания из жилого у него не имеется. Он выносил постановление в отношении ИП Ермачкова Б.А., при обозрении в судебном заседании постановления от 21.07.2011 не мог пояснить почему указано о привлечении Ермачкова Б.А. как физического лица, подтвердил, что нигде кроме как в графе «работающего» не указано на статус Ермачкова Б.А. и на привлечение последнего к административной ответственности как индивидуального предпринимателя.

           Выслушав защитника Беккера М.А., представителя ОГПН ЦАО г. Омска Дзюба А.Н. и исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

           Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

           Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

             Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от . , они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

За нарушения указанных требований законодательства установлена административная ответственность по ст. 20.4. КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

           Статьей 26.1. КоАП РФ закреплено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Судом установлено, что . протоколы об административных правонарушениях в отношении Ермачкова Б.А. составлены и проверка деятельности последнего по настоящему делу проведена надлежащим должностным лицом в соответствии с основными требованиями административного законодательства с участием самого Ермачкова Б.А., который собственноручно выразил согласие с данными указанных протоколов об административных правонарушениях по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора ОНД ЦАО г. Омска по пожарному надзору Дзюба А.Н., Ермачков Б.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3,4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Вместе с тем в представленных ОНД ЦАО г. Омска материалах административного дела отсутствуют документы в отношении объекта недвижимости, в котором проводилась проверка требований пожарной безопасности.

Из представленного стороной защиты свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданного Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним ., следует, что Ермачкову Б.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 239.90 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 3).

Учитывая, что фактически проверке подвергался жилой дом суд считает необходимым исключить из мотивировочной части постановления от . указание на нарушение п.п. 6, 13, 15, 16, 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), поскольку они относятся к требованиям, предъявляемым к организациям и индивидуальным предпринимателям и зданиям и строениям, кроме индивидуальных жилых домов. Кроме того, необходимо исключить ссылку на нарушение п. 1.12 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», поскольку данный СНиП изложен в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2010, с изменением номера на СНиП 31-06-2009.

В представленных документах ОНД ЦАО г. Омска ссылаются, что Ермачков Б.А. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ..

Однако в оспариваемом постановлении ОНД ЦАО г. Омска Ермачков Б.А. привлечен к административной ответственности как гражданин, о том, что он привлечен к ответственности как индивидуальный предприниматель в постановлении не указано, однако штраф установлен как для индивидуального предпринимателя в размере 40 000 руб.

Вышеизложенные требования административного законодательства инспектором ОНД ЦАО г. Омска Дзюба А.Н. при вынесении 21.07.2011 постановления в отношении Ермачкова Б.А. не выполнены, что дает суду законные основания в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ для изменения постановления, поскольку при этом, не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом материалов настоящего административного дела суд приходит к выводу, что вина Ермачкова Б.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4. КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, нашла свое полное подтверждение.

           Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Ермачкова Б.А. в порядке ст.4.3. КоАП РФ, суд не усматривает.

        При назначении вида и размера наказания суд в соответствии с требованиями ст.ст.3.1 и 4.1. КоАП РФ учитывает обстоятельства совершения правонарушения, его тяжесть, а также личность Ермачкова Б.А, который ранее не привлекался к административной ответственности, характер самих нарушений требований пожарной безопасности по делу, в связи с чем, суд считает возможным назначить Ермачкову Б.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб., предусмотренного санкцией ч. 1, 3, 4 ст. 20.4. КоАП, что будет в данном случае надлежащей мерой ответственности в целях предупреждения совершения со стороны Ермачкова Б.А. новых аналогичных правонарушений. Оснований для назначения Ермачкову Б.А. иного вида наказания или для прекращения производства по данному делу суд не находит.

          Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10., ст. 30.6., п. 1 ч. 2 ст. 30.7. КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Постановление государственного инспектора Центрального административного округа города Омска по пожарному надзору от 21 июля 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Ермачкова Б.А. изменить.

          Признать Ермачкова Б.А. виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4. КоАП РФ.

          Назначить Ермачкову Б.А. наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей, подлежащих перечислению ИНН 5503084944 расчетный счет №40101810100000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г.Омск БИК 045209001ОКАТО 52401000000 КПП 550301001 (ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области).

Одновременно Ермачкову Б.А. разъяснить, что в соответствии со ст.32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (ч.1). Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 32.3 настоящего Кодекса (ч.3) При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.5).

        Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г.Омска в течение десяти суток со дня его вынесения, а правонарушителем - в тот же срок со дня вручения или получения копии постановления.

Решение вступило в законную силу 02.09.2011а