2-2693/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» декабря 2010 года
Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону
в составе:
судьи Коваленко И.А.
с участием прокурора Гусева Р.П.
при секретаре Рарог Л.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах Милованова И.С. к Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону о признании незаконным постановления Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону и обязании поставить на квартирный учет с членами семьи,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что Прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону по заданию прокуратуры Ростовской области проведена проверка по обращению Милованова И.С. о нарушениях администрацией Первомайского района г. Ростова-на-Дону жилищных прав, связанных с предоставлением квартиры.
По результатам проверки выявлено, что Милованов И.С. проживает в двухкомнатной квартире <адрес>, общей площадью 44,7 кв.м, и жилой 30,2 кв.м. Милованов И.С. является инвалидом Великой Отечественной войны. Вместе с ним в квартире проживают его внук ФИО. и его несовершеннолетняя дочь ФИО1 Указанная квартира принадлежит на праве собственности Милованову И.С. (1/3 доля), ФИО (1/3 доля) и ФИО1 (1/3 доля). На Милованова И.С. приходится 14, 9 кв.м. общей площади и 10,1 кв.м. жилой площади. Администрацией Первомайского района г. Ростова-на-Дону в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Милованову И.С. было отказано. Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.04.2010 года Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону обязали поставить Милованова И.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что было сделано Постановлением главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 13.07.2010 года №726.
23.06.2004 года решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону по заявлению Милованова И.С, ФИО и его несовершеннолетняя дочь ФИО1 признаны членами семьи Милованова И.С. для оформления льгот по оплате жилищных услуг. В соответствии с ч.4 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года от 07.10.2005 года №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» к членам семьи гражданина в целях принятия на учет по его заявлению относятся: 1) супруга (супруг); 2) совместно с ним проживающие дети до вступления в брак, за исключением случаев обеспечения жильем вне очереди; 3) совместно с ним проживающие родители 4) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, признанные в судебном порядке членами его семьи. По результатам проверки прокуратурой района главе района вынесен протест на постановление № от 13.07.2010 года №726 «О постановке на квартирный учет Милованова И.С.», однако администрацией района в удовлетворении требований прокурора было отказано, поэтому истец и просил суд вынести решение, которым признать указанное постановление незаконным, обязав администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону поставить Милованова И.С. на квартирный учет с составом семьи 3 человека.
Представитель истца - помощник прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону Гусев Р.П. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Милованов И.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону Теняева С.Е, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, иск не признала, указав, что члены семьи Милованова И.С. не нуждаются в улучшении жилищных условий, решение суда о постановке на учет в его отношении исполнено. Просила в иске истцу отказать.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, поэтому суд считает возможным постановить решение в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в двухкомнатной <адрес>
Указанная квартира находится в долевой собственности истца, его внука ФИО ДД.ММ.ГГГГ рождения и правнучки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, им принадлежит по 1/3 доле квартиры, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.09.2002 года.
Из копии плана квартиры следует, что жилое помещение, которое занимает истец и члены его семьи состоит из двух смежных комнат, квартира имеет общую площадью 44,7 кв.м, и жилую 30,4 кв.м, следовательно, на долю истца и членов его семьи приходится 10,1 кв.м жилой площади и 14,9 кв.м общей площади квартиры.
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.04.2010 года Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону обязали поставить Милованова И.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указанное решение вступило в законную силу.
Постановлением Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 13.07.2010 года №726 на основании указанного решения Милованов И.С. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий общей очереди с включением в отдельные списки как инвалида Великой Отечественной войны, с составом семьи 1 человек.
Распоряжением администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 27.09.2010 года № 109 внесены изменения в постановление администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 13.07.2010 года №726, согласно которым Милованов И.С. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий общей площади с включением в отдельные списки как инвалида ВОВ.
Таким образом, суд считает, что Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону надлежащим образом исполнила решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.04.2010 года
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что Милованов И.С. должен быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий общей очереди с членами его семьи - внуком ФИО и правнучкой ФИО1, поскольку указанные лица решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону признаны членами семьи Милованова И.С.
При рассмотрении данного гражданского дела истцом в материалы дела представлена копия решения Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23.06.2004 года, согласно которому правнук ФИО и правнучка ФИО1 признаны членами семьи Милованова И.С. для оформления льгот по оплате жилищных услуг.
Вместе с тем, указанное решение не может являться основанием для удовлетворения иска.
Так, вопросы учета граждан (принятие на учет, снятие с учета, предоставление муниципального жилищного фонда и др.) в соответствии с действующим законодательством находится в компетенции районных администраций городского округа, осуществляются в соответствии с вышеназванными законодательными актами, а также Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», в редакции закона от 21.12.2009 года №327 ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 года».
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» в редакции от 09.01.2010 года, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
21 декабря 2009 года внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», которые устанавливают законодательную возможность обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 марта 2005 года.
Пунктом 2 ч.3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Согласно ФЗ от 29.06.2009 №135 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Ветеранах" внесены изменения в абзац первый подпункт 2 пункта 3 слова, и слова "22 квадратных метра" заменены словами "36 квадратных метров", таким образом, норма жилой площади, предусмотренная специально для ветеранов Великой Отечественной войны увеличилась с 22 квадратных метров до 36 квадратных метров.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 29.06.2009 №135 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец указывает на то, что члены его семьи, признанные им по решению суда, также имеют право состоять на очереди по улучшению жилищных условий и им также, как и ему, полагается по 36 кв.м жилой площади.
Вместе с тем, довод истца подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством в качестве критерия принятия на учет граждан является их нуждаемость.
Что же касается ссылки истца на положения ч.4 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года от 07.10.2005 года №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», то суд считает ее подлежащей отклонению по следующим основаниям:
Принятие на квартирный учет граждан, в том числе относящихся к определенной федеральным законодательством категории, органами местного самоуправления осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 51,52,53, 54 ЖК РФ, ст. 1,3,5 Областного Закона РО от 07.10.2005 года №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», положением «О регулировании жилищных отношений на территории г. Ростова-на-Дону», утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года №124.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года №124 принято положение «О регулировании жилищных отношений на территории г. Ростова-на-Дону». В соответствии с п. 1.2 указанного положения определение уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по учетной норме площади жилого помещения, которая представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего.
Учетная норма площади жилого помещения устанавливается равной площади жилого помещения, приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи (в том числе с учетом отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их отсутствия) и составляющей 10 и менее квадратных метров общей площади.
Но вместе с тем, в силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая то обстоятельство, что Милованов И.С. проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 44,7 кв.м, жилой площадью 30,2 кв.м, в которой зарегистрированы три человека – он, внук и правнучка, указанная квартира приватизирована на троих, на каждого из членов семьи Милованова И.С. приходится по 14,9 кв.м общей площади квартиры и по 10,1 кв.м жилой площади, в то время как учетная норма жилой площади с для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий составляет менее 10 кв.м, следовательно, в установленном законом порядке члены семьи Милованова И.С. не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то для постановки на квартирный учет Милованова И.С. с членами семьи нет правовых оснований в связи с отсутствием нуждаемости.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований, поэтому они подлежат отклонению
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах Милованова И.С. к Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону о признании незаконным постановления Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону и обязании Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону поставить Милованова И.С. на квартирный учет с составом семьи три человека - отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону.
С У Д Ь Я –
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2010 года