дело № 2-1215/11



2-1215/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» августа 2011 года

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Ремизовой Н.Г.

при секретаре Лубкиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шумейко М.А. к ФБУ «Кадастровая палата» по РО, Управлению Росреестра по РО, 3-е лицо: ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице филиала по ЮФО о признании об изменении кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Шумейко М.А. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. . Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.03.2011г. – кадастровая стоимость земельного участка составляет 13136 013,60 руб.

При этом истица обратилась к независимому оценщику <данные изъяты> для определения рыночной стоимости принадлежащего ей земельного участка.

Согласно отчету от 28.04.11г. рыночная стоимость земельного участка составила 8340000 руб.

Считая, что кадастровая оценка земельного участка проведена без учета статистического анализа рыночных цен и противоречит положениям ст. 66 ЗК РФ, методическим указаниям, Административному регламенту истица просила суд вынести решение, которым признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. в размере 13136 013,60 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 3435,15 руб. за кв.м.; признать кадастровой стоимость указанного земельного участка его рыночную стоимость в размере 8340000 руб.

Впоследствии истица уточнила свои требования и просила суд вынести решение, которым изменить результаты государственной кадастровой оценки земельного участка , общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. в размере 13136 013,60 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 3435,15 руб. за кв.м – с 28.04.2011г., т.е. с момента определения рыночной стоимости; признать кадастровой стоимостью указанного земельного участка его рыночную стоимость в размере 8340000 руб. – с 28.04.2011г., т.е. с момента определения рыночной стоимости.

Истица Шумейко М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебное заседание представитель истца, действующий на основании доверенности – Невский И.А., в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по РО, действующая на основании доверенности – Бабурина Д.В., в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Представитель Управления Росреестра по РО в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице филиала по ЮФО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно п.1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28.06.2007 г. № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пункту 4 Административного регламента, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в рамках исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель выполняет следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, анализ приведенных норм федерального законодательства прямо указывает, что функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и проверка результатов работ, прямо возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая согласно п. 5 Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Данная функция также закреплена в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

В судебном заседании установлено, что истица Шумейко М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. ., что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.03.2011г. – кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 13136 013,60 руб., удельный показатель кадастровой стоимости равен 3435,15 руб. за 1 кв.м.

В настоящее время истица ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть выше рыночной стоимости, тогда как необоснованное завышение кадастровой стоимости приводит к нарушению ее прав.

В обоснование своих требований истицей представлено экспертное заключение ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, рыночная стоимость земельного участка составляет 8340000 руб.

Суд находит заявленные истицей требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению исходя из нижеследующего.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и её территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям, о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

При этом заявляя требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка истица не указывает на ее неправильность, ссылаясь лишь на то обстоятельство, что оценка является завышенной, что нарушает ее права, как налогоплательщика.

Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области проводились дважды: в 2001-2002 гг. и в 2007 г. филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» по ЮФО на основании государственного контракта № 2 от 20.04.2007.

По результатам проведенных работ ФГУП «ФКЦ «Земля» по ЮФО составлен соответствующий отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.

По результатам проверки Роснедвижимостью принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, решение оформлено актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков. При этом нарушений Административного регламента по организации проведения государственной кадастровой оценки земель при определении кадастровой стоимости земельных участков установлено не было.

Как следует из отзыва Управления Росреестра по РО от 30.05.2011г. № 08-12/2685 по 2008 год включительно применялись результаты государственной кадастровой оценки 2001-2002 г.г., а с 2009 года, после вступления в силу Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 № 212 стали применяться результаты государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2007 году.

Земельный участок с кадастровым номером на момент осуществления работ по кадастровой оценке был оценен с учетом всех имеющихся на тот момент характеристик как самостоятельный объект земельных отношений согласно порядку, установленному законодательством.

В связи с внесением изменений в статью 66 ЗК РФ, в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ от 29.07.1998 была введена глава, посвященная кадастровой стоимости, в частности, определен порядок ее пересмотра и установления в размере рыночной стоимости.

Статьей 24.19 указанного закона установлено, что результаты кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или в комиссии по рассмотрению споров. При этом, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, что также установлено данной нормой.

В данном случае, сведения о размере кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в кадастр 01.01.2009, следовательно, установленный шестимесячный срок прошел, и на территории Ростовской области результаты кадастровой стоимости в комиссии оспорены быть не могут, чем Министерством экономического развития РФ территориальным органам Росреестра Российской Федерации в письме от 08.12.2010 № Д06-4689 были даны разъяснения, в соответствии с которыми, во избежание неравенства правообладателей земельных участков, результаты определения кадастровой стоимости, полученные на основе результатов государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона № 167-ФЗ, не могут быть оспорены в комиссии.

Кроме того, для предъявления требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, истцом, помимо отчета об определении рыночной стоимости, наряду с другими документами, необходимо представлять положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии, как это предусмотрено требованиями статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ от 29.07.1998. Данное требование предусматривает точение представления сведений, не соответствующих действительности, как следствие злоупотребления правообладателями участков предоставленными им правами.

Методические указания и Технические рекомендации ориентированы на ведение расчетов кадастровой стоимости и на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Вместе с тем, учитывая доводы заявителя о сравнении кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, суд обращает внимание на то, что представленный отчет о рыночной стоимости земельного участка, составлен на дату 18.04.2011, в то время как кадастровая стоимость земельного участка вступила в силу и была внесена с 01.01.2009, а определялась состоянию на 01.01.2007.

В частности, статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, одним из которых является: установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Необходимость установления рыночной стоимости на дату установления его кадастровой стоимости обусловлена возможностью их сопоставления как показателей, действующих на определенный период времени.

Однако отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, представленный истцом, определяет его кадастровую стоимость не на 2007 год, в то время как кадастровая стоимость была определена именно на эту дату.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего истице значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений Ростовской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, как и не может являться основанием к изменению установленной кадастровой стоимости, определенной в соответствии с нормативами. При этом ссылка истицы на положения ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку свидетельствует о неправильном толковании закона, который не содержит положений, обязывающих приводить в соответствие с рыночной стоимостью уже установленную кадастровую стоимость.

Изучив указанные обстоятельства, суд находит заявленные истицей требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шумейко М.А. к ФБУ «Кадастровая палата» по РО, Управлению Росреестра по РО, 3-е лицо: ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице филиала по ЮФО о признании об изменении кадастровой стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 26.08.2011г.

Судья: