решение по иску об обязании произвести денежную выплату



Дело № 2-1914/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи НИКОНОРОВОЙ Е.В.

при секретаре Бабиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыженковой А.Г. к Межрайонной ИФНС № 23 по Ростовской области об обязании произвести денежную выплату в виде средств материального стимулирования,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рыженкова А.Г. обратилась в суд с исковыми требованиями к Межрайонной ИФНС № 23 по Ростовской области об обязании произвести денежную выплату в виде средств материального стимулирования, в обоснование иска указав, что она с 02 февраля 2004 года по 20 октября 2009 года работала в ИФНС России по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону (с 01 апреля 2009 года в связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной налоговой службы - Межрайонная ИФНС России №23 по Ростовской области). 20 октября 2009 года из Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области уволилась по собственному желанию. До 20 октября 2009 года она работала в должности <данные изъяты>, до реорганизации - в должности <данные изъяты>. Уже после увольнения ей стало известно, что в двадцатых числах декабря 2009 года ответчик произвел денежные выплаты работникам по итогам работы за 2 и 3 квартал 2009 года в виде средств материального стимулирования, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти». Фактически ей за 2 квартал 2009 года средства материального стимулирования не были выплачены, поскольку были начислены в размере ... рублей, и удержаны, так как при окончательном расчете в связи с её увольнением по собственному желанию за ней числилась задолженность в указанном размере. За 3 квартал 2009 года средства материального стимулирования фактически ей были выплачены в размере ... рублей. Тогда как работникам юридического отдела Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области, находящимся в должности главного специалиста эксперта было начислено материальное стимулирование за 2 квартал 2009 года в размере ... рублей, за 3 квартал 2009 года в размере ... рублей, работникам, находящимся во 2 квартале 2009 года в должности специалиста эксперта материальное стимулирование начислено за 2 квартал 2009 года в размере ... рублей, а в должности ведущего специалиста эксперта материальное стимулирование начислено за 3 квартал 2009 года в размере ... рублей. Ответчиком в выплате материального стимулирования за 2 и 3 квартал 2009 года ей было отказано в связи с тем, что комиссией эффективности её работы за 2 и 3 квартал 2009 года принято мотивированное решение о начислении и выплате ей средств материального стимулирования сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральным гражданским служащим территориальных органов ФНС России. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (далее - Закона «О государственной гражданской службе») оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, оклада за классный чин (совместно это - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. В соответствии со статьёй 129 ТК РФ стимулирующие выплаты - доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты -являются частью заработной платы. Указанная премия за качество исполнения обязанностей (материальное стимулирование) помимо того, что явно имеет стимулирующий характер, установлена нормативными актами, в которых определены период выплаты, условия премирования, порядок определения размера премии и прочее. Истец указывает, что в течение 2 и 3 квартала 2009 года она работала в Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области, исполняла свои обязанности гражданского служащего должным образом, возложенные на неё должностным регламентом, а именно: ведение дел в Арбитражном суде Ростовской области, Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде, федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа по искам налогоплательщиков по крупным и сложным камеральным и выездным налоговым проверкам, ею осуществлялась работа с судами общей юрисдикции во всех инстанциях. На неё была возложена обязанность по ведению и составлению отчетов, формированию информационных ресурсов. На основании изложенного истица просила суд обязать ответчика выплатить в её пользу средства материального стимулирования за 2-й квартал 2009 года в размере ... рублей, за 3-й квартал 2009 года ... рублей.

Истец Рыженкова А.Г. в судебное заседание явилась, уточнила исковые требования и просила обязать ответчика выплатить в её пользу средства материального стимулирования за 2-й квартал 2009 года в размере ..., за 3-й квартал 2009 года ..., дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС № 23 по Ростовской области – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и просила в иске отказать. При этом, указав, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, в связи с чем просила применить последствия пропуска срока исковой давности.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании с достоверностью и достаточностью установлено, что в период со 2 февраля 2004 года по 20 октября 2009 года Рыженкова А.Г. работала в ИФНС России по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону (с 01 апреля 2009 года в связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной налоговой службы - Межрайонная ИФНС России №23 по Ростовской области).

19.10.2009 года на основании приказа № 203-к от 19.10.2009 года о расторжении служебного контракта, Рыженкова А.Г. была освобождена от должности <данные изъяты> и уволена по собственному желанию.

01.06.2007 между представителем нанимателя в лице начальника ИФНС России по Первомайскому району г.Ростова-на-Дону ФИО2 и Рыженковой А.Г. заключен служебный контракт № 561 о прохождении государственной гражданской службы, в соответствии с которым гражданский служащий принял на себя обязательство исполнять должностные обязанности по должности <данные изъяты>, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий ИФНС России по Первомайскому району г.Ростова-на-Дону (л.д. 80-85).

В соответствии со ст. 50 Федерального закона Российской Федерации № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что ей не были выплачены денежные средства материального стимулирования в полном объеме за второй и третий кварталы 2009 года.

Данные утверждения истца подлежат отклонению исходя из нижеследующего.

Как установлено судом, 01.04.2009 года между представителем нанимателя в лице начальника Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области ФИО3 и Рыженковой А.Г. заключено дополнительное соглашение № 48-09 к служебному контракту от 01.06.2007 года № 561, в соответствии с которым истице установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в размере ... рублей в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере ... рублей в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 15 % оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 90 % оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций территориального органа ФНС России, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

В соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно Порядку разработанному в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, согласно которому материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком, в том числе начальниками межрегиональных инспекций.

Для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах (далее - Комиссия). Основными задачами Комиссии межрегиональных инспекций и управлений являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих межрегиональных инспекций и управлений, качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; оценка эффективности деятельности нижестоящих налоговых органов; подготовка и представление начальникам межрегиональных инспекций, руководителям управлений предложений о размерах материального стимулирования гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций, управлений, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели; подготовка и представление начальникам управлений предложений о размерах материального стимулирования начальников нижестоящих налоговых органов.

Решение о выплатах и размерах материального стимулирования гражданского служащего территориального органа ФНС России принимается на основании представления начальников отделов руководителем территориального органа ФНС России и оформляется приказом.

В соответствии с приказами начальника Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области «О поощрении работников» за третий квартал 2009 года истец поощрена денежной суммой в размере ... рублей, за второй квартал 2009 года истец поощрена денежной суммой в размере ... рублей (л.д.19,20).

Заявляя требование о взыскании с ответчика невыплаченного материального стимулирования истица указала, что ответчиком в выплате материального стимулирования за 2 и 3 квартал 2009 года ей было отказано в связи с тем, что комиссией эффективности её работы за 2 и 3 квартал 2009 года принято мотивированное решение о начислении и выплате ей средств материального стимулирования, однако она считает, что данные выплаты занижены.

Между тем, положения ст. 22 ТК РФ, устанавливают перечень основных прав и обязанностей работодателя, в которой одним из основных прав работодателя является право «поощрять работников за добросовестный эффективный труд», вместе с тем, закон не обязывает работодателя это делать.

Ссылка истца на то, что в первом квартале 2008 года ей произведена выплата в размере ... рублей, во втором квартале 2008 года – ... рублей, в третьем квартале 2008 года – ... рублей, в первом квартале 2009 года – ... рубля, а также ссылка на размер выплат, произведенных другим служащим несостоятельна, поскольку размер выплат служащим налогового органа производится исходя из методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств Федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в 2009 году, утвержденной приказом ФНС России от 20.07.2009 года № ММ-8-1/23 ДПС и с учетом качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими. При определении сумм материального стимулирования сотрудников подразделений учитываются результаты по каждому направлению и соответствие их показателям эффективности деятельности.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В судебном заседании установлено, что Рыженкова А.Г. узнала о выплате ей денежных средств материального стимулирования за спорные периоды и их размерах 18.12.2009 года, с момента зачисления ответчиком суммы поощрения.

В силу положений пункта 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. №2 « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в силу соответствующих норм Гражданского процессуального кодекса РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающих из трудовых отношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Истец вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами.

Однако истцом не представлено суду отсутствия у нее возможности в течение длительного времени обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Таким образом, истцом пропущен, установленный законом срок исковой давности при обращении с требованиями о взыскании невыплаченных сумм материального стимулирования за второй и третий кварталы 2009 года.

Изучив указанные обстоятельства, суд приходит к однозначному выводу о необоснованности, заявленных Рыженковой А.Г. исковых требований, в связи с чем, считает, что в их удовлетворении должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рыженковой А.Г. к Межрайонной ИФНС № 23 по Ростовской области об обязании произвести денежную выплату в виде средств материального стимулирования отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.

Судья