2-1933/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «26» августа 2011 года Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: судьи Сорокобаткиной Т.П. при секретаре Борисовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Султани Мохаммад Амин к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л : Султани Мохаммад Амин, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Федеральной миграционной службы России по Ростовской области об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, обязании предоставить временное убежище. В обоснование заявленных требований, указал, что он является гражданином Афганистана. Территорию Афганистана покинул 18.10.2010г. вместе с женой Султани Ясамин, сыном М. Рамином 2002 г.р., сыном Ахмад Рохид 2006г.р. и дочерью Рохиной 2001г.р. 11.11.2010г. он обратился в УФМС РФ по Ростовской области за получением статуса беженца на территории РФ. 02.02.2011г. решением УФМС РФ по Ростовской области ему было отказано в признании беженцем на территории РФ как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец» согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах». 09.02.2011г. он обратился в УФМС РФ по Ростовской области за получением временного убежища на территории РФ. Решением Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области от 27.04.2011г., протокол № 97, ему было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. 28.05.2011г. заявитель подал жалобу в Федеральную миграционную службу России и согласно решению № 767 от 12.07.2011г. ему было отказано в удовлетворении его требований. Заявитель считает, что ему в предоставлении временного убежища на территории РФ отказано незаконно, поскольку существуют гуманные причины, требующие временного пребывания его на территории РФ, так как он не может в настоящее время вернуться на родину в связи с тем, что он опасается за свою жизнь и жизнь своих детей из-за угрозы преследования. В обоснование данного обстоятельства он указал, что до 1992г. был членом НДПА, в период с 2002 по 2008г. работал водителем в МВД Афганистана, осуществлял перевозки продуктов в воинские части, дислоцирующиеся в южных провинциях Афганистана, попал под ракетный обстрел, в результате которого погибли три его брата, а сам получил ранения. Кроме того, он опасается возвращаться в Афганистан еще и потому, что он принадлежит к этнической группе хазарийцев, которые преследуются по национальному признаку. На основании изложенного заявитель просил суд признать незаконным отказ в предоставлении временного убежища на территории РФ, отменить решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ и обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области предоставить ему временное убежище на территории РФ. Заявитель Султани Мохаммад Амин в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель УФМС России по Ростовской области – Бородина А.В., действующая на основании доверенности, просил в удовлетворении заявления отказать, считая отказы правомерными и основанными на законе, посколькуоснований для предоставления временного убежища заявителюне имелось. Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления, в связи со следующим. В силу ч.1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные решения, действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права. При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем и предоставления временного убежища регламентируется Федеральным Законом РФ №4528-1 от 19 февраля 1993 года «О беженцах» (далее по тексту Закона №4528-1), а также Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» №274 от 9 апреля 2001 года. В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.1 Федерального Закона РФ №4528-1, беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В силу пп.2 п.1 ст. 4 вышеприведенного закона лицо, заявившее желание быть признанным беженцем обращается с письменным ходатайством в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации, в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а при вынужденном пересечении границы в пункте пропуска или вне его через государственную границу в орган пограничного контроля в течение суток со дня пересечения. Согласно ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 28.12.2010) "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 года №274 определен порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Как установлено в судебном заседании, Султани Мохаммад Амин, покинул страну гражданской принадлежности – Исламскую Республику Афганистан 18.10.2010г., на основании действительных документов: паспорта и визы Российской Федерации 22 1790023, срок действия 07.10.2010 до 15.11.2010г. Рейсом самолета Кабул - Москва 18.10.2010 года прибыл на территорию РФ. Дата прибытия и пункт пересечения Государственной границы Российской Федерации подтверждены отметками в паспорте. В город Ростов-на-Дону прибыл на автомобиле 19.10.2010 г. В результате проведенной процедуры, предусмотренной действующим Российским законодательством для определения правового статуса иммигрантов, установлено, что заявитель - 09.06.1965 г.р., уроженец Р.Афганистан, провинции Парван. Национальная принадлежность – хазареец, вероисповедание - ислам шиитского толка. Родной язык – дари, иностранными языками не владеет. Образование среднее, в 1983 году окончил лицей в г. Кабуле. Семейное положение – женат на гражданке Афганистана Султани Ясамин 29.02.1980 г.р.. От брака имеет трех детей: Рохина (дочь, 10.04.01 г.р.), М. Рамин (сын, 20.05.02 г.р.), Ахмад Рохид (сын, 21.03.06 г.р.). До 2010г. проживал г.Кабуле. В период с 1992г.по 1999г. проживал в Пакистане. Впервые заявитель обратился в УФМС России по Ростовской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации 11.11.2010г., в связи с чем указал, что с территории Афганистана убыл в связи со сложной политической обстановкой, отсутствием гарантий безопасности и угрозой жизни со стороны талибов по национальному признаку, а также боялся стать жертвой преследований в Афганистане за политические убеждения и принадлежность к определенной социальной группе. 02.02.2011 года решением Управления по делам миграции ГУВД Ростовской области заявителю отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации на основании пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах», как не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец». 09.02.2011 года заявительница обратился в Управление ФМС России по Ростовской области с заявление о предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. 27.04.2011 решением Управления ФМС России по Ростовской области заявителю отказано в предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием обстоятельств, которые в настоящее время не позволяют им вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного проживания на территории РФ. Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации, когда он может быть признан беженцем, но заявляет просьбу ограничиться временным пребыванием либо когда оснований для признания беженцем не имеется, но страна из гуманных побуждений не принимает решение о его выдворении, предоставляя ему временное проживание. Оно применяется, только когда человека невозможно вернуть на родину, поскольку существуют какие-то причины временного характера. При исчезновении этих причин человек подлежит выдворению (депортации), если за это время он не приобретет на территории России другого статуса. В своем законодательстве, регулирующем правовое положение беженцев, Российская Федерация опирается также и на нормы международного права. В статье 14 Всеобщей декларации прав человека ООН предусматривается, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право, однако, не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. В развитие ст. 14 Всеобщей декларации в рамках ООН были приняты специальные международно-правовые документы, посвященные правам беженцев. Так, согласно Конвенции ООН по правам беженцев 1951 г. временное убежище предоставляется людям, которые покидают территории, где идет война. Декларация ООН о территориальном убежище, принятая единогласно 14 декабря 1967 г., предусматривает, что "убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Декларация ООН о территориальном убежище устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст.1, ч. 3). Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации урегулирован Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изм. от 2003 г.), которым было утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Процедура предоставления временного убежища, решение о котором принимается миграционным органом, предусматривает не только подачу ходатайства, но заполнение анкеты и проведение собеседований с оформлением опросных листов. Важными ее элементами являются проверка достоверности полученных сведений о заявителе, обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для нахождения на ее территории, всестороннее изучение причин и обстоятельств, изложенных заявителем в ходатайстве. С этой целью привлекаются органы внутренних дел и службы безопасности, изучается обстановка в стране происхождения заявителя, сопоставляются факты и обстоятельства, связанные с его ходатайством. Органы миграционной службы могут при необходимости затребовать документальное подтверждение некоторых обстоятельств. При опросах заявителя в УФМС России по Ростовской области было установлено, что Султани Мохаммад Амин является гражданином Исламской Республики Афганистан, женат на гражданке Афганистана, имеют совместных детей. Добровольно заявитель вернуться в Афганистан не желает, поясняя, что в стране небезопасно, там у него не осталось родственников, а также нет работы. Вместе с тем, как следует из опросных листов, в Афганистане он с семьей жил в съемной квартире, работал водителем, жена сидела дома с детьми, один ребенок ходил там в школу. Покинули Афганистан в связи с тем, что он попал в аварию, его уволили с работы, семья испытывала материальные трудности, в связи с чем, обратились к родственникам в Россию с просьбой помочь переехать в Россию. Кроме родственников в России есть родственники в Канаде, но возможности туда переехать нет, обратно в Афганистан, возвращаться не намерены. Кроме того, заявитель указывал, что в Афганистане он являлся рядовым членом НДПА, в связи с чем опасается преследования по этим основаниям. Кроме того, он указывает, что относится к национальной принадлежности хазареец, которые также подвергаются преследованию. С данными доводами суд согласится не может поскольку по информации МИД России, в нынешних условиях в Афганистане хазарейцы не подвергаются преследованиям со стороны властей страны, многие их представители занимают высокие посты в правительстве и армии страны. В этой связи в настоящее время хазарейцев, как национальное меньшинство, нельзя отнести к группе риска. Относительно довода о том, что он являлся рядовым членом НДПА, то это обстоятельство не является причиной для преследования по этому основанию, т.к., в соответствии с информацией МИД России, основания опасаться преследований гораздо больше у некоторых бывших высокопоставленных членов НДПА, не пользующихся защитой исламских политических партий, племен или влиятельных лиц. Они подвергнутся риску только в том случае, если их знают и если они занимались активной общественной деятельностью. Кроме того, сам заявитель и члены его семьи после возвращения из Пакистана в 1999 году (по другим данным в 1997 году) длительное время проживали в Афганистане - до октября 2010 года, но сведений об их преследовании по этим основаниям заявитель не сообщает. Напротив, в своей жалобе он указывает, что при нынешнем режиме он в период с 2002 по 2008 год служил в МВД Афганистана. Кроме того, сведения сообщённые заявителем, непоследовательны и содержат явные противоречия, что вызывает сомнения в их подлинности и подрывает доверие к самому заявителю. В п. 15 Анкеты он указывал, что в период с 1999 года по 2010 год он работал водителем в частной фирме перевозившей продукты по территории Афганистана, но в других документах он утверждает, что в период с 2002 года по 2008 год служил в МВД Афганистана и осуществлял перевозки продуктов в воинские части дислоцированные в южных провинциях Афганистана. Также по утверждению заявителя из-за аварии он был уволен с работы и его семья испытывала серьёзные финансовые трудности в связи с чем он обратился с просьбой к своей сестре, проживающей в России, оказать им помощь в переезде к ней (п. 3 (Опросного листа от 18.04.2011 г.). Данный факт указывает на то, что выезд заявителя из страны его гражданской принадлежности связан со сложной социально-экономической и политической обстановкой в стране. Кроме того, в настоящее время заявитель и члены его семьи в неотложной медицинской помощи не нуждаются. Не усматривается, что в отношении заявителя и его семьи существуют гуманные основания, которые в настоящее время не позволяют им вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного пребывания на территории Российской Федерации. В судебном заседании заявителем не было представлено никаких доказательств того, что со стороны правительства Исламской Республики Афганистан, поступают угрозы его адрес, а также он не представил доказательств того, что страдает каким-либо тяжелым заболеванием и нуждается в неотложной медицинской помощи. Что касается ссылок заявителя на сложную внутриполитическую обстановку, то она распространена практически на всей территории Афганистана, и жизненные трудности испытывает практически всё население страны, а не только семья заявителя. Суждение заявителя об обстановке, сложившейся в стране его происхождения не могут являться основанием для предоставления временного убежища. Свидетельств преследования членов семьи заявителя и его самого со стороны властей Афганистана по национальному, религиозному или какому-либо иному признаку, суду не представлено. Вместе с тем, в настоящее время в Исламской Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан, независимо от их национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений. В стране появилась сеть хорошо оснащенных медицинских учреждений, что крайне важно для Афганистана. Проведены демократические выборы президента. Принята новая конституция. Создается общество подлинной многонациональной демократии. Также при принятии решения было учтено, что ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, суд считает, что официальная информация о, внутриполитической обстановке в Исламской Республике Афганистан говорит о том, что реальная возможность возвращения заявителя в страну своей гражданской принадлежности имеется. Заявителем не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что лично он подвергалась в прошлом, либо в случае возвращения, может быть подвергнут в стране проживания преследованиям со стороны властей по политическим, религиозным мотивам, принадлежности к определенной расе, национальности, социальной группе и наличии оснований опасаться в случае возвращения стать жертвой таких преследований. Учитывая указанные выше обстоятельства, суд считает, что УФМС по Ростовской области обоснованно пришло к выводу, об отсутствии причин, которые могли служить основанием для предоставления убежища, и приходит к выводу об обоснованности принятого 27.04.2011 года решения об отказе Султани Мохаммад Амин в предоставлении временного убежища. Суд считает, что отказ в предоставлении временного убежища заявителю не противоречит действующему законодательству, как и нормам международного права. Заявителем не приведено доказательств того, что имеются опасения стать жертвой преследований в Афганистане по признакам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах", таким образом, угрозы для жизни, здоровья заявителя при возвращении на территорию государства, гражданином которого она является не установлено, уважительных причин для предоставлении убежища заявителю - не имеется. Кроме того, предоставление временного убежища иностранному гражданину, признание беженцем на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства является правом компетентных органов, а не обязанностью, поэтому требования заявителя не основаны на законе. С учетом указанного, суд не находит оснований для отмены принятого УФМС России по Ростовской области решения, в связи с чем, в удовлетворении заявленных Султани Мохаммад Амин требований следует отказать в полном объеме. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявленных Султани Мохаммад Амин требований о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, его отмене и обязании предоставить временное убежище – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течении 10-ти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.08.2011г. Судья: