дело 12-186 /2012 по жалобе БУ `Детский сад № 283`



Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 74 Советского административного округа города Омска мировой судья судебного участка № 78 Советского административного округа г. Омска Степанова Е.В.

Дело № 12-186/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Рубе Т.А.,

при секретаре Благовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ дело по жалобе Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 283 комбинированного вида» на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 74 Советского административного округа города Омска мирового судьи судебного участка № 78 Советского административного округа г. Омска Степановой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 283 комбинированного вида" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей 00 копеек,

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес> БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» не выполнило в установленный срок законное предписания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: <данные изъяты>

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 74 Советского административного округа города Омска мирового судьи судебного участка № 78 Советского административного округа г. Омска Степановой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей 00 копеек (л.д.43-45).

БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» не согласилось с вышеуказанным постановлением и просило его отменить, ссылаясь на то, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Аналогичная позиция изложена в Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения от ДД.ММ.ГГГГ «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Устранить выявленные нарушения учреждение не имеет возможности, так как это требует больших финансовых вложений. Учреждение является бюджетным и не имеет самостоятельных источников финансирования, кроме денежных средств, поступающих от департамента образования Администрации города Омска, не осуществляет платные образовательные услуги и не занимается коммерческой деятельностью. В соответствии с Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 413 департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования. Основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются:

1) создание в подведомственных муниципальных образовательных
учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской
Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав
граждан на получение образования;

2) обеспечение реализации муниципальной политики Администрации города
Омска в сфере образования, определение направлений совершенствования деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений;

3) разработка и реализация долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ развития, ведомственных целевых программ функционирования и проектов в сфере образования;

4) организация, регулирование и контроль за финансово-экономической
деятельностью подведомственных муниципальных учреждений;

5) создание необходимых условий для материально-технического
обеспечения подведомственных муниципальных учреждений;

6) реализация отдельных государственных полномочий Омской области в
сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. В сфере финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых также относится департамент образования Администрации города Омска. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета) каковым является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Департамент образования Администрации города Омска является органом местного самоуправления и несет обязательство по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в том числе и бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 283 комбинированного вида» как учредитель. В соответствии со статьей 2.2 Кодекса об административных правонарушениях существует исчерпывающий перечень форм вины: административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; административное правонарушение признается совершенным по
неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность
наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без
достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение
таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких
последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Действия (бездействия) муниципального учреждения не подпадает ни под одну из вышеперечисленных форм вины. Считает, что в действиях учреждения отсутствует вина, в виду отсутствия соответствующего бюджетного финансирования, а также принятием всех исчерпывающих мер, должно быть признано судом в качестве основания для освобождения юридического лица от ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения. В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано

доказывать     свою     невиновность,     вина в     совершении     административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Вследствие отсутствия соответствующего бюджетного финансирования, а также принятия всех исчерпывающих мер считают, что в действиях учреждения отсутствует вина, что должно признано судом в качестве основания для освобождения юридического лица от ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании представитель БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» Прозорова Н.П., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала полностью. Суду пояснила, что юридическое лицо действительно в установленный срок не выполнило предписание органов пожарного надзора, однако, полагает, что вины детского сада в этом нет, так как им не было предоставлено необходимое финансирование для выполнения указанных работ. После получения предписания она, как заведующая детским садом, неоднократно обращалась в Департамент образования о выделении денежных средств, но деньги выделены не были. Предполагает, что на выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности необходимо около 1000000 рублей, однако обосновать данную сумму не может. Расчет затрат, необходимых для проведения работ, она не производила. В ДД.ММ.ГГГГ, после окончания срока исполнения предписания была проведена экспертиза, согласно которой выполнение работ для устранения указанных в предписании нарушений возможно. Иных мер для исполнения предписания она не предпринимала.

Государственный инспектор САО г. Омска по пожарному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, о причине неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида», исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 13 ст. 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 6 ФЗ « О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом, должностные лица пожарного надзора при осуществлении задач надзорной деятельности имеют право, в том числе, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в не рабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Аналогичная норма закреплена в п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образовавшегося в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на территории РФ, БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГГ., местонахождение: <адрес>

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что Детский сад № 283/10: двухэтажное здание с двухэтажной пристройкой, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида".

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором САО г. Омска по пожарному надзору БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено не выполнение пунктов ранее выданного предписания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: <данные изъяты>

Представитель БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" факт не исполнения предписания в указанной части в установленный срок не оспаривает.

Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела в отношении БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" составлены надлежащим должностным лицом в соответствии с основными требованиями административного законодательства.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении представитель БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" был извещена в установленном порядке.

Административный материал в отношении БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" рассмотрен мировым судом с соблюдением порядка, установленного КоАП РФ, с участием представителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" приняло все необходимые меры для исполнения предписания <данные изъяты> в установленный срок.

В обоснование своей позиции представитель юридического лица ссылается на письма, направленные администрацией БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" в департамент образования Администрации города Омска, а так же депутатам Омского городского Совета.

Однако, суд считает необходимым отметить, что до настоящего времени юридическим лицом БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" не произведен расчет расходов на проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, направленные в адрес департамента образования Администрации города Омска письма о дополнительном финансировании ничем не мотивированы.

Экспертиза для решения вопроса о технической возможности проведения работ, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ была заказана и проведена только ДД.ММ.ГГГГ, по истечению установленного предписанием срока до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из изложенного, мировой судья при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ пришел к правильному выводу, что БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида" имело реальную возможность для выполнения законного предписания в полном объеме, однако соответствующие меры не предприняло.

Мировым судьей дана надлежащая и правильная оценка представленным материалам дела в соответствии с действующим законодательством, исследование обстоятельств проведено объективно, постановление по делу мотивировано с изложением доказательств виновности БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» и обстоятельств совершенного последним правонарушения, вина БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» в совершении вмененного ему административного правонарушения по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ установлена и подтверждена, БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» обоснованно и правомерно признано виновным в совершении данного административного правонарушения, за что ему назначено наказание по санкции ч. 13 ст. 19.5. КоАП РФ с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения.

В связи с изложенным суд не находит оснований для изменений или отмены, постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в отношении БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь ст. 29.10., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7. и ст. 30.8. КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 74 САО г. Омска мирового судьи судебного участка № 78 САО г. Омска Степановой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании Бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад № 283 комбинированного вида" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 90000 рублей 00 копеек оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья           Т.А. Рубе