решение по иску Шориной М.П. к Айвазову С.М. о признании договора дарения заключенным



2-26/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011г

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

судьи Филонова В.Н.

с участием адвоката Лебедевой С.П.

при секретаре Поздновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Шориной И.П. к Айвазову С.И., третьи лица: нотариус Авдеева Е.А., Управление Росреестра по РО о признании договора дарения жилого дома и земельного участка заключенным, признании права собственности, признании недействительным нотариального свидетельства о праве на наследство по закону, признании недействительным зарегистрированного права собственности на жилой дом и земельный участок,

установил:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в производстве Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону находится гражданское дело по иску Айвазова С.И. к Шориной И.П. о выселении из домовладения по адресу: <адрес>.

Из приложенных в иску документов ей стало известно, что в силу свидетельства о праве на наследство собственником жилого дома по адресу: <адрес>, стал сын ее умершего брата Айвазов С.И., что подтверждается свидетельством о регистрации права на домовладение. Свидетельство, выданное на имя Айвазова, является недействительным в силу ст.1112ГК РФ, т.к. в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Жилой дом по адресу: <адрес> не являлся наследственным имуществом, т.к. был подарен до открытия наследства. 24.04.2009г. между Ивановым И.П. (даритель, родной брат) и Шориной И.П. (одаряемый) был заключен договор дарения жилого <адрес>, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 132,60кв.м. расположенный на земельном участке, площадью 512кв.м. Указанный дом принадлежал Иванову И.П. на праве личной собственности, что подтверждается документами. 24.04.2009г. Иванов И.П. подарил ей указанный дом и передал правовые документы. Данный договор сторонами фактически исполнен.

Однако, вышеуказанный договор не был своевременно зарегистрирован Управлением Росреестра по РО. Обратившись для консультации по регистрации договора дарения в Управлении Росреестра по РО, ей было предложено записаться на регистрацию по предварительной записи на ноябрь месяц.

Поскольку договор дарения согласно ст.574 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации, то право собственности на недвижимость возникает с момента государственной регистрации. В силу требований ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации недвижимости необходимо заявление правообладателя, которое она представить не имеет возможности по причине того, что 07.11.2009г. правообладатель умер. Данный факт подтверждается свидетельством о смерти.

В соответствии с п.3 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу указанной нормы Иванов И.П. вправе был распорядиться принадлежащим ему на праве собственности имуществом по своему усмотрению, в том числе и подарить. Согласно п.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у правообладателя возникает с момента такой регистрации. На основании требований п.3 ст.2 и п.7 ст.16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор дарения переход права собственности считаются зарегистрированными со дня внесения записей о договоре дарения и переходе права собственности в ЕГРП.

На основании ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом, в частности на основании договора дарения. В силу закона она приобрела право собственности на указанную квартиру и вправе зарегистрировать свое право.

В соответствии с соглашением, заключенным с Коллегией адвокатов «Шапошников Э.М.», за подготовку искового заявления в суд, представительство интересов в судебном заседании и другие, связанные с судебным процессом услуги адвоката, она заплатила денежные средства в сумме 15.000 руб.

На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд :

признать заключенным договор дарения жилого дома № находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 132.60кв.м, расположенный на земельном участке, площадью 512кв.м, заключенный 24.04.2009г. между Ивановым И.П. и Шориной И.П.;

признать за Шориной И.П. право собственности на жилой дом №, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 132.60кв.м, расположенный на земельном участке, площадью 512кв.м, исключив из числа собственников Айвазова С.И.;

признать за Шориной И.П. право собственности на земельный участок, кадастровый номер 61:44:020702:636, площадью 512кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, исключив из числа собственников Айвазова С.И.;

признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 02.06.2010г., выданное нотариусом Авдеевой Е.А. на имя Айвазова С.И.;

признать недействительным зарегистрированное право собственности Айвазова С.И. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>;

разрешить вопрос о судебных расходах.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается вторым экземпляром судебной повестки (т.2, л.д.1). Ранее в судебных заседаниях просила суд иск удовлетворить.

Представители ответчика Айвазова С.И. – адвокат Лебедева С.П. (доверенность, ордер) и Айвазова Е.С. (доверенность) в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения иска в полном объеме.

Третьи лица: нотариус Авдеева Е.А., Управление Росреестра по РО в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления (л.д.1а, 5).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК ПФ.

Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, допросив свидетелей, обозрев материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что 14.04.2000г. Иванов И.П. приобрел у Безручко В.П. по договору купли-продажи земельный участок №, кадастровый номер 61:44:0207, площадью 499кв.м, расположенный на землях садоводческого товарищества <адрес> с размещенными на нем строениями и сооружениями, представленный для садоводства (л.д. 69).

Право собственности Иванова И.П. на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельством МУПТИ и ОН г.Ростова-на-Дону (л.д. 71).

Иванов И.П. умер 05.11.2009г.

Как видно из наследственного дела, спорные жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, вошли в состав наследственной массы. Их унаследовал сын Иванова И.П. - Айвазов С.И., которому в установленном гл. 63 ГК РФ порядке выданы нотариально удостоверенные свидетельства о праве на наследство по закону как наследнику первой очереди.

На основании представленных документов о переходе в порядке наследования прав к Айвазову С.И., Управлением Росреестра по РО произведена государственная регистрация прав собственности Айвазова С.И. на указанные выше жилой дом и земельный участок. остреестра произведена государствнная регист рации права собствпеннрости н7а РРл

Истец в обоснование иска ссылается на то, что до наступления смерти Иванов И.П. по договору дарения от 24.04.2009г подарил своей сестре Шориной И.П. жилой дом, литер «А», общей площадью 132.6кв.м, расположенный на земельном участке, площадью 512кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представителями ответчика было заявлено о подложности договора дарения. В связи с этим, судом в порядке ст. 86 ГПК РФ, предложено рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы.

Определением суда с учетом ходатайства ответной стороны по делу была назначена судебная почерковедческая экспертиза, на рассмотрение которой были поставлены вопросы:

выполнена ли подпись от имени Иванова И.П. в разделе «подписи сторон» на договоре дарения от 24.04.2009г. самим Ивановым И.П. или иным лицом?

выполнены ли подписи от имени Иванова И.П. в разделе «подписи сторон» на договоре дарения от 24.04.2009г. и подпись от имени Иванова И.В. в разделе «подписи сторон» на договоре купли-продажи земельного участка от 07.08.2009г. одним и тем же лицом либо разными лицами?

Согласно выводов заключения, выполненного ООО «СЦЭИ» от 15.02.2011г, экспертизы:

подпись от имени Иванова И.П., расположенная в строке «Даритель Иванов И.П.» реквизита «подписи сторон» на оборотной стороне оригинала договора дарения от 24.04.2009г., заключенного между гр.Ивановым И.П. и гр.Шориной И.П. выполнена не Ивановым И.П., а иным лицом;

подпись от имени Иванова И.П., расположенная в третьей линованной строке реквизита «Подписи» на оборотной стороне оригинала договора купли-продажи земельного участка от 07.08.2009г., заключенного между гр.Морозовой В.П. и гр.Ивановым И.П. и подпись, от имени Иванова И.П., расположенная в строке «Даритель Иванов И.П.» реквизита «подписи сторон» на оборотной стороне оригинала договора дарения от 24.04.2009г., заключенного между гр.Ивановым И.П. и гр.Шориной И.П. – выполнены разными лицами.

Содержание выводов заключения судебной почерковедческой экспертизы суд истолковывает в пользу ответной стороны. По сути, данными выводами экспертизы опровергается позиция и доводы истцовой стороны, полагающей договор дарения от 24.04.2009г заключенным между Ивановым И.П. и Шориной И.П.

Только суд в своем решении окончательно определяет юридическую значимость того или иного доказательства, в том числе и применительно к полученной судебной экспертизе, проведенной по определению суда, оценив выводы его заключения (ст.ст. 56,67,86 ГПК РФ), что не исключает возможность непринятия (принятия) судом их в целом или в какой-то определенной части.

Показания свидетелей истца Зерщиковой Л.Г. и Ахмедова Ю.Г.Б. суд в порядке ст. 67 ГПК РФ расценивает как неконкретные, имеющие общий характер, из них не усматривается однозначно о том, имелось ли у Иванова И.П. волеизъявление на дарение земельного участка и жилого дома в пользу Шориной И.П.

Изложенные выше обстоятельства являются основанием для отказа истцу в иске.

В удовлетворении предъявленных истцом требований о признании права собственности, признании недействительным нотариального свидетельства о праве на наследство по закону, признании недействительным зарегистрированного права собственности на жилой дом и земельный участок, как производных основного иска, должно быть отказано.

Истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56 ГПК РФ, не доказаны обстоятельства, послужившие по его мнению основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.

Расходы ответчика, связанные с производством экспертизы в размере 18.000 руб., и оказанием услуг привлеченного к участию в деле представителя в размере 15.000 руб., на основании ст.ст. 98,100 ГПК РФ, относятся на истца. При определении расходов ответчика по оплате услуг представителя, суд считает их разумными в указанном выше размере, исходя из сложности дела, получения квалифицированной юридической помощи.

Руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Шориной И.П. в иске к Айвазову С.И., третьи лица: нотариус Авдеева Е.А., Управление Росреестра по РО о признании договора дарения жилого дома и земельного участка заключенным, признании права собственности, признании недействительным нотариального свидетельства о праве на наследство по закону, признании недействительным зарегистрированного права собственности на жилой дом и земельный участок.

Взыскать с Шориной И.П. в пользу Айвазова С.И. судебные расходы, а именно: 18.000 руб. – оплата производства судебной почерковедческой экспертизы по делу, 15.000 руб. – оплата услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Полный текст решения изготовлен 22.04.2011г.

Судья: