Дело № 2-1695/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 августа 2011г Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: судьи Филонова В.Н. при секретаре Поздновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Праймсайт», 3 лица: МУ «Управление наружной рекламы г.Ростов-на-Дону», администрация г.Ростова-на-Дону об обязании демонтировать рекламную конструкцию, установил : Истец обратился в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на то, что при проведении прокурорской проверки соблюдения ООО «Праймсайт» законодательства о безопасности дорожного движения, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы, были выявлены факты нарушений. В соответствии со ст.2 ФЗ от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ. В соответствии с п.3 ч.4 ст.5 ФЗ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. Ст.19 ФЗ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» устанавливает требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций. Так, часть 1 названной статьи закона гласит, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Частью 9 данной статьи Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку В ч.10 ст.19 ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» указано, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. Согласно ч.3 ст.19 ФЗ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. В соответствии с ч.4 ст.19 ФЗ от 13.03.2006г.№38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Пунктами соответственно 5 и 26.1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже В соответствии с п.5 ч.3 ст.25 ФЗ от 08.11.2007г.№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Собственником земельного участка в г. Ростове-на-Дону является администрация г. Ростова-на-Дону в лице Муниципального учреждения «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону». В ходе проведенной проверки установлено, что собственником рекламной конструкции отдельно стоящего стенда с рекламной информацией (рекламного щита), расположенной по адресу: <адрес>, является ООО «Праймсайт». ООО «Праймсайт» получило в установленном порядке разрешение МУ «Управление наружной рекламы города Ростова-на-Дону» на установку рекламной конструкции - отдельно стоящего стенда с рекламной информацией (рекламного щита) по На основании указанных документов ООО «Праймсайт» произвело установку отдельно стоящего стенда с рекламной информацией (рекламного щита). При установке по адресу: <адрес>, рекламной конструкции отдельно стоящего стенда с рекламной информацией (рекламного щита) ООО «Праймсайт» допустило нарушение требований Государственного стандарта РФ «Наружная реклама на Так, в соответствии со ст. 1 указанного ГОСТ Р 52044-2003 настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных дорог, в городских и сельских поселениях. Статьёй 5 данного норматива ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к средствам наружной рекламы: 5.10. Средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств. Статьей 6 стандарта ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы: 6.1.Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 м - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части. 6.2. На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м. 6.5. При размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м. Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части не более 4,0 м, должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТ 23457. Пунктом 6.4. вышеуказанного ГОСТ Р установлено, что удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м. Актом проверки размещения рекламной конструкции от 28.06.2011 выявлены следующие нарушения, допущенные при установке средства наружной рекламы (отдельно стоящий стенд), установленного по адресу: <адрес>: расстояние от края средства наружной рекламы до границы проезжей части автомобильной дороги по пр. Шолохова составляет 1,7 м, то есть менее 5 метров; расстояние от уровня проезжей части до нижнего края средства наружной рекламы составляет 4,1 м, то есть менее 4,5 м, дорожные ограждения первой группы по ГОСТ 23457 не установлены, удаление рекламной конструкции от линии электропередачи Таким образом, размещение рекламной конструкции ООО «Праймсайт» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» в части его удаления от края проезжей части и светофорных объектов (рекламный элемент размещен на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части (бровки земляного полотна автомобильной дороги, бордюрного камня), расстояние от рекламного элемента менее 50 м до пересечения автомобильных дорог в одном уровне), дорожные ограждения первой группы, предусмотренные ГОСТ 23457 не установлены, удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети менее допустимой нормы, расстояние уровня проезжей части до нижнего края средства наружной рекламы составляет менее допустимой нормы. Следовательно, ООО «Праймсайт», установив рекламную конструкцию вопреки требованиям государственного стандарта, допустило нарушение положений ч. 4 ст.19 ФЗ от 13.03.2006г. №-38-ФЗ «О рекламе» и прав на безопасность дорожного движения неопределённого круга граждан - участников дорожного движения. Нарушения требований федерального законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, выразившиеся в ненадлежащем расположении рекламной конструкции, создают предпосылки для нарушения безопасности дорожного движения, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям и повлечь за собой гибель и увечья людей. В связи с тем, что по пр. Шолохова в г. Ростове-на-Дону осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов, а указанные нарушения влияют на его безопасность, ограничивая видимость, мешая восприятию водителями и пешеходами дорожной обстановки или эксплуатации транспортного На основании изложенного, просит суд обязать ООО «Праймсайт» демонтировать рекламную конструкцию по адресу: <адрес>. Представитель истца – помощник прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону Синявский А.В. в судебное заседание явился, просил суд иск удовлетворить, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ООО «Праймсайт», действующий на основании доверенности, Бородин В.В. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал в полном объеме, просил суд в удовлетворении иска отказать. 3 лица: Администрация г.Ростова-на-Дону, МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Установлено, что рекламная конструкция по адресу: <адрес> установлена на основании разрешения № 2708, выданного МУ «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» ООО «Праймсайт» со сроком действия с по 02.02.2012г. Позиция истца сводится к тому, что существующее размещение рекламной конструкции незаконно, нарушает положения приведенных в исковом заявлении норм законов и регулирующего отношения конкретно - ГОСТа Р 52044-2003, что создает угрозу безопасности неопределенному кругу лиц - участникам дорожного движения, а поэтому должно повлечь наступление правовых последствий в виде демонтажа конструкции. Ответчик ООО «Праймсайт», не признавая предъявленного к нему иска, письменными возражениями на иск и в выступлениях в судебном заседании своего ссылается на то, что ГОСТ Р 52044-2003 был введен в действие с 01.09.2005г в новой редакции согласно Приказа Ростехурегулирования № 170-ст от 30.06.2005г. Но согласно норм Закона РФ о «Техническом регулировании» с момента вступления в силу Закона РФ «О техническом урегулировании» федеральные органы исполнительной власти (включая Ростехурегулирование) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (п.3 ст.4 Закона). Отмечает, что Приказом № 117-ст Федерального Агентства по техническому регулированию от 24.03.2009г были утверждены изменения №2 ГОСТ Р 52044-2003 с датой введения в действие 01.09.2009г. При этом в Приказе указано, что соответствующие нормы подлежат добровольному применению. Исходя из вышеизложенного, ответчик считает, что истец не вправе требовать обязательного исполнения положений ГОСТа, если он подлежит применению на добровольной основе. Полагает, выводы прокурорской проверки являются незаконными, и не могут рассматриваться в качестве доказательств по настоящему делу как не имеющие юридической силы. ООО «Праймсайт» на проведение проверки не приглашалось и при ее проведении не участвовало. Форма акта обследования законодательством РФ установлена. При проверке отсутствовали свидетели. В Акте не указаны сведения о выявленных нарушениях обязательных требований. Схема размещения рекламной конструкции в акте отсутствует. Методика проведения замеров ГОСТом не определена. Каким образом в рассматриваемом случае производились замеры, и какие использовались средства измерения – неизвестно. Демонтаж рекламной конструкции возможен только в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным. Между тем, в рассматриваемом случае разрешение на установку рекламной конструкции № 2708 действует, не аннулировано, не признано недействительным. Срок действия разрешения до 02.02.2012г. С 1.07.2010г вступил в силу ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009г «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указывает, что рекламная конструкция является «сооружением» и согласно положениям указанного закона является объемным сооружением, состоит из конструктивных частей: конструкции щита и несущей стойки – надземная часть и фундаментная часть (монолитный железобетонный блок) – подземная часть. Таким образом, ГОСТ Р 52044-2003 не действует с момента вступления в силу ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009г, а потому истец не вправе ссылаться на положения ГОСТа в обоснование своих требований о демонтаже рекламной конструкции. Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.19 ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых … на остановочных пунктах движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона рекламные конструкции не должны иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. В соответствии с п.9 ст. 19 вышеназванного Закона установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Из п.4 ст.19 вышеназванного Закона следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Исходя из п. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан. Порядок применения ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит переходные положения (ст. 46), в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184- ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан. В данном случае требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТе Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно п. 5.10, п. 5.3 ст.5 ГОСТа Р 52044-2003 конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами. Средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспостранителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств. В силу п. 6.5 названного ГОСТа при размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 метров. Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры не более 4 метров, должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТу 23457. В соответствии с п. 6.1, 6.2, 6.6 и 6.7 ГОСТа не допускается размещение средств наружной рекламы на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог, а также на расстоянии менее 50 метров от них, на высоте менее 4,5 метра от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы. Расстояние от маршрутных транспортных средств до рекламной конструкции должно быть не менее 25 метров. Расстояние от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10м или менее 5 м над уровнем проезжей части, а расстояние от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) – в населенных пунктах. Судом установлено, что на момент рассмотрения спора расстояние от края средства наружной рекламы до границы проезжей части автомобильной дороги по пр. Шолохова составляет 1,7 м, то есть менее 5 метров по ГОСТу Р 52044-2003; расстояние от уровня проезжей части до нижнего края средства наружной рекламы составляет 4,1 м, то есть менее 4,5 м по ГОСТу Р 52044-2003, дорожные ограждения первой группы по ГОСТ 23457 не установлены, удаление рекламной конструкции от линии электропередачи (электропередачи осветительной сети) 0,5 м. В виду этого следует признать, что в настоящее время предусмотренные ГОСТом Р 52044-2003 технические требования применительно к спорной рекламной конструкции ООО «Праймсайт» по данному критерию не соблюдены, и поэтому основания для её демонтажа с учетом приведенных доводов истцовой стороны, имеются. Доводы ответчика ООО «Праймсайт» о том, что истец не вправе требовать обязательного исполнения положений ГОСТа, и не вправе ссылаться на положения ГОСТа в обоснование своих требований, так как ГОСТ Р 52044-2003 не действует с момента вступления в силу ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009г, а также о неизвестности средств используемых измерений и методики, подлежат отклонению. Таким образом, позиция истца о создании угрозы в сфере безопасности дорожного движения размещением рекламной конструкции вышеописанным образом, нашла своё подтверждение. Наличие угрозы безопасности дорожного движения, под которой в силу ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, при указанных обстоятельствах, имеет место. Иск об обязании демонтировать рекламную конструкцию подлежит удовлетворению. Утверждение ответчика о возможности демонтажа рекламной конструкции только в случае аннулирования разрешения на её установку или признания его недействительным, судом не может быть принято во внимание. Нормой ч.21 ст.19 ФЗ «О рекламе», на которую ссылается ответчик, предусматривается положение, при котором, в случае аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции или признания его недействительным, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца. Однако данный случай, когда демонтаж является следствием аннулирования (недействительности) разрешения, не является единственно возможным, и законодательно не исключается возможности возложения обязанности по демонтажу рекламной конструкции на её владельца без предшествующего этому (или одновременно) рассмотрению вопроса применительно к разрешению на установку как документу, предоставляющему соответствующее право, выданному уполномоченным органом. Характер допущенных ответчиком указанных выше нарушений, позволяет истцу ставить вопрос о демонтаже рекламной конструкции в её существующем состоянии, что не запрещает ответчику впоследствии установку рекламной конструкции на основании полученного разрешения, действующего до 02.02.2012г, и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать ООО «Праймсайт» демонтировать объект наружной рекламы – рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения МУ «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону» № 2708 по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону. Решение в окончательной форме изготовлено 02.09.2011г. Судья
рекламной конструкции.
самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О рекламе".
адресу: <адрес>.
автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утверждённого Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. №124-ст.
(электропередачи осветительной сети) 0,5 м.
средства, чем создают реальную опасность для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами (водителей, пешеходов, пассажиров, других участников дорожного движения, но установить их количество невозможно), иск предъявляется прокурором.