дело № 2-1174/11 о признании незаконным решения



2-1174/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» мая 2011 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Сорокобаткиной Т.П.

при секретаре Щелоковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гул М.О. к ФМС России, УФМС России по Ростовской области о признании незаконными решений,

У С Т А Н О В И Л :

Гул М.О., обратился в суд с заявлением признании незаконным решения Федеральной миграционной службы России № 609 и решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области об отказе в предоставлении временного убежища.

В обоснование заявления указал, что он является гражданином Республики Афганистан. В 1998 году он приехал на территорию Российской Федерации в связи с тем, что находясь на родине он стал неоднократно получать угрозы. Его старший брат, так же подвергался угрозам, и был убит в Р. Афганистан, так как воевал за установление в ней демократии. В адрес его другого брата также поступали угрозы, и в последующем он пропал без вести. Сведений о его нахождении нет до сих пор.

Так как он тоже начал получать угрозы, и был очевидцем их реализации на примере его братьев, стал опасаться за свою жизнь и жизнь своей семьи. Данные опасения толкнули его на столь решительный шаг - покинуть Р. Афганистан.

По приезду в Российскую Федерацию он обратился с ходатайством о признании его беженцем. В дальнейшем он обратился с заявлением (ходатайством) о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации. Оно было положительно рассмотрено. Так как убежище предоставляется на определённый срок, по окончанию которого он должен подавать новое заявление (ходатайство) о продлении срока. Действия последнего продления оканчивалось 28 сентября 2010 года. Заявитель подал заявление о продлении его срока, но ему было отказано - «в связи с отсутствием оснований».

Так как в 2006 году уже случалась аналогичная ситуация, но решением ФМС России отказ был отменен и срок продлён, заявитель обратился в ФМС России, как в вышестоящий орган, с просьбой о продлении срока предоставления убежища.

В январе 2011 года он получил письмо из ФМС России, с уведомлением об отказе в продлении срока.

Так как возвращение в Р. Афганистан связано с риском для его жизни и жизни его семьи, он вынужден обратиться с настоящим заявлением в суд.

На основании изложенного заявитель просил суд признать незаконными и отменить: решение ФМС России № 609 от 21.12.2010 года; признать незаконным решение УФМС России по Ростовской области, об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

Заявитель и его представитель Воробинский А.И., действующий на основании устной доверенности в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержали заявленные требования, считая отказы необоснованными, нарушающими его права.

Представитель УФМС России по Ростовской области - Хоренкова А.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявления отказать, считая отказы правомерными и основанными на законе, поскольку причин, по которым имелись быоснования для предоставления временного убежища не имелось.

Представитель заинтересованного лица - ФМС России, в судебное заседание не явился, представил возражение на заявление, где просил отказать в удовлетворении заявленного требования и рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФМС России по правилам ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

В силу ч.1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные решения, действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем и предоставления временного убежища регламентируется Федеральным Законом РФ №4528-1 от 19 февраля 1993 года «О беженцах» (далее по тексту Закона №4528-1), а также Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» №274 от 9 апреля 2001 года.

В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.1 Федерального Закона РФ №4528-1, беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В силу пп.2 п.1 ст.4 вышеприведенного закона лицо, заявившее желание быть признанным беженцем обращается с письменным ходатайством в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации, в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а при вынужденном пересечении границы в пункте пропуска или вне его через государственную границу в орган пограничного контроля в течение суток со дня пересечения.

Согласно ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 28.12.2010) "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 года №274 определен порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит данное лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Как установлено в судебном заседании, что Гул М.О., страну гражданской принадлежности – Афганистан, покинул в начале 1998 года, выехал в Пакистан без документов. В Иран в г. Мешхед выехал 17 октября 1998 года на основании действительных документов: паспорта OR 408618 и иранской визы № 0180457, полученных в г. Пешавар. В Российскую Федерацию в г. Москву прибыл через Туркменистан и Таджикистан, российскую визу не оформлял. Дата прибытия и пункт пересечения Государственной границы Российской Федерации документально не подтверждены.

В результате проведенной процедуры, предусмотренной действующим российским законодательством для определения правового статуса иммигрантов, установлено, что заявитель имеет высшее образование, которое получил в г.Кабул в 1993 году в Военно-медицинском институте. На родине до 1995 года работал ассистентом хирурга в госпитале при Академии наук Афганистана, до 1998 года занимался частной практикой. Покинул Афганистан в 1998 году в связи с усилением военных действий в стране, а не в связи с преследованиями со стороны правительства. В 2001 году к нему в Россию приехала жена с двумя детьми с целью воссоединения семьи. В настоящее время в семье заявителя растёт пятеро детей, трое из которых родились в России.

Впервые заявитель обратился в УФМС России по Ростовской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации 29.01.2003года, поскольку боялся стать жертвой преследований в Афганистане за политические убеждения и принадлежность к определенной социальной группе.

31.07.2003 года решением Управления по делам миграции ГУВД Ростовской области заявителю отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации на основании пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах», как не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец».

26.08.2003 года заявитель подал заявление в Управление по делам миграции ГУВД Ростовской области о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

21.11.2003 года решением Управления по делам миграции ГУВД Ростовской области заявителю было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком на один год до 21.11.2004г.

В 2005 году о продлении срока предоставления временного убежища в Российской Федерации, иностранный гражданин получил отказ в продлении (решение УДМ ГУВД Ростовской области от 18.11.2005 г.).

Решение УДМ ГУВД Ростовской области гражданин Гул Мохаммад Обайдулла обжаловал в суде, однако, Пролетарский районный суд г. Ростова-на- Дону в удовлетворении его жалобы отказал, Ростовский областной суд его кассационную жалобу не удовлетворил. Однако, после поступления жалобы гражданина Гул Мохаммад Обайдулла в ФМС России, решение УДМ ГУВД РО об отказе в продлении срока предоставления временного убежища было отменено и ему было рекомендовано обратиться в течение семи дней в УФМС России по РО для оформления необходимых документов. Данное решение ФМС России обосновала состоянием здоровья его жены (из-за беременности).

Руководствуясь решением ФМС России, от гражданина Афганистана 21.07.2006 года было принято повторное заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, а 28.09.2006 года из «гуманных побуждений» (в связи с рождением пятого ребёнка в России) вновь было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком до 28.09.2007 года. В последующем срок временного убежища иностранному гражданину продлевался, последним решением был продлён до 28.09.2010 года.

В настоящее время иностранный гражданин находится в Ростове-на-Дону, работает на рынке «Классик». Считает, что вернуться в Афганистан не может из- за отсутствия там гарантий безопасности со стороны правительства страны.

27.09.2010 года заявитель обратился в Управление ФМС России по Ростовской области с заявление о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

27.09.2010 решением Управления ФМС России по Ростовской области заявителю отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища.

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации, когда он может быть признан беженцем, но заявляет просьбу ограничиться временным пребыванием либо когда оснований для признания беженцем не имеется, но страна из гуманных побуждений не принимает решение о его выдворении, предоставлял ему временное проживание.

Оно применяется, когда человека невозможно вернуть на родину, поскольку существуют какие-то причины временного характера. При исчезновении этих причин человек подлежит выдворению (депортации), если за это время он не приобретет на территории России другого статуса.

В своем законодательстве, регулирующем правовое положение беженцев, Российская Федерация опирается также и на нормы международного права.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека ООН предусматривается, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право, однако, не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

В развитие ст. 14 Всеобщей декларации в рамках ООН были приняты специальные международно-правовые документы, посвященные правам беженцев. Так, согласно Конвенции ООН по правам беженцев 1951 г. временное убежище предоставляется людям, которые покидают территории, где идет война. Декларация ООН о территориальном убежище, принятая единогласно 14 декабря 1967 г., предусматривает, что "убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами.

Декларация ООН о территориальном убежище устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст.1, ч. 3).

Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации урегулирован Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изм. от 2003 г.), которым было утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Процедура предоставления временного убежища, решение о котором принимается миграционным органом, предусматривает не только подачу ходатайства, но заполнение анкеты и проведение собеседований с оформлением опросных листов. Важными ее элементами являются проверка достоверности полученных сведений о заявителе, обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для нахождения на ее территории, всестороннее изучение причин и обстоятельств, изложенных заявителем в ходатайстве. С этой целью привлекаются органы внутренних дел и службы безопасности, изучается обстановка в стране происхождения заявителя, сопоставляются факты и обстоятельства, связанные с его ходатайством. Органы миграционной службы могут при необходимости затребовать документальное подтверждение некоторых обстоятельств.

При опросах заявителя в УФМС России по Ростовской области было установлено, что он является гражданином Исламской Республики Афганистан, женат на гражданке Афганистана, имеют совместных детей.

Добровольно заявитель вернуться в Афганистан не хочет, поясняя, что в стране продолжается борьба за власть (п.1 опросного листа от 27.09.2010 г.).

Вместе с тем, как следует из опросного листа от 27.09.2010 г., в Афганистане в г. Кабул проживают родители заявителя, где у них имеется свое жилье, а также свободный дом в г.Кабул, который они сдают в аренду. Там же, в г. Кабул проживают родители жены, а также его сестры, которые работают учителями в школе. Дети погибших братьев, учатся в институте. Его родители имеют несколько домов в г. Кабул, в провинции Лагман имеют землю, которую обрабатывают наёмные люди. Родители не работают, живут на доходы от земли, аренды жилья, их материальное положение стабильное. Жена заявителя также относится к многочисленному роду Сафи, довольно известному в Афганистане и обеспеченному.

В судебном заседании заявителем не было представлено никаких доказательств того, что со стороны правительства Исламской Республики Афганистан, поступают угрозы в адрес его родственников, а также в его адрес.

Что касается ссылок заявителя на сложную внутриполитическую обстановку, то она распространена практически на всей территории Афганистана, и жизненные трудности испытывает практически всё население страны, а не только семья заявителя. Суждение заявителя об обстановке, сложившейся в стране его происхождения не могут являться основанием для предоставления временного убежища. Свидетельств преследования членов семьи заявителя и его самого со стороны властей Афганистана по национальному, религиозному или какому-либо иному признаку, суду не представлено.

Вместе с тем, в настоящее время в Исламской Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан, независимо от их национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений. В стране появилась сеть хорошо оснащенных медицинских учреждений, что крайне важно для Афганистана. Проведены демократические выборы президента. Принята новая конституция. Создается общество подлинной многонациональной демократии. Также при принятии решения было учтено, что ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, суд считает, что официальная информация о, внутриполитической обстановке в Исламской Республике Афганистан говорит о том, что реальная возможность возвращения заявителя в страну своей гражданской принадлежности имеется.

Заявителем не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что лично он подвергался в прошлом, либо в случае возвращения, может быть подвергнут в стране проживания преследованиям со стороны властей по политическим, религиозным мотивам, принадлежности к определенной расе, национальности, социальной группе и наличии оснований опасаться в случае возвращения стать жертвой таких преследований.

Кроме того, суд учитывает, что в 2006 году временное убежище гражданину Гул Мохаммад Обайдулла было предоставлено из гуманных побуждений, так как в семье родился пятый ребёнок, и семья не могла выехать в Афганистан. В настоящее время обстоятельства, по которым иностранному гражданину было предоставлено временное убежище, устранены, в связи с чем, никаких препятствий для выезда заявителя на родину не существует.

Учитывая указанные выше обстоятельства, суд считает УФМС по Ростовской области обоснованно пришло к выводу, об отсутствии причин, которые могли служить основанием для предоставления убежища, и приходит к выводу об обоснованности принятого 27.09.2010 года решения об отказе Гул М.О. в предоставлении временного убежища.

При таких обстоятельствах ФМС России также пришло к правильному выводу об отсутствии законных и фактических оснований для предоставления заявителю временного убежища.

Суд считает, что отказ в предоставлении временного убежища заявителю не противоречит действующему законодательству, как и нормам международного права, заявитель длительное время пребывает на территории России, с 2003 года, получив временное убежище в Российской Федерации, иностранный гражданин не занимался вопросами изменения своего временного статуса, а обращаясь с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища, заявитель преследовал единственную цель - нахождение на законных основаниях на территории Российской Федерации. Более того, не приведено доказательств того, что имеются опасения стать жертвой преследований в Афганистане по признакам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах", таким образом, угрозы для жизни, здоровья заявителя при возвращении на территорию государства, гражданином которого он является не установлено, уважительных причин для предоставлении убежища заявителю - не имеется. Кроме того, предоставление убежища иностранному гражданину признание беженцем на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства является правом компетентных органов, а не обязанностью, поэтому требования заявителя не основаны на законе.

С учетом указанного, суд не находит оснований для отмены принятых УФМС России по Ростовской области и ФМС России решений, в связи с чем, в удовлетворении заявленных Гул М.О. требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Гул М.О. требований о признании незаконными решения ФМС России № 609 от 21.12.2010 года и решения УФМС России по Ростовской области от 27.09.2010года об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течении 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения.

Полный текст решения изготовлен 16.05.2011г.

Судья: