решение по делу 2-643/11



2-643/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» апреля 2010 года

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Коваленко И.А.

с участием прокурора Костоглодовой Н.В.

при секретаре Рарог Л.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону, действующему в интересах Жигунова В.Г. к Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действий по снятию гражданина с квартирного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что в прокуратуру Первомайского района г. Ростова-на-Дону из прокуратуры Ростовской области поступило открытое письмо адвоката ФИО о нарушении права на обеспечение жилым помещением узника фашизма, инвалида II группы Жигунова В.Г, опубликованное в газете «Южный Федеральный» от 17-23.11.2010 № 44. Также, в прокуратуру района поступило обращение непосредственно от Жигунова В.Г. о защите его нарушенного права.

По результатам проведенной проверки установлено, что Жигунов В.Г. проживает в <адрес> 18.06.2001 года Жигунов В.Г. обратился в администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дом и занимаемое Жигуновым В.Т помещение являются муниципальной собственностью.

Постановлением Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 22.06.2001 года № 1403 Жигунов В.Г. поставлен на квартирный учет общей очереди с составом семьи 1 человек в связи с проживанием в общежитии (п.5 ч. 1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР).

Постановлением Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 19.02.2009 года №106 Жигунов В.Г. необоснованно снят с квартирного учета как обеспеченный жилой площадью на основании п.2.1. ст.4 Областного Закона от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и не прошедший ежегодную перерегистрацию.

Истец просил суд вынести решение, которым признать незаконным постановление главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 19.02.2009 № 106 «О снятии с квартирного учета Жигунова В.Г.», обязать администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону восстановить Жигунова В.Г. на квартирный учет с составом семьи 1 человек, с учетом утерянной очереди.

Представитель истца - помощник прокурора Костоглодова Н.В. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.

Истец Жигунов В.Г. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, суду подал заявление с просьбой дело слушанием отложить.

Суд не нашел оснований для отложения дела и рассмотрел его в отсутствии Жигунова В.Г. и представителя ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Судом установлено, что Жигунову В.Г. по месту работы в ОАО «Ростсельмаш», 30.09.1997 г. был выдан ордер на право занятия жилой комнаты в общежитии <адрес> с семьей один человек.

18.06.2001 года Жигунов В.Г. обратился в администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемое Жигуновым В.Т. помещение являлось комнатой в общежитии.

Постановлением Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 22.06.2001 года № 1403 Жигунов В.Г. поставлен на квартирный учет общей очереди с составом семьи 1 человек в связи с проживанием в общежитии (п.5 ч. 1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР).

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 20.09.2005 года №№ «О переводе строений <адрес> (жилые помещения цокольного этажа) из разряда специализированных жилых помещений (общежитий) в статус жилых домов», строение по пер. Беломорскому, 20 ж переведено из разряда общежитий в статус жилого дома.

14.03.2006 года между МУ «ДМИБ Первомайского района» г. Ростова-на-Дону и Жигуновым В.Г. заключен договор социального найма № 1841-60 жилого помещения по пер. <адрес>

В настоящее время истец является собственником квартиры <адрес>, жилой площадью 11,1 кв.м, согласно договору о передаче в собственность, заключенному между Администрацией Первомйаского района г. Ростова-на-Дону и Жигуновым В.Г. 26.05.2006 года.

Постановлением Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 19.02.2009 года №106 Жигунов В.Г. снят с квартирного учета как обеспеченный жилой площадью на основании п.2.1. ст.4 Областного Закона от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и не прошедший ежегодную перерегистрацию.

Как следует из материалов дела, Жигунов В.Г. является инвалидом 2-й группы ВОВ и относится к категории "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан.

Поскольку Жигунов В.Г, является "несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", он приравнен по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, и в силу пп. 3 п. 1 ст. 15, пп. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовал.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 19.02.2009 № 106 «О снятии с регистрационного учета Жигунова В.Г.» должно быть признано незаконным, при этом, Жигунов В.Г. подлежит восстановлению на квартирный учет с составом семьи 1 человек, с учетом утерянной очереди.

При этом суд считает доводы ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд надуманными, поскольку Прокурором Первомайского района г. Ростова-на-Дону подано заявление в порядке искового производства, а не в порядке гл. 25 ГПК РФ. Кроме того, имеется спор о праве Жигунова В.Г. стоять на квартирной очереди на получение жилья.

Что же касается довода Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону о том, что постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 20.09.2005 года № «О переводе строений <адрес> (жилые помещения цокольного этажа) из разряда специализированных жилых помещений (общежитий) в статус жилых домов», а 26.05.2006 года между Администрацией Первомайского района г. Ростова-на-Дону и Жигуновым В.Г. был заключен договор на передачу в собственность 1 жилой комнаты <адрес>, и поэтому Жигунов В.Г. фактически обеспечен жилой площадью, то суд также считает его несостоятельным, поскольку фактически жилищные условия истца не изменились.

Жигунов В.Г. поставлен на учет нуждающихся в связи с проживанием в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР). По мнению ответчика, Жигунов В.Г. может быть снят с учета в связи обеспеченностью жилым помещением общей площадью более 9 кв.м, однако суд не может согласиться с указанным утверждениям по следующим обстоятельствам:

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года №124 принято положение «О регулировании жилищных отношений на территории г. Ростова-на-Дону». В соответствии с п. 1.2 указанного положения определение уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по учетной норме площади жилого помещения, которая представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего.

Учетная норма площади жилого помещения устанавливается равной площади жилого помещения, приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи (в том числе с учетом отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их отсутствия) и составляющей 10 и менее квадратных метров общей площади.

Пунктом 2 ч.3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Согласно ФЗ от 29.06.2009 №135 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Ветеранах" внесены изменения в абзац первый подпункт 2 пункта 3 слова, и слова "22 квадратных метра" заменены словами "36 квадратных метров", таким образом, норма жилой площади, предусмотренная специально для ветеранов Великой Отечественной войны увеличилась с 22 квадратных метров до 36 квадратных метров.

Истец относится к категории "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" площадь занимаемой им квартиры составляет 11,1 кв.м, поэтому его право состоять на очереди по улучшению жилищных условий законно и определяется указанными положениями ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года.

Таким образом, является неосновательным довод ответчика об обеспеченности истца жилым помещением, и о соответствии площади его квартиры учетным нормам жилого помещения в г. Ростове-на-Дону, составляющей 10 и менее квадратных метров общей площади, согласно пп. 1.2. п. 1 Положения о регулировании жилищных отношений на территории г. Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону от 25.04.2006 года №124).

Также и незаконным является и указание ответчика на то, что в нарушение п. 5 ст. 2 требований Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 г. Жигунов В.Г. не прошел перерегистрацию в качестве лица, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 2 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 г. ежегодно с 1 января по 1 апреля орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете. В ходе перерегистрации органом местного самоуправления подтверждается факт проживания в муниципальном образовании, состав семьи, документы о регистрации по месту жительства. Кроме того, в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для принятия на учет (изменения состава семьи, жилищных условий гражданина либо членов его семьи), гражданин обязан в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств сообщить об этом органу, принявшему его на учет.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является вопрос о законности решения органа местного самоуправления о снятии Жигунова В.Г. с квартирной очереди.

Подлежащее применению законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с квартирного учета; в данном перечне нет такого основания, как «непрохождение перерегистрации», в связи с чем, обжалуемое постановление о снятии с квартирного учета Жигунова В.Г. является незаконным и подлежит отмене

Учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно то, что площадь квартиры, которую занимает истец, меньше чем норма жилой площади, предусмотренная специально для ветеранов Великой Отечественной войны, с передачей квартиры в собственность Жигунова В.Г. его жилищные условия не изменились, он остается нуждающимся в улучшении жилищных условий, поэтому суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным постановление Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 19.02.2009 № 106 «О снятии с регистрационного учета Жигунова В.Г.».

Обязать Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону восстановить Жигунова В.Г. на квартирный учет с составом семьи 1 человек, с учетом утерянной очереди.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону.

С У Д Ь Я –

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2011 года