РЕШЕНИЕ ОТ 17.02.2011



Дело № 2-278/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

судьи Филонова В.Н.

при секретаре Поздновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Праймсайт», МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на то, что при проведении прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы выявлено, что рекламосодержащая конструкция, расположения по адресу: <адрес>, принадлежащая ООО «Праймсайт» установлена с нарушениями ст.6 ГОСТ Р 52044 – 2003, а именно : средство наружной рекламы расположено на расстоянии 1.250 мм. до бордюрного камня; высота опоры 283 мм.

Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик ООО «Праймсайт».

Разрешение № на установку рекламной конструкции в ДД.ММ.ГГГГ выдано МУ «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону».

Считает, что размещение рекламной конструкции противоречит требованиям Госстандарта.

Согласно ч.9 ст.19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В силу п.3 ч.4 ст. 5 данного закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности дородного движения. Ч.4 ст. 19 закона рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Согласно ч.1 ст. 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с ч.1 ст. 46 ФЗ « О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям.

В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044 – 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г № 124.

ГОСТ Р 52044 – 2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориально размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Таким образом, ГОСТ Р 52044 -2003 подлежит обязательному исполнению, так как регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

На основании изложенного, просит суд вынести решение, которым:

- признать недействительным разрешение № на установку рекламной конструкции на <адрес>, выданное ООО «Праймсайт» МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону»;

- обязать ООО «Праймсайт» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной на <адрес> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца – помощник прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону Костоглодова Н.В. в судебное заседание явилась, просила суд иск удовлетворить, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Праймсайт», действующий на основании доверенности, Бородин В.В. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал в полном объеме, и просил суд в удовлетворении иска отказать.

Ответчик МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поэтому суд считает возможным постановить решение в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что рекламная конструкция по адресу: <адрес> установлена на основании разрешения №, выданного МУ «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» ООО «Праймсайт» со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тип рекламной конструкции типа представляет собой Св.монитор 1.2х1.8х2 стороны (л.д.5).

Позиция истца сводится к тому, что МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» выдано ООО «Праймсайт» разрешение № № на установку рекламной конструкции в нарушение положений приведенных в исковом заявлении норм законов и регулирующего отношения конкретно - ГОСТа Р 52044-2003, размещение её сейчас также незаконно, что создает угрозу безопасности дорожного движения, а поэтому влечет недействительность данного разрешения, и как следствие этого, демонтаж конструкции.

Ответчик ООО «Праймсайт», не признавая предъявленного к нему иска, письменными возражениями на иск и в выступлениях в судебных заседаниях с своего представителя, ссылается на то, что ГОСТ Р 52044-2003 подлежит добровольному применению и не носит обязательный характер. ООО «Праймсайт» не участвовало в проведении проверки прокуратуры Октябрьского района г.Ростова н/Д. Методика произведенных в ходе проверки замеров ГОСТом не определена, средства измерения не известны. Разрешение на установку рекламной конструкции выдано согласно установленной типовой форме и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Иным, кроме ГОСТа Р 52044-2003, подлежащего добровольному применению, законодательством предъявляемые истцом в качестве нарушения расстояния и отметки не предусмотрены. При выдаче разрешения получено согласование уполномоченного в области безопасности дорожного движения органа ГИБДД.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых … на остановочных пунктах движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона рекламные конструкции не должны иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с п.9 ст. 19 вышеназванного Закона установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Из п.4 ст.19 вышеназванного Закона следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Исходя из п. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.

Порядок применения ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит переходные положения (ст. 46), в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184- ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.

В данном случае требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТе Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (п. 6.1).

В силу п. 6.5 названного ГОСТа при размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 метров. Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры не более 4 метров, должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТу 23457.

В соответствии с п. 6.1, 6.2, 6.6 и 6.7 ГОСТа не допускается размещение средств наружной рекламы на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог, а также на расстоянии менее 50 метров от них, на высоте менее 4,5 метра от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы. Расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 30 метров, а расстояние от дорожных знаков до рекламной конструкции должно быть не менее 25 метров.

Судом установлено, что на момент рассмотрения спора рекламная конструкция расположена на расстоянии 1,2 м от края проезжей части, т.е. менее требуемых минимально 5 м по ГОСТу Р 52044-2003.

Данные обстоятельства подтверждаются заключением уполномоченного в сфере безопасности дорожного движения государственного органа - ГИБДД УВД по г.Ростову н/Д исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109) предоставленного по запросу суда, и свидетельствуют о размещении рекламной конструкции не в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

В виду этого следует признать, что в настоящее время предусмотренные ГОСТом Р 52044-2003 технические требования применительно к спорной рекламной конструкции ООО «Праймсайт» по данному критерию не соблюдены, и поэтому основания для её демонтажа с учетом приведенных доводов истцовой стороны имеются.

Истцом не доказано обстоятельств несоответствия размещения конструкции по заявленному основанию, связанному с высотой опоры.

Довод ответчика ООО «Праймсайт» о неизвестности средств используемых измерений и методики, подлежат отклонению. ГИБДД УВД по г.Ростову н/Д является уполномоченным в сфере безопасности дородного движения государственным органом, к компетенции которого отнесены рассматриваемые вопросы. В судебном заседании именно по инициативе ООО «Праймсайт» судом были истребованы соответствующие данные из ГИБДД городского уровня.

Таким образом, позиция истца о создании угрозы в сфере безопасности дорожного движения нашла своё подтверждение. Наличие угрозы безопасности дорожного движения, под которой в силу ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, при указанных обстоятельствах, усматривается. Иск о демонтаже рекламной конструкции подлежит удовлетворению.

При этом, требования о совершении определенных действий по демонтажу рекламной конструкции - в течение месяца с момента вступления в силу решения суда- с учетом установленности судом угрозы в сфере безопасности дорожного движения, суд находи, обоснованными.

Вместе с тем, истцом вопреки ст.ст. 56, 60 ГПК РФ, не представлено допустимых доказательств нарушений, допущенных при выдаче в ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» разрешения № на установку рассматриваемой рекламной конструкции ООО «Праймсайт».

Так, разрешение выдано согласно установленной типовой формы с учетом полученного согласования органов ГИБДД, при соблюдении требуемых ГОСТом расстояний, что подтверждается документально - схемой размещения рекламной конструкции, выполненной в виде эскиза с указанием места её размещения и метража (л.д.5-9).

На момент выдачи МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» разрешения на установку рекламной конструкции ООО «Праймсайт» предусмотренные законами «О рекламе», "О техническом регулировании" условия, в т.ч. и относительно её территориального размещения, были соблюдены, в этой связи каких-либо нарушений суд не усматривает.

Размещение же рекламной конструкции в настоящее время не в соответствии с требованиями действующего законодательства, должно повлечь её демонтаж, с устранением, таким образом, нарушений интересов неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, однако при указанных выше обстоятельствах не влечёт признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в пределах срока его действия – до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истцовой стороны, основывающиеся лишь на акте обследования рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ (обследования проведенного через три года с выдачи разрешения), где зафиксировано нарушение только в части несоблюдения расстояний, не могут являться основанием для недействительности оспариваемого разрешения.

Истцом, в соответствии со ст.ст. 55, 56 ГПК РФ, не доказаны обстоятельства, послужившие, по его мнению, основанием для обращения в суд с требованиями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции. В удовлетворении иска в этой части должно быть отказано.

На основании ст.ст. 98,103 ГПК РФ, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, обязанность по уплате госпошлины относится на ответчика в размере 4.000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Праймсайт» демонтировать рекламную конструкцию - рекламный щит, размещенный по адресу: <адрес> – в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части иска - отказать.

Взыскать с ООО «Праймсайт» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4.000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2011г.

Судья: