дело № 2-150/11



2-150/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» февраля 2011 года

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Ремизовой Н.Г.

с участием прокурора Саппа Е.И.

при секретаре Лубкиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Праймсайт», МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным, обязании демонтировать рекламную конструкцию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы, было установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес> - Комсомольский парк в г. Ростове-на-Дону, принадлежащая ООО «Праймсайт», установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044 - 2003: рекламный щит конструкции нависает над проезжей частью на 1693мм.

Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик по настоящему делу.

Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ ООО «Праймсайт» зарегистрировано Государственным учреждением Московской регистрационной палатой за государственным номером 10377393311 01, а обособленное подразделение ООО «Праймсайт» зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по РО территориальный участок 6166 по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону.

Разрешение № 6167м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдано Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону». По мнению истца, размещение рекламной конструкции противоречит требованиям Госстандарта, оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения.

На основании изложенного истец просил суд вынести решение, которым признать разрешение № 6167м на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес> - Комсомольский парк, выданное ООО «Праймсайт» МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» недействительным, обязать ООО «Праймсайт» демонтировать рекламную конструкцию, размещенную по адресу: <адрес> - Комсомольский парк, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца - помощник прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону Саппа Е.И., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, поэтому суд считает возможным постановить решение в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ООО «Праймсайт», действующий на основании доверенности ФИО, в судебное заседание явился, заявленные требования не признал и просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года №2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как установлено в судебном заседании на основании заявления на получение разрешения на установку рекламной конструкции, МУ «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» выдало ООО «Праймсайт» разрешение № 6167 на установку рекламной конструкции типа ОСС 6.0х3.0-1 ст.

Согласно указанного разрешения местом размещения конструкции является: <адрес> парк, разрешение действительно с 22.03.07г. по 22.03.2012г.

В судебном заседании прокурор указывал, что разрешение необходимо признать недействительным, поскольку рекламная конструкция установлена ответчиком ООО «Праймсайт» с нарушением ГОСТ Р 52044-2003. На том же основании истец просил также обязать ООО «Праймсайт» осуществить демонтаж рекламной конструкции.

Суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

На основании подпункта 3 пункта 4 статьи 5 Закона о рекламе рекламные конструкции не должны иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Закона установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского окру га, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии с подпунктом 17 статьи 9 Закона разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из пункта 4 статьи 19 Закона о рекламе следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТе Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городски и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

В соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены на пешеходных переходах, а также на расстоянии менее 50 м от них в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) в населенных пунктах. На территории городских и сельских поселений нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (пункт 6.2 ГОСТа Р 52044-2003). Расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100 м при площади рекламной конструкции свыше 18 кв. м (пункт 6.6 ГОСТа Р 52044-2003). Фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15 – 20 см ниже уровня грунта (пун кт 6.12 ГОСТа Р 52044-2003). Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, то есть, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

В соответствии со ст. 1 ГОСТ Р 52044-2003, стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые на автомобильных дорогах территориях городских и сельских поселений Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (п. 6.1).

В соответствии с п. п. 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в процессе осуществления которых обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, про ведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В силу ч. 17 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - закон) в разрешении на установку рекламной конструкции указывается, в том числе, место установки рекламной конструкции.

Согласно ч. 4 ст. 19 указанного закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Исходя из п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.

Порядок применения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит переходные положения (ст. 46), в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184- ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, положения утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", направленные на защиту жизни и здоровья граждан, являются обязательными для соблюдения.

В силу п. 6.5 названного ГОСТа при размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 метров. Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры не более 4 метров, должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТу 23457.

В соответствии с п. 6.1, 6.2, 6.6 и 6.7 ГОСТа Р52044-2003 не допускается размещение средств наружной рекламы на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог, а также на расстоянии менее 50 метров от них, на высоте менее 4,5 метра от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы. Расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 30 метров, а расстояние от дорожных знаков до рекламной конструкции должно быть не менее 25 метров.

Учитывая изложенное, в разрешении на установку рекламной конструкции должно быть конкретно указано место ее размещения с учетом требования ГОСТа Р52044-2003.

В обоснование своих требований истцом представлена схема, согласно которой рекламная конструкция должна была быть установлена в 2-х метрах от дорожного полотна.

При этом, представителем ответчика ООО «Праймсайт» также в материалы дела представлена схема, согласно которой, рекламный щит должен быть установлен в 5 метрах от проезжей части <адрес>. Имеются пояснения о том, что именно эта схема в настоящее время является приложением к оспариваемому разрешению 6167м, прошла согласование после изменения положений законодательства (л.д. 137).

Более того, в судебном заседании представитель истца помощник прокурора Саппа Е.И., а также представитель ответчика ООО «Прамсайт» ФИО не отрицали, что при установке рекламной конструкции действительно не соблюдены нормы ГОСТа Р 52044-2003, однако спорная конструкция расположена не там, где указано в самом разрешении на установку.

Далее, согласно акта обследования рекламной конструкции следует, что рекламный щит, в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003 нависает над проезжей частью на 1693 мм.

Более того, на вопрос суда помощник прокурора Саппа Е.И. указала, что в настоящее время, с учетом представленной ответчиком схемы (л.д. 137), разрешение на установку рекламной конструкции соответствует всем необходимым нормам и правилам, не нарушает действующего законодательства. При этом представитель истца не смогла пояснить, почему ранее истцом в материалы дела была представлены прежняя схема (л.д. 10), согласно которой, рекламный щит должен был устанавливаться от дорожного полотна в 2-х метрах. Кроме того, почему в именовании организаций, которым выдавалась указанная схема, имеется несоответствие, суду также пояснений дано не было.

Таким образом, сторонами по делу – как истцом, так и ответчиком, не оспаривалось, что в настоящее время разрешение соответствует требованиям ГОСТов, при этом установление конструкции требованиям ГОСТов не соответствует, но установлена конструкция не там, где было предусмотрено разрешением.

Следовательно, суд приходит к выводу, что разрешение на установку рекламной конструкции, выданное МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» ответчику ООО «Праймсайт» соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем требования истца о признании разрешения незаконным являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Ссылка при этом представителя истца на то, что даже с учетом того, что в данный момент разрешение соответствует Закону, однако подлежит признанию незаконным, поскольку без признания его таковым, демонтировать конструкцию не представляется возможным, подлежит отклонению, так как не основано на Законе.

Судом установлено и не отрицалось сторонами, что рекламный щит установлен ООО «Праймсайт» в нарушение схемы размещения рекламной конструкции, являющейся составной частью разрешения на установку конструкции (л.д. 143), нарушает ст. 6 ГОСТ Р 52044 – 2003, рекламный щит конструкции нависает над проезжей частью на 1693мм, сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Таким образом, требования истца об обязании ООО «Праймсайт» осуществить демонтаж спорной рекламной конструкции в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Праймсайт» демонтировать рекламную конструкцию - рекламный щит, размещенный по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части иска, отказать.

Взыскать с ООО «Праймсайт» государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону с момента изготовления мотивированного решения 07.02.2011г.

Судья: