2-1809\2011 решение



Дело № 2-1809/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи НИКОНОРОВОЙ Е.В.

при секретаре Бабиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Донавиа» к Бараниченко А.С. о взыскании расходов на обучение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Бараниченко А.С. с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что в рамках трудовых отношений с работником ОАО «Донавиа» Бараниченко А.С. было заключено соглашение об обучении работника за счет средств работодателя от 08.07.2009 года. В соответствии с п. 3 указанного соглашения после окончания обучения работник обязан проработать в ОАО «Донавиа» не менее 5 лет. Согласно п. 4 соглашения в случае увольнения из ОАО «Донавиа» ранее указанного срока работник обязан возместить работодателю затраты на обучение пропорционально отработанному времени после окончания обучения, ввода в строй и до дня увольнения. Оплата за обучение Бараниченко А.С. по данному соглашению составила сумму в размере 633644рублей, дополнительные расходы (командировочные, суточные и т.д.) составили сумму в размере 143553 рубля 02 копейки. На основании заявления работника об увольнении и приказа №552/л от 23.03.2011 года трудовой договор с работником Бараниченко А.С. был расторгнут. С учетом количества отработанного времени (462 дней) сумма расходов, подлежащих возмещению, составляет 540750 рублей 10 копеек. При увольнении из суммы, причитающейся Бараниченко А.С., было удержано 469139 рублей 13 копеек. Остальная сумма до настоящего момента на расчетный счет ОАО «Донавиа» не поступила. На основании изложенного истец ОАО «Донавиа» просил суд взыскать с ответчика расходы за обучение в размере 71610 рублей 97 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2348 рублей 33 копейки.

В судебном заседании представитель истца – Саркисова Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Бараниченко А.С., в судебное заседание не явился, извещен о месте дате и времени судебного заседания надлежащим образом. В отношении ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Михайлова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

В соответствии со ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

В судебном заседании с достоверностью и достаточностью установлено, что Бараниченко А.С. был принят на работу в ОАО «Аэрофлот-Дон» на должность пилота (кандидата), что подтверждается трудовым договором №167 от 14.11.2005 года (л.д.9).

12 декабря 2006 года между заказчиком ОАО «Аэрофлот Дон» и АНОО «Авиационный учебный центр «Авиакомпании «Сибирь» был заключен договор № 3257/9 -335/06, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать, а заказчик принять и оплатить образовательные услуги согласно приложения, предоставляемые в рамках учебного плана на основании заявки заказчика, которые могут включать следующие виды образовательных услуг; первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации авиационных специалистов и другие виды профессиональной подготовки, а исполнитель окажет заказчику образовательные услуги на условиях и в рамках, указанных в настоящем договоре; любые иные условия оказания услуг, не оговоренные в настоящем договоре, могут быть согласованы сторонами в дополнительном соглашении (л.д.30-36).

01 января 2008 года между исполнителем ФГОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет гражданской авиации» и заказчиком ОАО «Аэрофлот-Дон» был заключен договор № 3257/8-9/09, в соответствии с которым предметом договора является оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке летного персонала и методическому сопровождению летной эксплуатации ВС Боинг-737 «Заказчика», с этой целью заказчик поручал, а исполнитель обязался проводить профессиональную подготовку летного персонала и осуществлять методическое сопровождение летной эксплуатации ВС Боинг-737 заказчика (л.д.17-21).

В соответствии с п. 1.2 видами подготовки на ВС Боинг-737 являются: подготовка авиаспециалистов по программе переподготовки членов летных экипажей воздушного судна; подготовка авиаспециалистов по курсам повышения квалификации членов летных экипажей ВС Боинг-737; подготовка авиаспециалистов по курсам повышения квалификации инструкторского персонала; тренажерная подготовка согласно программе подготовки летного состава; подготовка авиаспециалистов по курсам повышения квалификации на международных воздушных линиях, летная стажировка; квалификационные проверки летного персонала; методические полеты; подготовка по тематическим теоретическим и практическим курсам: управление ресурсами экипажа; правила полетов но зональной навигации; правила полетов по высокоточной зональной навигации; система сигнализации сближения с земной поверхностью; система спутниковой навигации; правила полетов в условиях уменьшенного вертикального эшелонирования; система предотвращения столкновений воздушных судов; правила выполнения полетов на большие расстояния при отсутствии запасных аэродромов, аварийно-спасательная подготовка.

Кроме того, 06 июля 2009 года к договору № 3257/8-9/09 от 01.01.2008 года было принято дополнительное соглашение №26/09 между ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и ОАО «ДОНАВИА», предметом которого является подготовка экипажей по программе переподготовки летного состава на ВС Боинг-737, целью подготовки является переподготовка пилотов по утвержденной программе до квалификационного уровня «второй пилот Боинг-737». Количество слушателей – 2 экипажа (4 пилота), объем подготовки для каждого экипажа: теоретическая подготовка – 132 часа в соответствии с утвержденной программой, тренажерная подготовка 40 часов. Место и период теоретической подготовки (г.Санкт-Петербург) с 14.07.2009 года – 07.08.2009 года, место и время тренажерной подготовки (г.Берлин, г.Рига) с 08.08.2009 года – 31.08.2009 года. Общая стоимость выполненных работ, услуг составляет 43100 условных единиц (л.д.22-23). В подтверждение исполнения данного соглашения в материалы дела представлены акт выполненных работ № 26/09 (л.д.24), счета (л.д.25, 26, 27) и платежные поручения (л.д.28, 29).

В силу ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Судом установлено, что 08 июля 2009 года между Бараниченко А.С. пилотом (кандидатом) и ОАО «Аэрофлот-Дон» было заключено соглашение об обучении работника за счет средств работодателя, согласно которого, на основании направления «Работодателя» работник обязан пройти подготовку по программе первоначальной подготовки пилотов на ВС Бонг-737-3 с получение документов, подтверждающих такое обучение (л.д.14-15).

В соответствии с п. 3 раздела 2 указанного дополнительного соглашения работник Бараниченко А.С. обязался после окончания обучения в ФГУО ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», аэродромной тренировки и тренировки в рейсовых условиях, проработать в ОАО «Аэрофлот-Дон» не менее 5 лет; в данный период не включается время нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы в соответствии с ТК РФ.

Согласно п. 4 раздела 2 соглашения об обучении работника за счет средств работодателя в случае увольнения из ОАО «Аэрофлот-Дон» ранее указанного срока работы, возместить работодателю затраты за обучение согласно раздела 3 п.1; размер возмещения рассчитывается пропорционально неотработанному времени, после окончания обучения, ввода в строй и до увольнения: работник не несет обязательств по возмещению работодателю затрат на обучение в случае увольнения по состоянию здоровья и сокращению штатов.

Ответчик Бараниченко А.С. успешно прошел обучение с 14.07.20009 года по 08.09.2009 года, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в том числе приказами о направлении летного состава авиаотряда для подготовки (л.д.65,66,67,68), свидетельством о повышении квалификации (л.д.126), данный факт не отрицался и не оспаривался сторонами в судебном заседании.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов,

В соответствии со ст.249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Как усматривается из Устава ОАО «Донавиа» (редакция №4), а также свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ 24.09.2009 года согласно решению единственного акционера наименование ОАО «Аэрофлот-Дон» изменено на ОАО «Донавиа» (л.д.73-95,96).

На основании приказа №552/л от 23.03.2011 года Бараниченко А.С. уволен 28.03.2011 года по собственному желанию, по инициативе работника согласно п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д.11).

Разногласий между работодателем и работником о причинах и основаниях увольнения нет, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Таким образом, ответчик был уволен ранее указанного срока в соглашении об обучении работника от 08.07.2009 года, отработав после обучения 462 дня, в то время как обязался отработать 1826 дней.

Поэтому с ответчика должна быть взыскана стоимость обучения и дополнительных затрат на обучение, пропорциональная фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Затраты ОАО «ДОНАВИА» за обучение при увольнении второго пилота Боинга 737 Бараниченко А.С. составили 723907 рублей 39 копеек, что подтверждается справкой-расчетом (л.д.71).

Вместе с тем, суд считает необходимым вычесть из данных затрат денежную сумму в размере 13886 рублей, которые являются заработной платой ответчика за период обучения, поскольку в тот момент Бараниченко А.С. являлся работником ОАО «Донавиа», и имел право на гарантированное работнику ст.187, 196 ТК РФ сохранение средней заработной платы в период прохождения обучения, поэтому в этой части исковые требования подлежат отклонению.

Кроме того, при увольнении на основании приказа №76/1 Д от 28.03.2011 года с Бараниченко А.С. удержана сумма в размере 469139 рублей 13 копеек (л.д.70).

Суд не может согласиться с доводами ответной стороны об исключении из расчета аварийно-спасательной подготовки на ВС «Боинге 737» в сумме 3813 рублей 56 копеек, командировочных расходов в сумме 2300 рублей за командировку в г.Москву по следующим основаниям.

Истцовой стороной в подтверждение указанных обстоятельств были представлены: дополнительное соглашение №17 от 24.09.2009 года к договору на оказание образовательных услуг №3257/9-335/06 от 12.12.2006 года, из которого усматривается, что ОАО «ДонАвиа» и АНОО «Авиационный учебный центр «авиакомпании «Сибирь» подписали соглашение о переподготовке членов летных экипажей по АСП на ВС В-737-500 (л.д.37). Переподготовка за одного слушателя составляет 4 500 рублей, акт от 25.09.2009 года (л.д.38), счет-фактура от 25.09.2009 года (л.д.39).

Для прохождения первоначальной подготовки по программе «Первичная подготовка пилотов В737-500 АСП (Суша)» работодателем по вышеуказанному соглашению согласно приказа № 193/ЛД от 14.09.2009 года в АНОО «Авиационный учебный центр «Авиакомпании «Сибирь» был направлен с 24.09.2009 года по 25.09.2009 года летный состав В-737 авиаотряда, в том числе и ответчик Бараниченко А.С. (л.д.66). В подтверждении указанных расходов истцовой стороной был представлен авансовый отчет №113 от 28.09.2009 года по командировке Бараниченко А.С. на сумму 2300 рублей.

Доводы ответной стороны о том, что возмещение перечисленных выше расходов не предусмотрено соглашением об обучении суд признает несостоятельным, поскольку пунктом 1 Соглашения предусмотрено, что работник обязался пройти подготовку по программе подготовки пилотов на ВС Боинг-737 с получением документа, подтверждающего такое обучение. При этом, данной программой предусмотрены все виды подготовок, за которые истец отыскивает понесенные расходы.

Что касается возражений ответной стороны об исключении из расчета расходов в размере 4644 рублей на наземную тренировку и расходов в сумме 71244 рублей на тренировку в рейсовых условиях, то, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 Соглашения об обучении работника от 08.07.2009 года предусмотрено обучение в ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», аэродромная тренировка и тренировка в рейсовых условиях.

Данные обстоятельства, подтверждаются заданиями на полет за период ноябрь-декабрь 2009 года (л.д.127-140), где Бараниченко А.С. состоял в должности стажера (л.д.127-140), выполнял тренировочные задания, а также подтверждаются расчетом расходов ОАО «Донавиа» (л.д.72).

Кроме того, в силу п.5.84 приказа Минтранса РФ от 31.07.2009 года №128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной экплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и а) предусматривает средства наземной и летной подготовки, а также преподавателей и инструкторов соответствующей квалификации; б) состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) воздушных судов, на котором работают члены летного экипажа; в) включает отработку взаимодействия членов летного экипажа, а также обучение действиями всех видах аварийной и исключительной обстановки или режима, вызванных неисправностями силовой установки, планера или систем, пожаром или другими отрицательными факторами; е) предусматривает следующее ежегодную подготовку по аварийно-спасательную оборудованию воздушного судна и тренировку процедур аварийной эвакуации на суше.

Согласно программы 1 раздела 1 правил подготовки пилотов к самостоятельным полетам в качестве второго пилота «Донавиа» программа состоит из задачи №1 - наземной подготовки, задачи №2 рейсовой тренировки второго пилота с инструктором, задачи №3 контрольно-проверочных полетов на допуск к самостоятельным полетам в качестве второго пилота.

Наземная подготовка состоит из десяти упражнений, которые проводит пилот-инструктор и инженер АО. Проверку знаний пилотом проводит командир летного отряда или его заместитель (одиннадцатое упражнение).

Расчет расходов наземной теоретической подготовки складывается из заработной платы с отчислениями инструктору АО, что подтверждается расчетом.

Согласно общих указаний к разделу №1 после установления варианта прохождения подготовки по Разделу №1 пилот закрепляется за инструктором для прохождения задач №1 и 2 Раздела 1. На основании свидетельства (сертификата) о завершении переподготовки на новый тип ВС уполномоченным органом, в свидетельство пилота вносится соответствующая квалификационная отметка.

Второй пилот-стажер ВС Боинг 737 4-й АЭ Бараниченко А.С. лишь после прохождения всего курса обучения, предусмотренного соглашением от 08.07.2009 года приказом №225 от 22.12.2009 года допущен к полетам в качестве второго пилота ВС Боинг – 737-300/500 в составе экипажа.

В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ОАО «Донавиа» о взыскании с Бараниченко А.С. затрат на его обучение подлежат удовлетворению, так как обоснованы и подтверждены материалами дела. С учетом частичного возмещения затрат ответчиком, а именно 469139 рублей 13 копеек, удержанных с него при увольнении и вычетом 13886 рублей, которые являются заработной платой ответчика в период обучения, суд пришел к выводу, что с Бараниченко А.С. подлежат взысканию в пользу истца понесенные последним расходы на обучение в размере 61238 рублей 29 копеек (723907,39 (сумма расходов) -13886 (заработная плата)=710021,39:1826 (срок обязательной отработки) *1364 (количество неотработанных дней)=530377,42 (сумма расходов) – 469139,13 (выплаченная при увольнении сумма).

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, данные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, следовательно, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2037 рублей 15 копеек.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ОАО «Донавиа» удовлетворить частично.

Взыскать с Бараниченко А.С. в пользу ОАО «Донавиа» расходы на обучение в размере 61238 рублей 29 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2037 рублей 15 копеек, а всего взыскать 63275 рублей 44 копейки.

В остальной части иска ОАО «Донавиа» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2011 года.

Судья Е.В.Никонорова