решение по иску Пономаревой Н.И., Бердутина А.П. к ОАО `Аэропорт-Ростов-на-Дону`, ОАО `Авиакомпания ЮТЭйр` о защите прав потребителя



2-1069/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июля 2011 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи Филонова В.Н.

при секретаре Виноградовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Пономаревой Н.И., Бердутина А.П. к ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» о защите прав потребителей,

установил:

Истцы обратились в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований на то, что 27.12.2010г. они в составе туристического продукта приобрели авиабилеты на рейс от 02.01.2011г. в 10час. 30мин. следующий по маршруту Ростов-Мюнхен для поездки в отпуск на горнолыжный курорт Австрии в <адрес>.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ (ст.103-105), авиабилет является договором воздушной перевозки, заключенным непосредственно перевозчиком и пассажиром. Оплатив стоимость билетов в полном объеме, истцы свои обязательства по договорам выполнили. Факт заключения договоров подтверждается авиабилетами и посадочными талонами.

Согласно ст.103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Статья 105 Воздушного кодекса РФ указывает, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Согласно ст.786 ГК РФ предусмотрено право пассажира провозить с собой багаж.

Для поездки на отдых у истцов было пять единиц багажа, которые включали два комплекта лыж и лыжных костюмов, два комплекта лыжных ботинок и сумку с личными вещами, которые были зарегистрированы при посадке на имя Пономаревой Н.И. за

При прибытии в аэропорт <адрес>, истцам было выдано только 4 (Четыре) единицы багажа. Один комплект багажа, включающий лыжи, лыжные костюмы и термобелье, зарегистрированный за не был выдан.

После трехчасового ожидания в аэропорту багаж так и не был выдан.

Истцы в течении ожидания не выданного багажа неоднократно звонили в аэропорт
Ростова-на-Дону. Но информации о том, когда будет им передан багаж так и не получили.

Согласно ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ
перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила
воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию
пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными
авиационными правилами.

В соответствии с п. 88 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении
Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров,
багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей" после регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по
сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика.

Также авиационными правилами (п.146, 147, 148) предусмотрено, что перевозчик
обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного
багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и
продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа
пассажирам.

Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки.

Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого
зарегистрированный багаж был принят к перевозке.

В аэропорту <адрес> 02.01.2011г. истцами была написана претензия по факту
неполучения багажа. Так и не дождавшись получения багажа, они очень расстроенные и
уставшие, отбыли в отель.

На следующий день утром 03.01.2011г лыжный комплект так и не привезли в отель. Учитывая, что истцы прибыли на отдых с целью катания на лыжах, то не выданный
багаж являлся просто необходимым и существенным условием для проведения отпуска.

Пономарева Н.И. и Бердутин АЛ. вынуждены были направиться в магазин для
покупки необходимой одежды и аренды лыжного оборудования. Сумма материального
ущерба, связанная с расходами на покупку лыжной одежды и аренду лыж, составила в
сумме 652 евро по курсу ЦБ РФ.

04.01.2011г. в 18-00 багаж был найден и доставлен в отель проживания истцов.

Однако в результате нарушения ответчиками правил хранения и сроков выдачи
багажа, истцы понесли убытки, которые составили в сумме 652 евро, что по курсу ЦБ
РФ составляет 26.392 рублей 96 копеек.

13.01.2011г истцами была направлена претензия руководителю ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с требованием об оплате суммы убытков, неустойки, морального вреда.

В ответе на претензию ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» указала, что прием и
оформление багажа пассажиров к перевозке осуществляется службой организации
перевозок аэропорта отправления и что нарушение прав явилось следствием нарушения
технологии оформления багажа работниками аэропорта - ОАО «Аэропорт Ростов-на-
Дону».

10.02.2011г. истцами была направлена претензия генеральному директору ОАО
«Аэропорт Ростов-на-Дону» - организации осуществляющей перевозку и оформление
багажа в аэропорту отправления, с требованием об оплате суммы убытков, неустойки,
морального вреда.

Однако ответа на претензию в адрес истцов не поступало.

В соответствии с п.1 ст. 27 закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Статьей 28 вышеназванного закона предусмотрено, что потребитель при нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг) вправе потребовать также полного
возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы
(оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения
соответствующих требований потребителя.

П.5 данной статьи также установлена ответственность исполнителя за нарушение
сроков выполнения работ (оказания услуг) - исполнитель уплачивает потребителю за
каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере
трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

Воздушным кодексом РФ и авиационными правилами предусмотрена обязанность
перевозчика выдать зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче,
поэтому в данном случае просрочка в выполнении работ (услуг) должна исчисляться
часами в размере трех процентов от стоимости билетов Пономаревой Н.И. и Бердутина
АЛ. за каждый час просрочки выдачи багажа.

Сумма неустойки по п.5 ст.28 закона РФ «О защите прав потребителей» составляет 42.469 рублей 54 копейки.

Согласно ст.15 закона РФ О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным
предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и
правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты
прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В результате нарушения прав истцам причинен моральный вред, а именно вследствие переживаний, физических неудобств истцы не смогли в полном объеме воспользоваться временем, предназначенным для отдыха, вынуждены были тратить свои силы и здоровье на разрешение проблемной ситуации.

На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просят суд взыскать с ответчиков: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Бердутина А.П. и Пономаревой Н.И. сумму материального ущерба в размере 26.392 рублей 96 копеек.

Взыскать с ответчиков: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Бердутина А.П. и Пономаревой Н.И. неустойку из расчета 3% от стоимости билетов на день предъявления требования за каждый час просрочки ориентировочно в размере 42.469 рублей 54 копейки.

Взыскать с ответчиков: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Бердутина А.П. и Пономаревой Н.И. сумму в размере 50.000 рублей в счет возмещения морального вреда.

В судебное заседание представитель истцов Чигрина Л.Н. (доверенность) явилась, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Мироненко О.Н. (доверенность) в судебное заседание явилась, исковые требования, с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, не признала в полном объеме.

Истцы, ответчик ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в судебное заседание не явились, истцы просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассмотрено по правилам ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Давая оценку требованиям и доводам сторон, суд исходит из требований ст. 56 ГПК РФ, в силу которых каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Установлено, что истцы Пономарева Н.И. и Бердутин А.П. во время регистрации на рейс № UT 9031Y от 02.01.2011г. следующий по маршруту «Ростов-Мюнхен» сдали 5 мест багажа общим весом 40 кг, которым были присвоены багажные бирки , 877250, 877251, 877252, 877253.

Согласно пассажирскому манифесту указанные пассажиры зарегистрированы под номерами 63, 64 с расшифровкой веса багажа и указанием номеров бирок.

Позиция истцов сводится к тому, что несвоевременное получение одного комплекта багажа привело к причинению им убытков, связанных с приобретением необходимой одежды и лыжного инвентаря, созданию неудобств и переживаний. Истцами в порядке ст.ст. 15, 27, 28 ФЗ «О защите прав потребителей» одновременно предъявлены требования о взыскании суммы убытков, неустойки, компенсации морального вреда и к обслуживающей организацией ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и перевозчику авиакомпании «ЮТэйр».

С позицией истцов суд согласиться не может.

Так, в судебном заседании представитель истцов предъявленные к ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» обосновала получением от авиакомпании «ЮТэйр» ответа на претензию о том, что вины перевозчика в случившемся нет, а ответственность за все вышеописанные неблагоприятные для истцов – пассажиров последствия должны быть возложены на ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону».

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, багаж, принятый от пассажиров рейса от 02.01.2011г, был передан обслуживающей организацией ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» перевозчику авиакомпании «ЮТэйр».

Согласно багажной ведомости от 02.01.2011г. указанного рейса бортпроводник авиакомпании «ЮТэйр» принял на борт воздушного судна 287 мест багажа, весом 3813 кг, о чем свидетельствует учиненные лично представителями ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (агент, сортировщик) и авиакомпании «ЮТэйр» (бортпроводник) подписи (л.д.74).

При передаче-приёме багажа каких-либо замечаний, претензий к передаваемому имуществу с обоих сторон не заявлялось, что подтверждено документально, и на что в судебном заседании обращено внимание представителя ответчика ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону».

Факт надлежащей передачи багажа от обслуживающей организации перевозчику суд считает, в порядке ст. 56 ГПК РФ, доказанным ответчиком ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону».

По условиям Технологии по оформлению багажа международных рейсов службы организации перевозок ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» по окончании регистрации рейса проверяется правильность составления багажной ведомости (п.2.8 л.д.81) и сверяется количество загруженного на борт с агентом багажа (п.6.3 л.д.84).

В случае несоответствия количества загруженного багажа на борт ВС с данными агента об этом информируется диспетчера с принятием мер и фиксацией соответствующих изменений (п.6.4 л.д.84).

Указанная выше Технология разработана в рамках достигнутого в п.3.2.1 договора об оказании услуг от 1.01.2007г сторонами ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и авиакомпании «ЮТэйр», соглашения (л.д.43, 45).

При таких обстоятельствах, ответчик ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» нести гражданско-правовую ответственность не может, поскольку в силу положений пункта 88 Типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного суда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2008г № 797, после регистрации пассажира и оформлении багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика (л.д.97).

Ссылки представителя истца на получение от авиакомпании «ЮТэйр» ответа на претензию о виновности действий ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» подлежат отклонению как необоснованные. В удовлетворении иска к ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» должно быть отказано.

Рассматривая требования истцов к ответчику авиакомпании «ЮТэйр», суд исходит из следующего.

Согласно разъяснению постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года №7 (в редакции изменений и дополнений) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

Таким образом, сложившемся обыкновением судебной практики приоритет отдается специальному закону (Воздушный кодекс РФ введен в действие с 1.04.1997г) перед законом РФ "О защите прав потребителей", и именно специальным законом следует руководствоваться и при определении ответственности виновного лица.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

В силу ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При таких обстоятельствах, когда спорное правоотношение регулируется положениями норм Воздушного и Гражданского кодексов РФ с установлением ограниченной ответственности при просрочке доставки багажа и причинении убытков, то следует признать, что требования истцов заявлены по ненадлежащим правовым основаниям, и в требуемом ко взысканию объеме превышают пределы установленной законом ответственности, и в их удовлетворении, включая взыскание компенсации морального вреда, должно быть отказано.

Судом обращалось внимание представителя истцов на необходимость уточнений исковых требований на протяжении всего судебного разбирательства по делу, ей неоднократно вручались возражения на иск от ответчика авиакомпании «ЮТэйр», где указывалось на невозможность взыскания предъявленных сумм на основании закона РФ "О защите прав потребителей", однако истцовой стороной соответствующих мер предпринято не было.

Суд считает недоказанным в порядке ст.56 ГПК РФ факт причинения истцам убытков, связанных с приобретением необходимой одежды и лыжного инвентаря. Представленные истцовой стороной документы о приобретении одежды и лыжного инвентаря (с переводом на русский язык л.д.137-138) не содержат фамилий истцов, и по сути являются обезличенными.

Изложенные выше обстоятельства являются основанием для отказа в иске.

Руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Отказать Пономаревой Н.И., Бердутину А.П. в иске к ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» о защите прав потребителей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через районный суд.

Полный текст решения изготовлен 12.07.2011г.

Судья