решение по заявлению Алиханян Т.Л., заинтересованное лицо: УФМС РФ по РО о признании незаконным и отмене решения



Дело № 2-1773/11 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 августа 2011 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи Филонова В.Н.

при секретаре Поздновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению Алиханян Т.Л., заинтересованное лицо: УФМС по РО о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ,

установил :

Алиханян Т.Л. обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что 24.06.2011г. решением УФМС России по РО необоснованно и незаконно аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание в РФ, по которому она обязана выехать из РФ в течение 15 дней, а в случае невыезда она подлежит депортации в соответствии с п.3 ст.31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Обжалуемым решением не только нарушены ее права и свободы, но и созданы
препятствия к осуществлению ее прав и свобод.

С 28.08.2009г она находится в законном браке с гражданином РФ
Шарафан Е.А., постоянно проживающим на территории РФ.

Указанное решение повлекло за собой нарушение права заявителя на уважение семейной жизни, т.е. нарушает существующие семейные отношения.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в различных определениях, в том числе в определении от 02.03.2006г. №55-О, указано на признание необходимости обеспечения принципа единства семьи…

ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение разрешения на временное проживание, а затем вида на жительство в случае, если они состоят в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в РФ, либо имеют ребенка, состоящего в гражданстве РФ (п.п.4 и 6.2 п.3 ст.6, п.1 ст.8). Таким образом, право иностранных граждан и лиц без гражданства на совместное проживание на территории РФ с членами семьи (супругом, детьми), являющимися гражданами РФ, обеспечивается правовыми механизмами, закрепленными в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства семьи в РФ налагает на него определенные обязательства и что их одномоментное прекращение способно негативно отразиться на членах его семьи (среди которых Российские граждане), которые могут нуждаться в личном уходе (например, в связи с болезнью), материальной поддержке, в погашении в их интересах финансовых и иных обязательств.

В соответствии с семейным законодательством РФ понятием семьи охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии, которые основываются на общности быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Брак основывается не только добровольностью его
заключения по обоюдному согласию, но и несением совместных обязанностей по
содержанию друг друга, проявлению уважения, заботы, проявлению материальной и
моральной поддержки, созданию благоприятной атмосферы во взаимоотношениях.
Особенно взаимная помощь является необходимой в периоды нетрудоспособности кого-
либо из супругов.

Как указано в решении УФМС по РО в соответствии с п. 6. ст. 6 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в случае, если выданное лицу
без гражданства разрешение на временное проживание было аннулировано, то повторно
такое лицо имеет право подать заявление о выдаче разрешения на временное
проживание не ранее чем через один год.

В связи с этим, аннулирование разрешения на временное проживание в
РФ, нарушает её права, т.к. она не будет иметь возможности легализоваться на территории РФ в течение года, и утратит связь с семьей (право на проживание и воссоединение со своей семьей), что не соответствует Конвенции от 04.11.1950г. «О защите прав человека и основных свобод».

Из вышеуказанного следует, что УФМС России по РО при
принятии обжалуемого решения необходимо было руководствоваться не только нормами
национального законодательства, но и актами международного права, участником
которых является РФ.

На момент вынесения решения УФМС России по РО заявитель уже была поставлена на учет в налоговом органе, что подтверждает свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Вынесенное решение противоречит международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной безопасности, территориальной целостности, публичного порядка. При высылке за пределы РФ уполномоченные органы исполнительной власти обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности - возраст, семейное положение, непринятие мер к трудоустройству, отсутствие жилья на территории РФ.

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что отказ в
выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного
разрешения, например, за неоднократные нарушения установленного порядка
пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ в отношении
иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой РФ представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 05.05.1998 г., и потому такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности право нарушителя и характера совершенного административного право нарушения, т.е. степени его общественной опасности.

Поэтому необходимость в применении указанной меры ответственности, как
способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, отпала.

Также, следует учесть, что иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны
здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.7; ст.17, ч.1; ст.19, ч.2; ст.21; ст.38, ч.ч.1 и 2; ст.41, ч.1 Конституции РФ), и их ограничение допускается только в установленном законом порядке.

Решение УФМС России по РО не содержит указаний на то, что пребывание Алиханян Т.Л. представляет угрозу общественному, политическому строю РФ.

Просит суд признать незаконным и отменить решение УФМС России по РО №10171 от 24.06.2011 г. об аннулировании разрешения на временное проживание Алиханян Т.Л.

Заявитель и ее представитель Шарафан Е.А. (в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ) в судебное заседание явились, просили суд заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - УФМС России по РО Землякова В.С. (доверенность) в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления, считая обжалуемое решение законным.

Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Главой 25 ГПК РФ определен порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:

нарушены права или свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно

привлечен к ответственности.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В силу ч. 3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане в РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, в том числе и правом на обжалование решений органов государственной власти с которыми вступают в правоотношения.

Установлено, что 15.08.2009г гражданка <данные изъяты> Алиханян Т.Л. въехала на территорию РФ в безвизовом порядке, что подтверждается миграционной картой (л.д. 31).

28.08.2009г между Алиханян Т.Л. и гражданином РФ Шарафан Е.А. был заключен брак (свидетельство Кировского отдела ЗАГСа г.Ростова н/Д от 28.08.2009г л.д.55).

02.11.2009г. Алиханян Т.Л. обратилась в ОУФМС России по РО в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы (л.д.21-24).

Заключением УФМС России по РО от 21.12.2009г Алиханян Т.Л. выдано разрешение на временное проживание в РФ (л.д.41).

Заключением УФМС России по РО от 24.06.2011г выданное гражданке <данные изъяты> Алиханян Т.Л. разрешение на временное проживание аннулировано (л.д.45-46).

Суд не может согласиться с позицией заявителя в виду следующего.

Так, при обращении 2.11.2009г с заявлением в ОУФМС России по РО в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону заявитель взяла на себя обязательство по предоставлению в течение 1 года с даты въезда в РФ свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, о чём свидетельствует подпись учиненная ею собственноручно в тексте заявления (л.д.22).

Данное обязательство соответствует положениям нормы п.п.2 п.5 ст.6.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Так, в соответствии с п.п.2 п.5 ст.6-1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе – по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в РФ. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в РФ сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере ми грации путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.

Согласно действующей на момент возникших между иностранным гражданином и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции отношений редакции указанной нормы закона – на иностранного гражданина возлагалась обязанность по предоставлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции свидетельства (уведомления) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.

В судебном заседании заявитель не отрицала, что в течение 1 года с момента своего въезда в РФ она не предоставила в орган миграционной службы свидетельство налогового органа о постановке на учет.

При таких обстоятельствах, факт непредоставления заявителем в установленный законом срок свидетельства налогового органа о постановке на учет, суд считает доказанным заинтересованным лицом в порядке ст. 249 ГПК РФ.

В данном случае правовыми последствиями непредоставления иностранным гражданином необходимого с точки зрения закона документа и явилось принятие УФМС России по РО решения (в форме заключения) об аннулировании ранее выданного заявителю разрешения на временное проживание в РФ на основании п.п.14 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Как предусмотрено п.п.14 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6-1 настоящего Федерального закона.

Доводы заявителя о том, что обжалуемым решением нарушены её права на уважение семейной жизни, оно вынесено не в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ о признании необходимости обеспечения принципа единства семьи, по сути представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной
жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите
прав человека и основных свобод, суд не может принять во внимание.

Так, Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусмотрено правовое положение иностранного гражданина в РФ с определением условий его временного пребывания в РФ и установлением ответственности за несоблюдение режима пребывания.

В соответствии со 3 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ.

В данном случае, при очевидности факта непредоставления заявителем в установленный законом срок свидетельства налогового органа, УФМС России по РО правомерно вынес решение об аннулировании разрешения на временное проживание.

Ссылки заявителя на нахождение в браке с гражданином РФ, осуществление ухода за близкими родственниками супруга, в этой связи не могут быть признаны состоятельными.

Представленное заявителем свидетельство МИФНС № 23 России по РО о её постановки на налоговый учёт 18.11.2010г (л.д.10), в условиях истечения годичного срока пребывания в РФ 16.08.2010г (т.е. более чем через год) подтверждает непринятие Алиханян Т.Л. мер к своевременному получению необходимого документа.

Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Алиханян Т.Л., заинтересованное лицо: УФМС России по РО в заявлении о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова н/Д.

Полный текст решения изготовлен 26.08.2011г.

Судья: