Нарушение пожарной безопасности 05.07.2010



Дело №5-124/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Омск 05 июля 2010 г.

ул.9-Северная д.99 каб.304

Судья Первомайского районного суда г.Омска Сергеев В.П. при секретаре Каргаполовой Ю.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4. КРФоАП, в отношении ЗАО «Нефтегаз» ...,

у с т а н о в и л:

Согласно представленным материалам при проведении отделом государственного пожарного надзора САО г.Омска проверки АГЗС ЗАО «Нефтегаз», расположенной по адресу: г...., выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует технико-эксплуатационная документация (ТЭД), согласованная в порядке, установленном НПБ 03-93, содержащая требования к зданиям и сооружениям АГЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроки службы и гарантийных обязательствах завода изготовителя; здание операторной АГЗС не имеет требуемую степень огнестойкости не ниже II и класс конструктивной пожарной опасности не более С1 (фактически операторная выполнена V степени огнестойкости); планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за ее пределы; размещение технологической системы АГЗС не обеспечивает ее целостность и работоспособность при воздействии на нее возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств и т. п.); не определена категория наружных установок по пожарной опасности (не предоставлены расчеты); площадка с резервуаром СУГ не имеет самостоятельного ограждения, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполненная из негорючих материалов, не
препятствующих свободному проветриванию; не предусмотрено устройство сбросной трубы паров СУГ, обеспечивающей при возникновений пожароопасной ситуации или пожара выброс газа из оборудования; не предоставлены достоверные сведения по запорной трубопроводной арматуре с ручным
приводом, применяемой на технологическом оборудовании, в котором обращается СУГ на
соответствие ее требованиям ГОСТ 9544 по классу герметичности затворов (требуется класс В), не
предоставлены достоверные сведения (паспортные значения) параметров испытаний на надежность
запорной арматуры, предназначенной для герметизации резервуаров СУГ отводящих трубопроводов
и патрубков, не хуже следующих значений: наработка на отказ - не менее 20 000 циклов (20 000 часов), периодичность технического обслуживания, связанного с заменой элементов, не чаще чем в 5 лет, полный назначенный ресурс применяемой запорной арматуры, в том числе с принудительным приводом, должен превышать его расчетную величину не менее чем на 20 % и должен быть указан в ТЭД; резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % геометрического объема) (заполнение резервуара предусмотрено посредством автоцистерны); ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков в резервуары для хранения СУГ осуществлены в местах, расположенных ниже номинального уровня их заполнения; резервуар с СУГ не оснащен линией его аварийного опорожнения в АЦ; помещение операторной АГЗС не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации; не обеспечено при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АГЗС в автоматическом режиме: прекращение операции по наполнению резервуаров топливом, перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала; не обеспечено требуемое расстояние 300 метров до общественных зданий (METRO) (фактически 90 метров); не обеспечено требуемое расстояние 60 метров до автодороги (фактически 10 метров); на АГЗС допущено применение воздушных линий электропередач; не демонтированы «глухие» металлические решетки либо не установлены распашные решетки на окнах, что является нарушениями п.п.3, 40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Министром РФ по делам ГО и ЧС и ЛПСБ и введенных приказом №313 от 30.06.2003 г., п.3, п.4, п.30 приложение 6, п. 9, п. 31, п. 3 приложение 6, п.11 приложение 6, п.19.9 приложение 6, п.20.5 приложение 6, п.34 приложение 6, п.20.8 приложение 6, п.27 приложение 6, табл. п.6.4, п.42 НПБ 111-98*, п.33 НПБ 105-03 табл. 7. На основании изложенных фактов в отношении ЗАО «Нефтегаз» в соответствии с основными требованиями административного законодательства надлежащим должностным лицом - сотрудником ОГПН САО г.Омска составлены протокол б/№ об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4. КРФоАП от 07.07.2010 г., протокол б/№ от 07.06.2010 г. о временном запрете деятельности, Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности №485 от 03.06.2010 г.

В судебном заседании представитель ЗАО «Нефтегаз» вину в инкриминируемом правонарушении по ч.1 ст.20.4. КРФоАП признал частично, заявив, что ряд нарушений пожарной безопасности ЗАО «Нефтегаз» по протоколу об административном правонарушении от 07.06.2010 г. вменены необоснованно, также пояснив, что в настоящее время ряд нарушений пожарной безопасности на АГЗС ЗАО «Нефтегаз», расположенной по адресу: ..., уже устранены.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные и полученные материалы дела, суд приходит к следующему:

согласно положениям ст.1.5. КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

ст.2.1. КРФоАП установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

положениями ч.1 ст.20.4. КРФоАП установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

грубых нарушений положений законодательства по порядку проведения ОГПН САО г.Омска проверки деятельности ЗАО «Нефтегаз», что явилось основанием для возбуждения данного административного производства, суд не усматривает.

суд находит не соответствующими положениям законодательства ссылки ЗАО «Нефтегаз» на Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», так как положениями ч.1 ст.20.4. КРФоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований пожарной безопасности, установленных не только Законом, но и соответствующими нормами, к которым безусловно относятся НПБ 111-98*, ППБ 01-03 и НПБ 105-03, имеющими юридическую силу.

при этом суд отмечает, что ряд нарушений пожарной безопасности ЗАО «Нефтегаз» по настоящему делу инкриминированы необоснованно:

- требования п.11,19.9,20.5,20.8,27 и 34 Приложения №6 НПБ 111-98* к оборудованию, используемого ЗАО «Нефтегаз» на АГЗС по настоящему делу, вменены необоснованно, так как ЗАО «Нефтегаз» использует оборудование от завода-изготовителя без самостоятельных изменений, при этом данное оборудование проходит соответствующее поверку, что подтверждено документально.

- по п.31 НПБ 111-98*, в соответствии с которым технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЗС, каких-либо доказательств по его нарушению в суд не представлено. Суд при этом не признает обоснованным ссылку ЗАО «Нефтегаз», что п.31 НБП 111-98* утратил свою силу.

- с учетом положений ст.66 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» доводы ЗАО «Нефтегаз» по оспариванию необходимого по п.п.6.4 таблицы НПБ 111-98* расстояния до дорог и общественных зданий являются вполне допустимыми и объективными.

- п.3. Приложения №6 НБП 111-98* установлено, что площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. Данные нормативные положения имеют отношение к требованиям к размещению и территории многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС, что не имеет место по АГЗС по настоящему делу в отношении ЗАО «Нефтегаз».

Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденными приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 г. N 25 с последующими изменениями, устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом, при этом указанные нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности. (п.1*). По отношению к АГЗС, что имеет место по настоящему делу в отношении ЗАО «Нефтегаз», требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением №6 (п.5*)

требованиями п.п.3* и 4* указанных Норм установлено, что при проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93, ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования. Данные положения по своему содержанию свидетельствуют о том, что ТЭД должна иметься на действующих АГЗС и предъявляться соответствующим контролирующим органам, к которым относится и ОГПН, в связи с чем суд не признает объективным доводы ЗАО «Нефтегаз», что нарушение п.п.3* и 4* НПБ 111-98* по протоколу об административном правонарушении от 07.06.2010 г. инкриминировано необоснованно, нарушение указанных нормативных положений, по мнению суда, имеет место в действиях ЗАО «Нефтегаз» по настоящему делу.

требованиями п.42 НБП 111-98* установлен запрет предусматривать на АЗС воздушные линии электропередач, что полностью имеет место в отношении АГЗС ЗАО «Нефтегаз» по настоящему делу. Данное нарушение ЗАО «Нефтегаз» не оспаривается, при этом последним приняты действенные меры по его устранению, что имеет место также по несоблюдению ЗАО «Нефтегаз» требований п.40 ППБ 01-03 в виде наличия «глухих» металлических решеток на окнах АГЗС, что ЗАО «Нефтегаз» также устранено путем установки распашных решеток.

суд также находит доказанным нарушения со стороны ЗАО «Нефтегаз» по данному делу требований п.30 Приложения №6 НПБ 111-98* в виде отсутствия у здания операторной АГЗС требуемой степени огнестойкости и не предоставления ОГПН САО г.Омска в ходе проверки расчетов определения категории наружных установок по пожарной безопасности, что подтверждается материалами дела и по сути ЗАО «Нефтегаз» не оспаривается.

Таким образом, с учетом материалов дела и предоставленных документов суд находит подтвержденными факты нарушений со стороны ЗАО «Нефтегаз» вышеизложенных требований НПБ 11-98*, НБП 105-03 и ППБ 01-03, не доверять материалам дела ОГПН САО г.Омска по данным фактам у суда оснований не имеется, в связи с чем привлечение ЗАО «Нефтегаз» к административной ответственности по настоящему делу по ч.1 ст.20.4. КРФоАП является правомерным, при этом суд считает необходимым отметить, что со стороны ЗАО «Нефтегаз» после выявления контролирующим органом (ОГПН САО г.Омска) нарушений требований пожарной безопасности часть указанных выше нарушений были устранены, что по сути свидетельствует о признании ЗАО «Нефтегаз» необходимости соблюдения данных требований законодательства.

С учетом вышеизложенного и материалов дела суд считает, что вина ЗАО «Нефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КРФоАП - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, нашла свое полное подтверждение.

Суд обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ЗАО «Нефтегаз» в порядке ст.4.2. КРФоАП, признает принятие активных мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, признание вины, привлечение к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ЗАО «Нефтегаз» в порядке ст.4.3. КРФоАП, суд не усматривает.

При назначении вида и размера наказания суд в соответствии с требованиями ст.ст.3.1. и 4.1. КРФоАП учитывает обстоятельства совершения правонарушения, его тяжесть, а также тот факт, что ЗАО «Нефтегаз» ранее к административной ответственности не привлекалось, приняло активные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, на АГЗС по настоящему делу имеются соответствующие разрешительные нормативные и лицензионные документы, ОГПН САО г.Омска выдано предписание ЗАО «Нефтегаз» по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем суд считает возможным назначить ЗАО «Нефтегаз» административное наказание в виде административного штрафа, что в данном случае, по мнению суда, будет надлежащей мерой ответственности в целях предупреждения совершения со стороны ЗАО «Нефтегаз» аналогичных проступков. Веских оснований для назначения ЗАО «Нефтегаз» иного вида наказания либо для прекращения производства по данному делу суд не находит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1., 29.7., 29.9., 29.10., 29.11. КРФоАП,

п о с т а н о в и л:

Признать ЗАО «Нефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4. КРФоАП.

Назначить ЗАО «Нефтегаз» административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, подлежащих перечислению ИНН 5503084944 расчетный счет №40101810100000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г.Омск код БК 17711630030030000140 ОКАТО 52401380000 БИК 045209001 КПП 550301001 (ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области).

Одновременно разъяснить, что в соответствии со ст.32.2. КРФоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (ч.1). Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 32.3 настоящего Кодекса (ч.3) При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.5).

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г.Омска в течение десяти суток со дня его вынесения, а правонарушителем - в тот же срок со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Первомайского районного суда г.Омска

Сергеев В.П.